Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы уличного освещения в сельских поселениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нормативные документы «СНИП 23−05−95. Естественное и искусственное освещение» и другие стандарты регламентируют нормы уличного освещения. Есть менее известные документы, дающие понятие о том, каким должен быть уровень освещенности. В РФ действует Федеральный Закон № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», регламентирующий ответственность власти за уличное освещение на территории муниципалитета.
Рекомендуемые нормами значения освещенности являются эксплуатационными величинами, ниже которых освещенность не должна быть ни в какой момент эксплуатации. Если из-за загрязнения светильников, ламп или спада светового потока ламп эти минимально допустимые значения будут достигнуты, то агрегаты уличного освещения нуждается в обслуживании (чистке).
Норма фонарей уличного освещения в населенных пунктах сельской местности
На таких территориях все вопросы решаются между жителями и фермером (собственником или арендатором) без какого-либо вмешательства со стороны.
Чтобы в такой ситуации передать энергосети на баланс муниципального образования (нечто похоже на деприватизацию), придется пройти несколько кругов бюрократического ада.
И то сие возможно только после приведения энергосистемы (долгое время считавшейся де-факто бесхозной) в полный порядок.
Срок службы лампы в деревенском светильнике уличного освещения составляет примерно 1,5 года при соблюдении средних условий эксплуатации: 12 часов включена, 12 часов — выключена.
Нормирование уличного освещения В тоннелях автотранспортных этот показатель колеблется в пределах от 50 до 750 лк и зависит от следующих факторов;
- длины тоннеля;
- типа тоннеля (закрытый, имеющий стенку с закрытыми проемами).
Требования к открытым автостоянкам и местам заправки топливом следующие — должны иметь средний показатель горизонтальной освещенности в пределах 2÷ 10 лк.
Сколько стоит монтаж одного светильника?
Цены за установку по типам светильников
Установка настенных светильников (бра) | от 280 руб/шт. |
---|---|
Установка точечных светильников | от 180 руб/шт. |
Установка светодиодных светильников | от 170 руб/шт. |
Установка светильников армстронг | от 300 руб/шт. |
Установка люминесцентных светильников | от 320 руб/шт. |
Обязаны ли собственники оплачивать освещение во дворах?
Обязаны ли собственники оплачивать освещение во дворах многоквартирных домов (МКД)? Этот вопрос в Орске
остро стоит уже несколько месяцев, после принятия депутатами новых Правил благоустройства города. Напомним, администрация города настаивает на том, что это ответственность жильцов (касаемо тех территорий, которые относятся к МКД по кадастру). Горожане и некоторые управляющие компании с этим не согласны. В результате в
отдельных дворах Орска
света не было несколько месяцев, споры дошли до судов, но единого ответа так и не было найдено.
Если пробежаться по просторам Интернета, можно понять, что это проблема не только Орска. При этом можно найти несколько трактовок и выводов, которые эксперты и юристы делают, опираясь на федеральные законы и Жилищный кодекс Российской Федерации.
Обустройство наружного освещения в поселках, селах и деревнях
Главный элемент системы освещения – опоры с установленным на них осветительным оборудованием. В качестве материала опор может выступать деревянные, бетонные, металлические или железобетонные столбы. У каждого из перечисленных материалов есть свои достоинства и недостатки.
- Железобетон. Наиболее прочный и долговечный материал, устойчив к воздействию атмосферных факторов. Недостатки – большой вес, необходимость специальной техники для доставки и монтажа, сложность и дороговизна установки;
- Бетон. Столбы из бетона имеют небольшую стоимость, отличаются высокой прочностью и долговечностью. Минусы – большой вес, риск обрушения из-за воздействия грунтовых вод;
- Металл. Металлические опоры устойчивы, долговечны, отличаются эстетичностью внешнего вида. Минусы – высокая стоимость конструкции, трудоёмкость и дороговизна установки.
Нормы освещения для подземных и надземных пешеходных переходов
№ | Освещаемые объекты | Еср, лк, не менее |
1 | Подземные пешеходные тоннели и переходы:
проходы лестницы и пандусы |
75
40 |
2 | Открытые пешеходные мостики | 10 |
3 | Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами:
проходы лестничные сходы, съезды и смотровые площадки |
75
50 |
Нормы освещения автозаправочных станций и стоянок
№ | Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
Автозаправочные станции | ||
1 | Подъездные пути с улиц и дорог:
Категорий А и Б Категории В |
15
10 |
2 | Места заправки и слива нефтепродуктов | 20 |
3 | Остальная территория, имеющая проезжую часть | 10 |
Стоянки, площадки для хранения подвижного состава | ||
1 | Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа | 6 |
Норма фонарей уличного освещения в населенных пунктах сельской местности
На таких территориях все вопросы решаются между жителями и фермером (собственником или арендатором) без какого-либо вмешательства со стороны.
Чтобы в такой ситуации передать энергосети на баланс муниципального образования (нечто похоже на деприватизацию), придется пройти несколько кругов бюрократического ада.
И то сие возможно только после приведения энергосистемы (долгое время считавшейся де-факто бесхозной) в полный порядок.
Срок службы лампы в деревенском светильнике уличного освещения составляет примерно 1,5 года при соблюдении средних условий эксплуатации: 12 часов включена, 12 часов — выключена.
Нормирование уличного освещения В тоннелях автотранспортных этот показатель колеблется в пределах от 50 до 750 лк и зависит от следующих факторов;
- длины тоннеля;
- типа тоннеля (закрытый, имеющий стенку с закрытыми проемами).
Требования к открытым автостоянкам и местам заправки топливом следующие — должны иметь средний показатель горизонтальной освещенности в пределах 2÷ 10 лк.
Освещение автозаправочных станций (АЗС) и стоянок
№ | Освещаемые объекты | Средняя освещённость Еср, лк, не менее |
Автозаправочные станции | ||
1 | Подъездные пути с дорог категории А и Б. | 15 |
2 | Подъездные пути с дорог категории В. | 10 |
3 | Места заправки и слива нефтепродуктов. | 20 |
4 | Остальная территория, имеющая проезжую часть. | 10 |
Стоянки, площадки для хранения подвижного состава | ||
5 | Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах проезды между рядами гаражей боксового типа. | 6 |
Уличное освещение / Написать открытое письмо президенту
Уважаемый Алексей Васильевич, мы, жители домов № 8,10,12,14,16 по ул. Сеченова обратились к главе администрации г. Лиски Митюреву Е.В. с просьбой установить уличное освещение нашего двора (входящий №139 от 17.11.2015). Письмо подписали представители от 74 квартир. Получили отказ. После чего обратились в интернет приемную к главе Лискинского муниципального района Шевцову В.В. В ответе от 27 января 2016 г. за № 43 нам также отказали со следующей сформулировкой; «ГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ МЕЖДУ ДОМАМИ НЕТ, ПОЭТОМУ МОНТИРОВАТЬ УЛИЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ БУДЕТ НЕПРАВИЛЬНО». Для комментариев нет слов. Ранее освещение было, но столб демонтировала управляющая компания. Согласно п. 6 Решения совета народных депутатов городского поселения г. Лиски от 29.12.2014 г. за № 192 «Улицы, дороги, … территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых дворов секционной и сблокированной застройки… должны освещаться в темное время суток по расписанию, утвержденному органами местного самоуправления». В соответствии со ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г за № 131-ФЗ организация уличного освещения дворов многоквартирных домов относится к компетенции органов местного самоуправления. Отсутствие освещения на улицах и дворах является одной из причин ухудшения обстановки не только в сфере безопасности дорожного движения, но и совершения преступлений в целом, что нарушает права граждан на безопасные условия проживания. Территория двора в ямах и буграх от многократного рытья траншей с коммуникациями. В темноте опасно ходить без фонариков, создана потенциальная опасность для жизни и здоровья жителей, а так же нарушаются их права. Освещение, установленное над всеми подъездами домов, не освещает дороги и тропинки, проходящие по двору. Управляющая компания по указу администрации города предлагает установить консольные светильники на фасаде дома (какого не уточняется) и подключить их к внутридомовой сети. Дело даже не в деньгах, которые мы дополнительно будем платить. Уличное освещение не должно зависеть от воли отдельно взятого жителя дома, который в целях экономии в любое время выключит его. Освещение должно включаться и выключаться автоматически по расписанию. Все улицы города, включая частный сектор, освещаются от городской сети, почему наши дома лишены такой возможности?Просим Вас, оказать содействие в установке уличного освещения нашего двора.
Запись опубликована 14.10.2016 автором admins в рубрике Алексей Васильевич Гордеев.
Нормы освещения в сельской местности
Прежде, чем приступать непосредственно к работам, следует ознакомиться с нормативной документацией по данному вопросу. Одним из важнейших является СНиП 23 – 05 – 95, который устанавливает нормы для наружного освещения.
Для сельской местности действуют следующие нормы:
- На главных улицах, а также в районе общественных зданий освещенность должна быть не меньше 4лк. Этот же норматив относится и к улицам с жилой застройкой.
- Освещение уличное второстепенных улиц и переулков может быть меньше в два раза и составляет всего 2лк. Этот же норматив действует для проездов и поселковых дорог.
- Если стоит вопрос о дорогах в садоводческих и дачных кооперативах, то здесь так же применяется норма в 2 лк. Но она относится только к основным проездам. Для второстепенных дорог она составляет всего 1 лк.
Стоимость работ по установке
Стоимость столбов освещения просчитывается, исходя из их размеров, производителя и типа используемого материала при изготовлении.
Цены на деревянные опоры колеблются от 2000 рублей за штуку до 7000 рублей. Стоимость бетонных изделий находится в диапазоне от 4000 до 13000 руб. за штуку, железобетонных от 4500 до 14000 руб. Цена металлические столбов освещения – от 3500 руб. до 20000 руб.
Следующий этап после покупки столбов – их доставка к месту монтажа. Здесь затраты целиком зависят от дальности. Стоимость монтажа стяжки плюс бурение и установка опоры составляет в среднем 3-3,5 тыс. рублей за один столб.
Что собой представляют уличные настенные влагозащищенные светодиодные светильники узнаете здесь.
Сколько расстояние между опорами освещения, столбами фонарными
Установка опор уличного освещения вдоль дорог, улиц, площадей должна быть выполнена на расстоянии не менее 1 метра от бордюра дороги на магистральных улицах с интенсивным автомобильным движением, и осветительные опоры располагают на расстоянии не менее 0,6 метра от бордюра на других дорогах. Это расстояние допускается уменьшить до 0,3 метра при отсутствии маршрутов движения городского транспорта и грузовых автомобилей, что допускают нормы. При отсутствии бордюра расстояние от дороги до опоры освещения должно быть не менее 1,75 метра. На территориях предприятий расстояние от осветительной опоры до проезжей части принимается не менее 1 метра. Опоры освещения улиц и дорог допускается устанавливать на центральной разделительной полосе при ее ширине 5 м и более, а также на разделительной полосе шириной 4 м при наличии стационарного ограждения и размещения опор в створе этого ограждения. Осветительная опора не должна находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью улицы или дороги (запрещают нормы ПУЭ). Осветительные столбы на пересечениях и примыканиях улиц и дорог должны устанавливаться не ближе 1,5 м до начала закругления, не нарушая единого строя линии установки опор.
Электромонтаж светильников наружного освещения осуществляется на опорах уличного освещения, мачтах осветительных, столбах линий электропередач и других сооружениях. Чтобы осветить ту или иную часть территории улицы, требуется смонтировать систему наружного освещения согласно нормам установки электроопор.
Виды металлических опор освещения
Остановимся на том, что опора это металлическое изделие для крепления уличных светильников и/или другого оборудования и материалов.
Первый признак разделения опор освещения по возможности принимать силовую нагрузку. Опоры освещения бывают:
Несиловые: предназначены только для крепления светильников освещения, с подводкой электропитания под землёй. Например, опора освещения НФГ — это Несиловая Фланцевая опора, с Гранёной конструкцией. О фланце и гранях опоры чуть ниже по тексту.
Статьи по теме: Как из выключателя сделать переключатель для управления освещением с двух мест
Силовые: на данный вид опор можно крепить не только светильники, но и воздушные линии групповых цепей освещения, провода СИП, рекламные щиты.
Второй признак деления опор, по способу монтажа (установки). Опоры могут быть:
Фланцевые: Данная опора состоит из двух частей: собственно опоры и закладной детали. Закладная часть (ЗДФ) замуровывается в фундамент. На поверхности остаётся только её фланцевое соединение. Сама опора присоединяется к фланцу опорной частью при помощи болтов.
Прямостоечные (опоры в грунт): Данные опоры устанавливаются в непосредственно в грунт, возможно с бетонированием. Например опора в грунт длинной 11 метров, имеет подземную часть 2 метра. Светильник на ней можно повесить на кронштейне на высоте 9 метров.
В каких законах и нормативно-технических документах прописаны требования
Вопросы организации благоустройства территорий, в том числе обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствии с требованиями пунктов ст. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2021 г. относятся к полномочиям сельских поселений.
Решением советов депутатов сельских поселений могут приниматься правила, определяющие благоустройство поселений.
Необходимость создания благоприятных условий для проживания населения и обеспечения его здоровья при планировании и строительстве зданий в сельских поселениях указывается в п. 1 ст. 12 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Требования, предъявляемые к системам наружного освещения для дорог, тротуаров, улиц, стоянок и подобных территорий, указаны в ГОСТ Р 54305-2011. Методика расчётов при организации систем освещения для разных объектов дорожной или уличной инфрастуктуры содержится в ГОСТ Р 55708-2013.
При планировании и строительстве городских и сельских поселений применяются строительные нормы и правила. Нужно отметить, что строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89, которые были зарегистрированы как СП 42.13330.2010, устарели и уже не действуют.
Вместо них применяется актуализированная редакция свода правил СП 42.13330.2016. В данном документе есть ссылка на СП 52.13330.2016, где указаны требования к искусственному освещению.
Согласно Федеральному Закону РФ No 131-ФЗ, все улицы, дороги, бульвары, мосты, а также территории промышленных предприятий, коммунальных организаций, жилых микрорайонов, кварталов и домов находятся под контролем органов местного самоуправления.
Организация исправного освещения на вышеперечисленных объектах – задача местного значения. Согласно статье 16 РФ за расписание, в котором указан порядок освещения объектов в темное время суток, должна отвечать администрация городского округа. Но поддерживать освещение должны собственники объектов.
Освещением территории города занимаются энергоснабжающие организации —, городские электросети. Они относятся к коммерческим организациям. Электросети предоставляют услуги электроснабжения, предварительно заключив договор с собственниками объектов, местной администрацией, физическими или юридическими лицами.
Специализированные компании, с которыми местная администрация заключила договор должны осуществлять строительство, эксплуатацию, обслуживание, а также ремонт сетей и линий электропередач. В случае, если вы получили отказ органов местного самоуправления решить возникшую проблему, можно подать заявление в суд.
ВНИМАНИЕ! В заявлении, которое подаете в судебную инстанцию надо указать факт невыполнения прямых обязанностей и бездействия органов местного самоуправления.
Отсутствует освещение или оно не работает
Решение проблем в случае полного отсутствия фонарей на участке и при поломке светильников происходит по-разному. Так, если не работает лампа или сломался осветительный прибор, из-за которой фонарь больше не горит, в данном случае необходимо обращаться в управляющую компанию соответствующего района города. Нет лампочки в светильнике возле дома, в подъезде, на фасаде или она просто перегорела? Можно смело звонить диспетчеру ЖКХ. Порядок действия при этом следующий: оставляется заявка на решение проблемы, после чего она рассматривается, и принимаются меры.
Заявки можно подавать как в письменном виде, так и посредством телефона, а также в устной форме. Но куда именно нужно звонить, если нет света на придомовой территории? Все контакты можно найти на сайте ЖКХ, так как управляющая компания обслуживает уличное освещение. В критических ситуациях на место сразу отправляется аварийная бригада. Если же проблема несколько глобальнее – не работает фонарь во дворе или за его пределами, не горят светильники вдоль улиц, то следует обратиться в управу района. Именно этот орган управления отвечает за уличную осветительную систему. В ситуациях, когда жалобы не возымели должного результата, рекомендуется звонить в городскую администрацию.
Кто отвечает за освещение на улице в сельской местности
Освещение на улицах города и мелких поселений существенно отличается. Если в крупных городах с финансированием услуги проблем практически не бывает, то председателям сельских советов приходится самостоятельно искать средства.
Это не значит, что из федерального бюджета на эти цели не поступает средств. Наоборот, за счет него происходит большая часть финансирования. Однако этих денег не хватает, чтобы полноценно обеспечить светом все малонаселенные места. Местным органам власти приходится искать другие источники. Чаще всего помогают внебюджетные фонды.
Работникам администрации приходится ежегодно создавать план освещения территорий. Он направляется на рассмотрение в районную администрацию. Далее высшие органы власти принимают решение о направлении средств. Однако не всегда требования мелких поселений выполняются в полном объеме. Поэтому приходится искать деньги самостоятельно.
Местная администрация, прежде всего, уделяет пристальное внимание общественным территориям и опасным участкам. Например, в первую очередь устанавливаются фонари возле школ, больниц, училищ, в парках, на затемненных извилистых участках дороги и так далее.
Важно! Фактически за обслуживание территорий отвечает энергопоставляющая компания. Она обязана вовремя менять перегоревшие лампы, проводить ремонт сетей. Однако за свою работу компания получает деньги. Если средств не будет поступать, то оказание услуг приостанавливается.
Еще нужно уделить внимание тому, что решение об установке фонаря принимает не энергосбыт, а местная администрация. Частная организация обслуживает только ту территорию, которая отражена в договоре.