ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.

Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра

«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.

После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.

Техосмотр не обязателен, но…

Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.

Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.

В каком случае могут аннулировать карту?

По новым правилам диагностическую карточку вправе аннулировать сотрудники ГИБДД. Сделать это позволено, если техосмотр автомобиля по факту не проводился или проводился некачественно, а диагностическая карта имеется. За подлог оператора, выдавшего ДК без осмотра, привлекут к ответственности по КоАП РФ. Сумма штрафа зависит от степени тяжести допущенного нарушения и количества данных эпизодов. Для этого в кодекс также были внесены некоторые изменения.

После аннулирования карточки об этом факте становится известно и страховой компании, выдавшей ОСАГО, а также в Союз автостраховщиков России. Извещение об аннулировании ДК приходит владельцу в трехдневный срок. Договор по обязательной страховке не будет аннулирован, но ТО пройти придется. Наседать на него будут уже несколько заинтересованных в этом сторон. Кроме того, при попадании в таком статусе в ДТП ущерб будет возмещен потерпевшим за счет застрахованного. Точнее для начала оплату произведет страховщик, но затем стребует деньги с застрахованного.

Проверок значительно поубавилось

с 1 сентября 2022 г вступило в силу Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов по сравнению с 82 ранее. Например, они не будут проверять:

  • наличие коррозии элементов тормозной системы;
  • наличие повреждений тормозных трубопроводов;
  • наличие мест для установки государственных регистрационных знаков;
  • уровень шума в выхлопной системе;
  • наличие подтеканий масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
  • наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
  • способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
  • работа штатной противоугонной защиты.

Также отменены и некоторые другие требования по проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию автомобиля. В случае явных изменений конструкции и дополнительного оборудования, не включенных в регистрационные документы, пройти техосмотр будет невозможно. Аптечки и огнетушители, не проверяемые по новым правилам при техосмотре, должны находиться в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.

Что делать когда осмотр авто пройден

Если все показания транспорта в норме, в диагностической карте владельца появится отметка о том, что транспорт безопасен и его использование разрешено.

Читайте также:  Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

Если специалисты выявят технические ошибки, они поставят отметку на карте о необходимости устранения недостатков. Это необходимо сделать в течение 20 календарных дней, после чего приехать в пункт ТО для повторного осмотра. Повторная процедура займет меньше времени – будут проверены только неисправные устройства. Если все пойдет хорошо, информация в диагностической карте изменится.

После проверки на транспортное средство вносится электронная диагностическая карта. Доступ к нему имеют владелец автомобиля, страховые компании и правоохранительные органы. По желанию владельца документ можно получить в бумажном виде, но такую ​​карточку, скорее всего, никто не покажет: страховые компании и ГИБДД давно используют простую информационную систему.

Как рассчитывается плата за техосмотр в 2023 году

Первым и основополагающим решением стало введение пограничных показателей – минимального и максимального тарифа для каждого субъекта.

Нижний порог при этом устанавливается законодательно: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) самостоятельно рассчитала минимально допустимый размер цены прохождения техосмотра для транспортных средств разной категории и довела его властям регионов.

С учетом инфляции, а также индексации средних показателей по стране были получены следующие цифры (это ориентировочные цены, в зависимости от региона они могут отличаться):

  • M1 (легковые автомобили) – 913 рублей.
  • M2 и M3 (автобусы и троллейбусы) – 1563 и 1888 рублей.
  • N1, N2 и N3 (грузовые автомобили) – 999, 1821 и 1966 рублей.
  • L1-L7 (мопеды, мотовелосипеды, мотоциклы, мотороллеры, трициклы, квадрициклы) – 321 рубль.
  • O1 и О2 (прицепы) – 753 рубля.
  • О3 и О4 (прицепы) – 1272 рубля.

Учитывая, что речь идет о минимальных тарифах, которые должны использоваться в новом 2023 году операторами техосмотра, уже такие цифры фактически обеспечивают заметное увеличение платы за прохождение ТО.

Например, в Краснодарском крае пройти техосмотр легкового авто (М1) в 2022 году можно было за 651 рубль, в Орловской области – за 300 рублей, в Москве – за 720 рублей, а вот в Амурской области почти вдвое дороже – за 1300 рублей.

Что касается верхней планки, то ее решили рассчитать индивидуально для каждого региона, для чего всем операторам субъекта было предложено отправить в ФАС свои собственные расчеты, где были бы указаны: общие доходы и расходы станции, расходы на оплату труда работников, размер арендных и коммунальных платежей, налоговые отчисления и т. д.

Начиная с 1 марта 2022 года, за отсутствие техосмотра на автомобиле, который требует прохождения ТО и оформления диагностической карты согласно новым правилам, назначается штраф в размере 2000 рублей.

При этом законодатели предупреждают потенциальных нарушителей о работе дорожных камер, которые могут фиксировать передвижение транспортных средств по дорогам общего пользования и сверять номерные знаки с базой данных номеров тех машин, что подлежат обязательному прохождению технического осмотра.

Если выяснится, что авто эксплуатируется без отметки о получении диагностической карты, собственнику машины будет автоматически выписан штраф. Данное нарушение в отношении конкретного автомобиля станет фиксироваться 1 раз в сутки, поэтому попав в объектив сразу нескольких камер в течение дня, «письмо счастья» будет только одно.

Утильсбор для спецтехники с 1 января 2023

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об индексации утилизационного сбора для спецтехники с 1 января 2023 года (Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 № 2132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).

Проект постановления был разработан Минпромторгом России с целью выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции.

Как пояснили в ведомстве, в результате нарушения сложившихся логистических цепочек, а также роста курса рубля отмечается значительный рост импорта некоторых категорий автомобильной, специализированной самоходной и прицепной техники. В обозначенных условиях стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей.

Что нового в правилах техосмотра?

Постановление Правительства РФ, которое вступило в силу еще 1 марта, с одной стороны внесло ряд серьезных изменений в порядок и правила прохождения автомобильного техосмотра, а с другой, было вынуждено сразу внести некоторые коррективы в связи с коронавирусной обстановкой в России, которые ряд новых требований откладывают на определенное время. ТО есть, новый техосмотр начал действовать, но не в полном объеме, с временными послаблениями.

Прежде всего, следует учесть сами изменения, которые появились по требованию Правительства России. Их несколько:

  • Диагностические карты техосмотра теперь оформляются только в присутствии автовладельца (больше никакого дистанционного или заочного оформления!).
  • Оформление диагностической карты – только в электронном виде (бумажные версии документа выписывают только по желанию автовладельца).
  • Техосмотр теперь считается действительным, если проведен только на специализированных СТО, которые имеют официальную аккредитацию Российского союза страховщиков (РСА), а также в зарегистрированных в реестре операторов ТО передвижных диагностических линиях.
  • Сотрудники ГИБДД теперь имеют право аннулировать диагностические карты, если докажут, что они поддельные или не соответствуют реальному состоянию авто.
  • Автомобиль обязательно фотографируется на СТО при въезде и выезде для подтверждения прохождения процедуры.
  • Вся информация с диагностической карты + фото машины вносятся в ЕАИС МВД.
  • Если при техосмотре у авто обнаружены существенные неисправности, то владельцу придется сначала их устранить, и только потом приехать на техосмотр повторно.
  • Диагностическая карта техосмотра теперь обязательна при покупке полиса ОСАГО.
Читайте также:  Нормы уличного освещения в сельских поселениях

Важно! Водители, которые привыкли отлынивать от прохождения техосмотра автомобиля, теперь попадают в сложную ситуацию: уже в 2022 году ГИБДД завершит составление базы техосмотра автотранспорта ЕАИС и начнет штрафовать машины, которые будут фиксироваться видеокамерами на дорогах. Если не прошедшее техосмотр авто попадет в объектив камеры видеофиксации (без ТО нельзя выезжать на трассу), автовладелец будет получать по почте постановление об административном штрафе в размере 2000 рублей. Причем, штрафовать будут за каждый случай «засвета» авто на камерах.

Какие этапы проверки проходит ТС

При проведении техосмотра автомобиля работы проводятся в 2 этапа: на первой стадии эксперт делает визуальный осмотр основных компонентов транспорта, а на второй проходят процедуры с использованием специального диагностического оборудования (стендов).

Что проверяют при визуальном техосмотре автомобиля интересует владельцев не меньше стендового анализа, поскольку именно на этом этапе нередко возникают причины для отказа в разрешении на последующую эксплуатацию ТС.

Процедура включает в себя следующие этапы:

  1. Соответствие автомобиля заводской комплектации. На транспортном средстве должны быть установлены все узлы, которые предусмотрены технической книжкой конкретной модели. В 2018 году законодательство чётко оговаривает, что нельзя оборудовать машину частями от других моделей и марок, например, сидения на ВАЗ от иномарки или более удобное рулевое колесо.
  2. Наличие ремней безопасности, а также отсутствие повреждений на них. Запрещено, снимать указанные средства безопасности и ставить заглушки на места их фиксации.
  3. Присутствие аптечки. Несмотря на то что законодательно наличие медицинского атрибута перестало быть критичным его присутствие по-прежнему рекомендовано.
  4. Наличие огнетушителя, который соответствует нормам. Это означает, что средство пожарной безопасности должно не только присутствовать, но и быть заправленным. Каждые 2 года агрегат нужно возить на дозаправку и перепломбировку в специализированных учреждениях, с внесением соответствующей отметки на наклейке.
  5. Укомплектованность автомобиля запасным колесом в состоянии пригодном для экстренной эксплуатации.
  6. Размещение в машине знаков аварийной остановки, соответствующих последнему утверждённому компетентными органами образцу.
  7. Комплектность, работоспособность и соответствие всех осветительных приборов. Автомобилистам запрещено устанавливать фары, поворотные и тормозные огни тех типов, которые не предусмотрены заводом производителем, а также наклеивать на них популярные элементы апгрейда (реснички, кошачий глаз и прочее).
  8. Проверка работоспособности звукового сигнала. Несмотря на то что без уважительной причины использовать устройство нельзя, оно должно быть исправно на случай чрезвычайной ситуации на дороге.
  9. На моделях, которые предполагают возможности буксировки проверяется наличие и исправность тягово-прицепного устройства.
  10. Комплектность зеркал заднего вида, правильность их установки и отсутствие модификаций.
  11. Исправность замков и блокирующих систем на дверях, багажнике и капоте транспортного средства.
  12. Соответствие количества техжидкостей, требуемого для безаварийной эксплуатации.
  13. Проверка стёкол. В ходе осмотра специалист делает заключение о том, допустима ли применяемая тонировка (если она выполнена) значение светопропускной способности не может превышать 70% для всех стёкол и 75% для лобового. А также не допускается наличие видимых физических повреждений лобовика по водительской стороне, которое может препятствовать обзорности и вызвать ДТП.
  14. Наличие и исправность солнцезащитных козырьков и брызговиков.
  15. Правильность установки номерного знака на автомобиле и его соответствие государственным стандартам. Некоторые автолюбители заказывают в коммерческих компаниях дубликаты с корректировками внешнего вида элемента, что также запрещается правилами дорожного движения.
  16. Размещение на транспортном средстве наклеек с предупреждениями. При использовании шипованной резины должен быть установлен предупреждающий треугольник с буквой «Ш» внутри, и восклицательный знак в такой же огранке при эксплуатации машины водителям со стажем менее 2 лет.
  17. Отсутствие лишних оповещений. Букву «У» разрешается применять только на специальных учебных автомобилях, а излюбленная «Туфелька», вообще, считается недопустимым предупреждением на автомобиле.

Почему медицинская справка больше не нужна для ТО

Дело в том, что до 2010 года список необходимых для ТО документов был другим, поэтому вопрос о медсправке вполне закономерен. Раньше водители должны были предоставить такой пакет:

  • водительские права;
  • полис обязательного страхования ОСАГО;
  • гражданский паспорт;
  • документы на машину (ПТС, СТС, имущественные бумаги);
  • квитанции об оплате государственных пошлин;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья водителя, подтверждающую его пригодность.

Однако позднее этот перечень сократили, упразднив большую часть пунктов. Чем это обусловлено?

  1. Во-первых, ТО осуществляется в частном порядке, поэтому госпошлина уже не оплачивается, соответственно, квитанции об её оплате вычеркнуты из списка обязательных документов.
  2. Во-вторых, при получении водительского удостоверения автомобилист подтверждает свою пригодность, оформляя медицинскую справку, поэтому она не требуется.
  3. В-третьих, глобальная компьютеризация в полной мере обеспечивает операторов необходимой информацией. В базе ЕАИСТО, к которой имеют доступ все лицензированные организации, проводящие техосмотр, присутствуют данные о водителе и автомобиле, поэтому водительское удостоверение, полис и прочие лишние документы не являются необходимыми. Тем более, что теперь ТО проводится именно для того, чтоб получить страховку, а не наоборот.
Читайте также:  Правила пользования электрической энергией для населения

Таким образом, законодатели облегчили процедуру и для ГИБДД, и для водителей, и для операторов. Инспектору достаточно увидеть полис ОСАГО, чтобы понять, что машина вовремя прошла ТО, а водителю не нужно собирать лишние документы, ведь изготовление мед. справки тоже требует временных затрат. Сотруднику автосервиса в свою очередь тоже не придётся изучать кипу бумаг – достаточно авторизоваться в системе ЕАИСТО и найти информацию в онлайн-режиме, а по факту прохождения проверки – пополнить базу новыми данными.

С какими дефектами и повреждениями автомобиль точно не пройдет ТО

ТС не будет допущено на техосмотр, если автолюбитель не предоставит документы, необходимые для процедуры.

Авто не пройдет ТО при наличии следующих несоответствий:

  • Неисправность тормозной системы авто. Ее несоответствие ГОСТу Р 51709-2001. Это подразумевает нарушение целостности гидравлической системы тормоза, низкое давление, необеспечение эффективной остановки авто.
  • Рулевое управление неисправно.
  • Недостатки, выявленные на осветительных приборах авто внешнего назначения: тип, цвет, количество. Несоответствие ГОСТу Р 51709-2001 регулировки фар. Нерабочее состояние внешних световых приборов, световозвращателей. На авто установлено:
  • с передние стороны дополнительные световые приборы имеющие огни любого оттенка, за исключением белых, желтых, оранжевых;
  • нештатные фонари заднего хода и освещения знака авто с огнями всех расцветок, кроме белой.
  • Авто имеет нерабочие стеклоочистители или стеклоомыватели.
  • На шинах имеются повреждения, отслоения протектора.
  • Отсутствуют гайки и болты, имеются нарушения в формах и размерах отверстий крепления.
  • Вредные вещества в выхлопных газах превышают граничный показатель, установленный текущими стандартами.
  • Присутствуют нарушения герметичности топливной системы.
  • Выявлены неисправности в выпускных каналах для отвода отработавших газов, дефект целостности вентиляции картера.
  • Шумность работы мотора превышает пределы установленного стандарта по ГОСТу Р 52231-2004.

Ситуация на текущий момент

По заявлению представителей ФАС в стране сложилась сложная ситуация с ценами на услуги пунктов технического осмотра. Отсутствие единой нормативной базы, регламентирующей ценообразование, привело к определенным проблемам.

  • Несоразмерное повышение цен. Некоторые пункты технического осмотра повышают стоимость работ путем навязывания дополнительных услуг. Это обусловлено коммерческой составляющей: высокая посещаемость пункта позволяет добавлять новые продукты с целью увеличения прибыли.
  • Полное отсутствие индексации. Обновления тарифов в ряде регионов не наблюдалось с 2012 года. В результате пункты осмотра не могли компенсировать издержки за счет прибыли.

Новая методика позволит преодолеть обозначенные проблемы, внесет порядок на рынок услуг по техническому осмотру.

Чем обусловлена необходимость индексации цен

Напомним, что технический осмотр является услугой с государственным регулированием. Это означает, что оператор не вправе индексировать цены по собственному усмотрению. Данный факт сдерживает развитие пункта, снижает финансовую привлекательность бизнеса.

Законодательный механизм индексации цен необходим по следующим причинам.

  • Инфляция. Высокие показатели инфляции приводят к увеличению издержек. Возрастают цены на расходные материалы, комплектующие для оборудования, вспомогательные принадлежности.
  • Необходимость увеличения зарплат. На большинстве предприятий предусмотрен механизм индексации окладов. Он призван сохранить достойную оплату труда и обеспечить соблюдение нормативов в части минимальной ЗП.
  • Низкая финансовая привлекательность отрасли. Работа по неизменным тарифам исключает полноценное развитие бизнеса, приводит к оттоку специалистов.

Отмечается, что целью реформы является приведение уровня цен в соответствие с экономической ситуацией в регионе.

Если раньше талон техосмотра выдавался только при отсутствии неисправностей в автомобиле, в 2019 документ диагностики оформляется на ТС при наличии поломок с указанием проблемных узлов агрегата. Однако, без соответствующей отметки о разрешении на эксплуатацию ТС, ездить на такой машине нельзя.

Осмотр транспорта на предмет соответствия требованиям безопасности будет проводиться не многочисленными страховыми агентами, а специализированными аккредитованными станциями технического осмотра. Периодичность прохождения ТО регламентирована для каждой категории ТС.

Важно! Процесс оценки состояния авто должен записываться на камеру.

Контроль за проведением осмотра РСА теперь не осуществляет. Процедура перешла в юрисдикцию МВД и Ростехнадзора.

Законом определены штрафы за непрохождение техосмотра хозяевами автомобилей. Продолжить езду за рулем нарушитель не сможет: машину эвакуируют на спецстоянку.
Непорядочных операторов ждет административное взыскание на крупную сумму для эксперта, или тюремный срок для директора центра оценки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *