Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила пользования электрической энергией для населения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
none
6.1. Государственный контроль и надзор за системами теплопотребления потребителей, независимо от их ведомственной принадлежности, осуществляется Главным управлением государственного энергетического надзора Министерства энергетики и электрификации СССР, региональными управлениями государственного энергетического надзора и предприятиями государственного энергетического надзора и сбыта энергии «Энергонадзор».
6.2. Органы государственного энергетического надзора действуют на основании Положения о государственном энергетическом надзоре в СССР, утвержденного Советом Министров СССР.
Энергетический надзор за системами теплопотребления, эксплуатируемыми по специальным правилам, согласованным с Главным управлением государственного энергетического надзора Министерства энергетики и электрификации СССР, осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами.
6.3. Осуществление государственного энергетического надзора не освобождает министерства, ведомства, сельскохозяйственные и жилищно — коммунальные организации от обязанностей по надзору и контролю за техническим состояние и эксплуатацией систем теплопотребления на подведомственных им предприятиях и организациях, не снимает ответственности с самих предприятий и организаций за соблюдение Правил технической эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей, Правил техники безопасности при эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей потребителей, а также Правил пользования тепловой энергией и других директивных документов.
Ответственность при эксплуатации электроустановок жилых домов
87. Ответственность за техническое состояние и безопасность общедомовых электрических сетей (вводно-распределительные устройства, этажные щитки, квартирные щитки, электрическая сеть, используемая для электроснабжения квартир, освещения лестничных маршей, номерных фонарей, подвальных и чердачных помещений) жилого дома возлагается на собственника дома или лицензиата. Лицензиат осуществляет эту деятельность на основании Договора (Контракта) и в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Ответственность за эксплуатацию лифтового электротехнического оборудования и насосов второго подъема осуществляется собственником дома или собственником оборудования.
88. Ответственность за техническое состояние и безопасность электрических сетей жилого дома от границы собственности, установленной пунктом 33 настоящих Правил, до точки потребления возлагается на собственника многоквартирного дома или лицензиата. Лицензиат осуществляет эту деятельность на основании Договора (Контракта) и в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики.
89. В случае отчуждения квартиры (жилого дома) другим физическим или юридическим лицам, потребитель обязан произвести с лицензиатом сверку платежей. В случае выявления дебиторской задолженности прежнего владельца — оплатить ее.
Ответственность по оплате за потребленную, но не оплаченную электрическую энергию возлагается на нового владельца квартиры (жилого дома).
90. При въезде в квартиру (жилой дом), который ранее был подключен к электрической сети, новый владелец или квартиросъемщик обязан оформить Договор с лицензиатом и открыть лицевой счет на свое имя. При неоформлении Договора в указанный срок, лицензиат направляет письменное уведомление новому владельцу о необходимости оформления с предупреждением о возможном прекращении подачи электрической энергии.
Глава 9
Расчеты за пользование электрической энергией
91. Расчеты за потребленную электрическую энергию, которая отпускается лицензиатом, осуществляются со всеми потребителями (за исключением свободного потребителя) по регулируемым тарифам, утвержденным в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Со свободным потребителем — по нерегулируемым тарифам.
92. Снятие показаний приборов коммерческого учета для расчетов за потребленную электрическую энергию и мощность в расчетный период должно осуществляться:
— для бытовых потребителей — персоналом лицензиата;
— для небытовых потребителей — согласно условиям Договора (Контракта) в сроки, оговоренные Договором (Контрактом);
— с выпиской и предоставлением платежного документа потребителю.
В том случае, когда снятие показаний с электросчетчика по вине потребителя представитель лицензиата не мог выполнить, расчет производится за первый месяц по среднемесячному (среднесуточному) расходу за предыдущий период, второй расчетный период — в соответствии с Инструкцией о порядке обслуживания потребителей при выявлении нарушений Правил пользования электрической энергией (приложение 3).
Конкретные условия обслуживания потребителя оговариваются лицензиатом в Договоре (Контракте) на электроснабжение.
93. Лицензиат выписывает потребителю платежные документы:
1) за потребленную электроэнергию, учтенную приборами коммерческого учета;
2) за потребленную электроэнергию, объем которой рассчитан в соответствии с Инструкцией о порядке обслуживания потребителей при выявлении нарушений Правил пользования электрической энергией (приложение 3).
3) на предварительную оплату.
(В редакции постановления Правительства КР от 28 марта 2014 года № 184)
94. Лицензиат обязан:
1) указывать в платежном документе дату и время отключения электрической энергии в случае невыполнения потребителем сроков оплаты за потребленную электроэнергию, определенных настоящими Правилами;
2) начислять потребителю пеню за каждый просроченный день на сумму долга в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
95. При обнаружении потребителем в платежном документе ошибок в расчете, неточностей в показаниях прибора коммерческого учета потребитель обязан не позднее 3-х суток с даты получения платежного документа письменно заявить об этом лицензиату и оплатить неоспариваемую сумму в сроки, определенные Договором (Контрактом).
Лицензиат в течение 10 суток проверяет факты, изложенные в заявлении, и выдает потребителю письменный ответ.
В случае подтверждения фактов, изложенных в заявлении потребителя, лицензиат выписывает платежный документ, которым корректирует ранее выписанную сумму.
При неподтверждении фактов, изложенных в заявлении потребителя, потребитель оплачивает оставшуюся сумму в сроки, определенные настоящими Правилами.
96. Расчет с небытовым потребителем, имеющим электрические приемники, относящиеся к нескольким тарифным группам, должен вестись по показаниям отдельных приборов коммерческого учета.
При электроснабжении от одного присоединения электрических приемников, относящихся к разным тарифным группам, и временном отсутствии раздельного учета электрической энергии, начисления потребителю за потребленную электрическую энергию осуществляются дифференцированно на основании Контракта.
В случае неправильного отнесения потребителя к той или иной тарификационной группе лицензиат производит перерасчет за потребленную электрическую энергию с даты заключения Договора (Контракта), но не более срока исковой давности и с учетом сроков введения тарифов на электрическую энергию и мощность.
97. Потребители-перепродавцы рассчитываются с лицензиатом, работающим по регулируемому тарифу, установленному в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Компенсация реактивной мощности
121. Нормативное требование к компенсации реактивной мощности распространяется на всех потребителей электрической энергии, кроме бытовых, и является обязательным для лицензиатов и организаций, проектирующих электроустановки, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
122. Потребителю при выдаче ТУ лицензиатом задается степень компенсации реактивной мощности.
123. Установка компенсирующих устройств у потребителя должна обеспечивать степень компенсации реактивной мощности в пределах 0.9, при этом лицензиату предоставляется право изменять (в меньшую сторону) значение нормируемой степени компенсации в зависимости от режима работы энергетической системы.
124. Выбор компенсирующих устройств должен производиться исходя из условий, обеспечивающих оптимальный режим работы Национальной энергетической системы, а их установка — с учетом возможности максимального приближения к электрическим приемникам, потребляющим большую реактивную мощность.
125. Компенсирующие устройства должны обеспечивать выполнение требований по компенсации реактивной мощности, а также следующие технические условия нормальной работы электрических сетей и электрических приемников:
1) допустимые режимы напряжения в питающих и распределительных электрических сетях;
2) допустимые токовые нагрузки всех элементов электрических сетей;
3) допустимые режимы работы источников реактивной мощности энергетической системы и потребителей электрической энергии;
4) статическая и динамическая устойчивость работы электрических сетей и электрических приемников.
126. Компенсирующие устройства, устанавливаемые у потребителя и в Национальной энергетической системе, должны располагать средствами регулирования мощности с целью обеспечения требуемой степени компенсации в зависимости от режима потребления реактивной мощности. Суммарная мощность нерегулируемых компенсирующих устройств не должна превышать величину наименьшей потребляемой реактивной нагрузки.
127. Установка и демонтаж у потребителя компенсирующих устройств должны производиться по согласованию с лицензиатом.
В случае аварийного выхода из строя или вывода компенсирующих устройств в ремонт потребители обязаны оповестить об этом электроснабжающую организацию.
128. Контроль за фактическим потреблением реактивной мощности (энергии) должен осуществляться специальными приборами учета.
129. Тариф на реактивную энергию и мощность определяется лицензиатом на основании относительной величины, утвержденной уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области энергетики, и должен соответствовать в стоимостном выражении потерям активной энергии, обусловленным протеканием реактивного тока по электрическим сетям.
33. Потребитель имеет право:
1) на получение услуг установленного качества, безопасных для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу;
2) получать информацию о порядке установления цен (тарифов) на услуги от соответствующих государственных органов, которые осуществляют контроль этих показателей;
3) не производить оплату за полученную услугу, если Услугодателем в установленном порядке не выставлен счет;
4) требовать от Услугодателя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также возмещения морального вреда;
5) не производить оплату услуг за время перерывов, сверх установленных Договором;
6) выставить претензию энергоснабжающей организации и не оплачивать услуги за период времени (сверх установленного в Договоре), в течение которого они не соответствовали установленным нормам и стандартам (требованиям нормативно — технической документации);
7) использовать энергию в необходимом ему количестве при условии своевременной оплаты;
8) расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
34. Потребитель обязан:
1) заключить индивидуальный договор с Услугодателем;
2) соблюдать требования техники безопасности при пользовании услугами;
3) обеспечивать доступ представителей Услугодателя или специализированных предприятий, имеющих право работы с установками электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, канализации для устранения аварий, осмотра приборов учета и контроля;
4) своевременно, в установленные сроки оплачивать предоставленные услуги и энергию;
5) при выезде из квартиры, индивидуального дома произвести расчет за использованные услуги по день выезда.
35. Потребителю запрещается:
1) переоборудовать внутриквартирные сети, инженерное оборудование и устройства без согласования с Услугодателем;
2) устанавливать, подключать и использовать без согласования с Услугодателем электробытовые приборы и машины мощностью, превышающей технические возможности внутридомовой сети, трехфазные токоприемники, дополнительные секции приборов отопления, регулирующую и запорную арматуру, а также подключать и использовать бытовые приборы и оборудование, не отвечающие требованиям безопасной эксплуатации и санитарно — гигиеническим нормативам;
3) нарушать имеющиеся схемы учета энергии;
4) использовать теплоноситель в системах отопления не по прямому назначению (слив воды из системы и приборов отопления).
36. Услугодатель имеет право:
1) своевременно и в полном объеме получать оплату за предоставленные услуги и энергию;
2) осуществлять контроль потребления и оплаты энергии;
3) в одностороннем порядке приостановить исполнение Договора в связи с неоплатой Потребителем использованной им энергии при условии предупреждения Потребителя в сроки, установленные Договором;
4) при условии предварительной оплаты Потребителем услуг производить скидку с действующих тарифов, утвержденную в установленном порядке.
37. Услугодатель обязан:
1) информировать Потребителя о тарифах на услуги, условиях оплаты, режиме предоставления услуг, их потребительских свойствах, наличии сертификата (в отношении услуг, подлежащих сертификации);
2) заключить с Потребителем индивидуальный договор на предоставление услуги;
3) предоставлять Потребителю энергию и услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативно — технической документации;
4) вести учет и контроль качества и количества поставляемой энергии, принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых услуг Потребителю в установленные Договором сроки;
5) в течение трех дней со дня подачи заявления Потребителем о снижении качества услуги принять все меры по восстановлению качества и выполнить перерасчет;
6) не позднее, чем за 10 дней информировать Потребителей об изменении качества услуг и размера оплаты за них;
7) предъявлять Потребителю ежемесячно счет на оплату поставленных услуг и энергии.
38. Услугодателю запрещается:
1) отказывать в предоставлении услуги или ограничивать Потребителя в получении услуги по причинам невыполнения требований другими потребителями;
2) взимать с Потребителя дополнительную плату за энергию, отпущенную с повышенными параметрами против договорных;
3) требовать от Потребителя ежемесячной оплаты услуг без предоставления на них счета.
8. Присоединение электроустановок потребителей к электрическим сетям производятся в соответствии с главой 3 ЭСП.
Технические условия выдаются энергопередающей организацией по письменной заявке потребителя.
9. В заявке потребителя указывается:
1) полное наименование объекта и его местонахождение с приложением ситуационного плана;
2) максимальная нагрузка объекта, характер потребления электроэнергии;
3) перечень субпотребителей и характеристики их электроустановок;
4) сроки ввода электрических нагрузок по годам;
5) категория приемников электроэнергии по надежности энергоснабжения в целом и отдельных технологических установок, соответствующая требованиям норм технической документации;
6) обоснование заявляемой мощности;
7) копия документа, подтверждающего право собственности или имущественного найма (аренды), включая лизинг, доверительное управление и иные виды пользования на объект электроснабжения.
10. Технические условия на присоединение электроустановок потребителей должны запрашиваться потребителем и выдаваться энергопередающей организацией в следующих случаях:
1) присоединение новых электроустановок к сетям энергопередающей организации;
2) изменение мощности потребляемой электроустановкой;
3) изменение схемы внешнего электроснабжения;
4) при изменении технических требований к эксплуатации энергоустановок;
5) изменение категории надежности электроснабжения потребителя;
6) изменение владельца объекта.
11. Энергопередающая организация после получения заявки от потребителя в месячный срок выдает технические условия на присоединение электроустановок вновь создаваемых или реконструируемых действующих предприятий, зданий, сооружений, их очередей или отдельных производств и рекомендации по организации учета электроэнергии на этих объектах с суммарной мощностью объектов до 1000 кВт.
При суммарной мощности объектов свыше 1000 кВт выдаются предварительные технические условия.
12. Согласование проектных решений потребителей по электроснабжению новых предприятий, зданий, сооружений, их очередей, отдельных производств или расширяемых и реконструируемых действующих объектов, требующих изменения схемы внешнего электроснабжения производится с энергопередающей организацией, к сетям которой присоединен.
Технико-экономические обоснования и проекты строительства новых и расширение действующих объектов и предприятий с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов в 500 и выше тонн условного топлива подлежат обязательной экспертизе энергосбережения.
13. Субпотребители, электроустановки которых питаются от сетей потребителей энергоснабжающей организации, технические условия получают от потребителей по согласованию с энергопередающей организацией.
14. В технических условиях на подключение потребителя к электрическим сетям указываются:
1) место расположения объекта (поселок, улица), точки присоединения (подстанция, электростанция или линия электропередачи), напряжение, на котором должны быть выполнены питающие объект воздушные или кабельные линии, ожидаемый уровень напряжения в точках присоединения;
2) обоснованные требования по усилению существующей сети в связи с появлением нового потребителя — увеличение сечений проводов, замена или увеличение мощности трансформаторов, сооружение дополнительных ячеек распределительных устройств и иные требования, не противоречащие законодательству;
3) расчетные значения токов короткого замыкания, требования к релейной защите, автоматике, телемеханике, связи, защитному заземлению, изоляции и защите от перенапряжения;
4) требования по компенсации реактивной мощности, контролю качества и учету электроэнергии, степени влияния потребителя на качество электроэнергии в точке присоединения к сети, регулированию суточного графика нагрузки потребителя;
5) список субпотребителей, подключаемых к сети потребителя, с указанием прогнозируемых нагрузок и электропотребления;
6) разрешенная к использованию мощность;
7) соответствие схемы электроснабжения категории надежности приемников электроэнергии;
8) требования к организации учета электроэнергии;
9) характер потребления электроэнергии (постоянный, временный, сезонный);
10) срок действия технических условий.
15. В случае необходимости и сомнения в обоснованности выданных технических условий потребитель обращается в экспертную организацию.
16. Выполнение технических условий, выданных энергопередающей организацией, к сетям которой присоединен потребитель, необходимо как для потребителей, так и для проектных организаций, которым поручается разработка проекта электроснабжения.
17. Получение технических условий необходимо для вновь образующихся и реорганизуемых организаций на базе ранее действовавших. Плата за выдачу и переоформление технических условий не взимается.
29. Граница ответственности за состояние и обслуживание электроустановок определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору на электроснабжение акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.
30. Граница ответственности за состояние и обслуживание электроустановок напряжением 1000 В и выше устанавливается:
1) на соединителе проходного изолятора воздушной линии с наружной стороны закрытых распределительных устройств и на выходе провода из натяжного зажима портальной оттяжной гирлянды изоляторов открытых распределительных устройств;
2) на наконечниках кабельных или воздушных вводов питающих или отходящих линий.
При этом ответственность за техническое состояние, указанных в настоящем пункте соединений, несет организация, эксплуатирующая подстанции.
31. Граница ответственности за состояние линий электропередачи напряжением 1000 В и выше, имеющих отпайки (глухие или через разъединители), принадлежащие различным организациям, и их обслуживание устанавливается на опоре основной линии, где произведена отпайка.
Контроль состояния и обслуживание зажимов, присоединяющих отпайку, осуществляет организация, в ведении которой находится основная линия.
32. По согласованию сторон, договором может быть установлена и другая обоснованная граница ответственности, обусловленная особенностями эксплуатации электроустановок.
33. Граница ответственности между потребителем и энергопередающей организацией за состояние и обслуживание электроустановок напряжением до 1000 В устанавливается:
1) при воздушном ответвлении — на контактах присоединения питающей линии на первых изоляторах, установленных на здании;
2) при кабельном вводе — на болтовых соединениях наконечников питающего кабеля на вводе в здание.
При несоответствии границ балансовой принадлежности электрической сети, указанной в данном пункте местам, они могут быть определены непосредственно в договоре.
34. Контроль состояния и эксплуатационное обслуживание соединений на границе балансовой принадлежности электрической сети в сооружениях или иных объектах недвижимости потребителя осуществляет энергопередающая организация.
35. Вывод в ремонт линий электропередачи, распределительных пунктов и трансформаторных подстанций потребителя, через которые транзитом передается электроэнергия другим потребителям энергоснабжающей организации, а также включение указанного оборудования после ремонта, производятся после согласования с энергоснабжающей организацией.
Об утверждении Правил пользования электрической энергией
Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 25 февраля 2015 года № 143. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 марта 2015 года № 10403.
В соответствии с подпунктом 21) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об электроэнергетике» ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула — в редакции приказа и.о. Министра энергетики РК от 22.10.2021 № 325 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
- Утвердить прилагаемые Правила пользования электрической энергией.
- Департаменту электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление на официальное опубликование настоящего приказа в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан в периодические печатные издания и в информационно-правовую систему «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2) и 3) настоящего пункта.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
- Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр энергетики |
|
Республики Казахстан |
В. Школьник |
8.1. Узел учета тепловой энергии на источнике теплоты должен эксплуатироваться в соответствии с технической документацией, указанной в п. 6.1 настоящих Правил.
8.2. В период эксплуатации за техническое состояние приборов узла учета источника теплоты несет ответственность указанное в акте допуска узла учета в эксплуатацию должностное лицо организации, на балансе которой находится узел учета.
8.3. Узел учета источника теплоты эксплуатируется персоналом источника теплоты.
8.4. Руководитель источника теплоты по первому требованию должен обеспечить представителям Госэнергонадзора и тепловых сетей беспрепятственный доступ на узел учета тепловой энергии и предоставить для ознакомления документацию, относящуюся к узлу учета.
Беспрепятственный доступ обеспечивается также представителю потребителя, если учет получаемой потребителем тепловой энергии производится по приборам учета, установленным на узле учета источника теплоты.
8.5. Нарушение требований эксплуатации, определенных технической документацией, указанной в п. 6.1 настоящих Правил, приравнивается к выходу из строя узла учета тепловой энергии источника.
Время выхода из строя узла учета тепловой энергии источника теплоты фиксируется соответствующей записью в журнале с немедленным (не более чем в течение суток) уведомлением об этом Госэнергонадзора и тепловых сетей.
8.6. Узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случаях:
- несанкционированного вмешательства в его работу;
- нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей;
- механического повреждения приборов и элементов узла учета;
- работы любого из них за пределами норм точности, установленных в разделе 5;
- врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета.
Представитель источника теплоты обязан также сообщить в Госэнергонадзор и тепловые сети данные о показаниях приборов узла учета на момент их выхода из строя.
Порядок ведения учета тепловой энергии и теплоносителя, а также его параметров после выхода из строя приборов узла учета принимается совместным решением представителями источника теплоты и тепловых сетей и оформляется Протоколом.
Представитель источника теплоты обязан сообщить представителю потребителя о выходе из строя прибора (приборов) узла учета, если учет получаемой тепловой энергии осуществляется по приборам учета, установленным на узле учета источника теплоты, и передать потребителю данные показаний приборов на момент их выхода из строя.
7.1. Допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 4). Акт составляет в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй — представитель энергоснабжающей организации.
Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:
- принципиальную схему теплового пункта;
- проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией;
- паспорта на приборы узла учета;
- документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;
- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);
- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);
- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
7.2. При допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:
- соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах;
- соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров;
- качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации;
- наличие пломб.
8.1. Узел учета тепловой энергии на источнике теплоты должен эксплуатироваться в соответствии с технической документацией, указанной в п. 6.1 настоящих Правил.
8.2. В период эксплуатации за техническое состояние приборов узла учета источника теплоты несет ответственность указанное в акте допуска узла учета в эксплуатацию должностное лицо организации, на балансе которой находится узел учета.
8.3. Узел учета источника теплоты эксплуатируется персоналом источника теплоты.
8.4. Руководитель источника теплоты по первому требованию должен обеспечить представителям Госэнергонадзора и тепловых сетей беспрепятственный доступ на узел учета тепловой энергии и предоставить для ознакомления документацию, относящуюся к узлу учета.
Беспрепятственный доступ обеспечивается также представителю потребителя, если учет получаемой потребителем тепловой энергии производится по приборам учета, установленным на узле учета источника теплоты.
8.5. Нарушение требований эксплуатации, определенных технической документацией, указанной в п. 6.1 настоящих Правил, приравнивается к выходу из строя узла учета тепловой энергии источника.
Время выхода из строя узла учета тепловой энергии источника теплоты фиксируется соответствующей записью в журнале с немедленным (не более чем в течение суток) уведомлением об этом Госэнергонадзора и тепловых сетей.
8.6. Узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случаях:
- несанкционированного вмешательства в его работу;
- нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей;
- механического повреждения приборов и элементов узла учета;
- работы любого из них за пределами норм точности, установленных в разделе 5;
- врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета.
3.1.1. В открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) должны определяться:
время работы приборов узла учета;
полученная тепловая энергия;
масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу;
масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час;
среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
В системах теплопотребления, подключенных по независимой схеме, дополнительно должна определяться масса (объем) теплоносителя, расходуемого на подпитку.
В открытых системах теплопотребления дополнительно должны определяться:
масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения;
среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
Среднечасовые и среднесуточные значения параметров теплоносителя определяются на основании показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя.
Принципиальная схема размещения точек измерения массы (объема) теплоносителя, его температуры и давления, состав измеряемых и регистрируемых параметров теплоносителя в открытых системах теплопотребления приведены на рис. 3, в закрытых системах теплопотребления — на рис. 4.
Какие новые документы нужно разработать для работы с ПТЭЭП-2023
➤ Подготовьте проекты приказов по ответственном. Уже сейчас вы должны разработать проекты приказов, в которых будут определены лица:
- имеющие право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров;
- имеющие право подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния ЛЭП, оборудования и устройств в составе электроустановок;
- имеющие право единоличного осмотра электроустановок;
- имеющие право отдавать распоряжения, выдавать наряды-допуски, выдавать разрешения на подготовку рабочего места и допуск к производству работ в электроустановках, выполнять обязанности допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего.
- допущенные к проверке подземных сооружений на загазованность (при наличии у потребителя таких сооружений);
- имеющие право производства специальных работ в электроустановках (при определенной потребителем необходимости выполнения таких работ).
Приказы необходимо издать 9 января, ознакомить с ними работников, а также заранее разработать должностные инструкции и определить, в каких случаях ответственного руководителя работ «прикрывает» его заместитель. Вы можете использовать в приказе такую формулировку: «на время нетрудоспособности, командировки, отгула и т.п.». Образцы пяти самых главных приказов, которые вы должны датировать 9 января, скачайте в конце статьи.
Лайфхак от эксперта. Назначайте несколько ответственных, чтобы был резерв. Был известен случай, когда в результате новогоднего корпоратива в филиале на Крайнем Севере из строя были выведены и производитель работ, и ответственный руководитель работ, и выдающий наряд, и, как назло, под Новый год, произошла крупная авария, при которой требуется выдача наряда-допуска. Пришлось назначать таких лиц из головной организации в Москве. Так себе командировка.
➤ Подготовьте проект приказов в энергоснабжающую организацию. У компаний появилась новая обязанность по передаче сведений в энергоснабжающую организацию, пункт 12 ПТЭЭП. Форма предоставления сведений зависит от такой организации. Возможно, будет достаточно предъявить копию приказа о назначении и выписки из протокола проверки знаний правил работы в электроустановках. Ростехнадзор оказывает такую услугу. Сведения подаются ежегодно до 1 января и не позднее чем за 1 рабочий день до ввода в действие изменений в указанных списках.
2.3.1. Узлы учета тепловой энергии пара на источнике теплоты (ТЭЦ, РТС, котельной и т.п.) оборудуются на каждом из его выводов.
Узлы учета тепловой энергии оборудуются у границы раздела балансовой принадлежности трубопроводов в местах, максимально приближенных к головным задвижкам источника.
Не допускается организация отборов теплоносителя на собственные нужды источника после узла учета тепловой энергии, отпускаемой в системы теплоснабжения потребителей.
2.3.2. На каждом узле учета тепловой энергии источника теплоты с помощью приборов должны определяться:
время работы приборов узла учета;
отпущенная тепловая энергия;
масса (объем) отпущенного пара и возвращенного источнику теплоты конденсата;
тепловая энергия, отпущенная за каждый час;
масса (объем) отпущенного пара и возвращенного источнику теплоты конденсата за каждый час;
среднечасовые значения температуры пара, конденсата и холодной воды, используемой для подпитки;
Среднечасовые значения давления пара, конденсата и холодной воды, используемой для подпитки.
Среднечасовые значения параметров теплоносителя, а также их средние величины за какой-либо другой промежуток времени определяются на основании показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя.
Принципиальная схема размещения точек измерения массы (объема) теплоносителя, состав измеряемых и регистрируемых параметров приведены на рис. 2.
5.2.1. Настоящие Правила устанавливают требования к метрологическим характеристикам приборов учета, измеряющих тепловую энергию, массу (объем) воды, пара и конденсата и регистрирующих параметры теплоносителя для условий эксплуатации, определенных Договором.
5.2.2. Теплосчетчики должны обеспечивать измерение тепловой энергии горячей воды с относительной погрешностью не более:
± 5 %, при разности температур в подающем и обратном трубопроводах от 10 до 20 °С;
± 4 %, при разности температур в подающем и обратном трубопроводах более 20 °С.
5.2.3. Теплосчетчики должны обеспечивать измерение тепловой энергии пара с относительной погрешностью не более:
± 5% в диапазоне расхода пара от 10 до 30 %;
± 4% в диапазоне расхода пара от 30 до 100 %.
5.2.4. Водосчетчики должны обеспечивать измерение массы (объема) теплоносителя с относительной погрешностью не более ± 2 % в диапазоне расхода воды и конденсата от 4 до 100 %.
Счетчики пара должны обеспечивать измерение массы теплоносителя с относительной погрешностью не более ± 3% в диапазоне расхода пара от 10 до 100%.