Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что дают курсы повышения квалификации для педагогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дистанционные обучение также носит название обучения с применением дистанционных технологий (электронное обучение). Такое обучение закреплено в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226). Многие ведущие ВУЗы страны, в том числе и МГУ им. М.В. Ломоносова, реализуют программы обучения с применением дистанционных технологий. При этом важно иметь ввиду, что форма получения образования никак не отражается в получаемых документах об образовании.
Отличие профессиональной подготовки и повышения квалификации
Повышение квалификации направлено на обновление, совершенствование профессиональных знаний и навыков. Оно помогает перейти на более высокий уровень выполнения должностных обязанностей. Профпереподготовка нацелена на приобретение дополнительных компетенций, которые помогают получить новую квалификацию или профессию. В первом случае продолжительность обучения обычно составляет от 16-24 до 100 и более часов. При переподготовке учатся от 500-1000 часов и больше.
Есть отличие в виде получаемого документа — при повышении квалификации это удостоверение установленного образца, а при переподготовке диплом установленного образца. Профессиональная переподготовка обойдется дороже, так как процесс обучения длится дольше.
Дистанционное обучение (ДО) — это обучение с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, а именно сети Интернет. Таким образом данное обучение можно назвать электронным обучением.
Дистанционные образовательные технологии (электронное обучение) закреплены в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226)
Обучение проходит дистанционно.
- Слушатель осваивает учебные программы без посещения учебного заведения. Это удобно для жителей отдалённых регионов страны.
- Учебный материал представлен и доступен круглосуточно в электронном виде, а доступ к этим материалам обеспечивается техническими и программными средствами сети Интернет. Все обучение проходит на образовательном портале Института, где и размещены учебные материалы.
- Слушатель изучает учебный материал, выполняет задания, сдает онлайн-тесты. Это можно делать в любое удобное для слушателя время.
Согласно приказу Министерства образования РФ № 4452, от 18 декабря 2002 г. дистанционное обучение не является формой обучения. Это технология. Таким образом можно пройти обучение на очной форме с применением дистанционных технологий и заочной форме с применением дистанционных технологий. Очная форма предполагает общение с преподавателем. Заочное – не предполагает живого общения с преподавателем. Отвечая на вопрос, правильно уточнить «Очно-заочная форма обучения с применением дистанционных технологий». В документах об образовании (дипломе, удостоверении) форма обучения никак не указывается.
Длительность курса обучения зависит от нескольких факторов.
Во-первых, от того, какой тип получения дополнительного образования вы получаете: курс повышения квалификации или курс переподготовки.
Согласно 273-ФЗ «Об образовании» курсы повышения квалификации могут длиться от 16 академических часов (2 дня) до 249 часов (1,5 месяца). Курс профессиональной переподготовки – от 250 (1,5 месяца) до 1000 ак. часов (5-6 месяцев). Количество часов зависит от выбранной программы, от стажа работы по профессии, от требований профстандартов и ведомственных нормативных актов, от первоначального уровня образования самой специальности. Например, учитель русского языка освоит переподготовку на учителя истории быстрее, чем, допустим, врач, желающий стать учителем в школе. То есть для них количество часов в нагрузке будет отличаться.
Во-вторых, дистанционное обучение предполагает индивидуальный график обучения. Слушатель может выбирать темп обучения самостоятельно. Это очень удобно, так как учебные материалы доступны круглосуточно на учебном портале.
Режим и график обучения согласовывается с Институтом. Его можно менять: замедлить (например, в связи с отпуском или другими жизненными обстоятельствами) или ускорить. Максимально в день можно освоить 6-8 академических часов.
Чтобы предупредить вопрос о том, обязан ли педагог проходить курсы повышения квалификации, необходимо обратиться к Трудовому Кодексу и некоторым иным законодательным актам РФ.
Еще 3 декабря 2012 года в Федеральном законе №236-ФЗ появилась статья№195.1, определяющая квалификацию сотрудника мерой его знаний, умений, опыта и профессиональных качеств. Чтобы достичь высокого уровня во всех этих вопросах, каждый работник образовательных учреждений должен регулярно получать актуальные сведения о достижениях и новшествах своей отрасли.
Сегодня повышение квалификации регламентируется ст.76 Закона 273-ФЗ «Об образовательной отрасли», где прописаны условия, формы, сроки и другие особенности дополнительного профессионального образования, а также раскрываются вопросы о получении подтверждающих обучение документов.
Требования к профессиональной квалификации учителя
В процессе принятия решения относительно степени подготовленности учителей в соответствии с занимаемыми должностями проверяющими должны учитываться:
- Профессиональные стандарты.
- Информация, приводящаяся в едином квалификационном справочнике (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих и относящаяся к работникам образования.
- Рекомендации, разрабатываемые для руководителей учебных организаций в соответствии с пунктом 23 приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
- Требования ФГОС относительно педагогов, получивших средне-специальное образование.
Если профессиональные стандарты разработаны, они должны быть закреплены и применены в школе. При их отсутствии руководителям, осуществляющим отбор педагогических кадров, надлежит руководствоваться ЕКС, упомянутым выше.
Виды квалификационных категорий учителя
Всего в настоящее время к педагогам применимы четыре вида статусов. Это:
- молодой специалист;
- соответствие занимаемой должности (СЗД);
- первая квалификационная категория;
- высшая квалификационная категория.
Как получить высшую квалификационную категорию учителю
- Участие подопечных в различных мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
Оптимально, если их достижения носят не только городской, но и областной, региональный или даже федеральный характер. Если в портфолио перечислены награды школьного уровня, комиссия может и не учесть их.
- Активное применение различных педтехнологий с последующим отображением.
Например, учитель провел с классом тематический конкурс. Чтобы комиссия его засчитала, необходимо осветить это мероприятие: в школьной или областной газете, социальной сети, на образовательном портале или собственном ютуб-канале с подписчиками. Чем выше уровень, тем больше баллов будет начислено за этот пункт.
Методы внешнего повышения квалификации
К методам внешнего повышения квалификации относятся:
-
Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.
-
Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
-
Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
-
Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.
-
Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.
-
Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.
-
Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
-
Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.
Курсы повышения квалификации
Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.
На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.
Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.
Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.
Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:
-
состав преподавателей;
-
насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
-
стоимость курсов;
-
отзывы тех, кто уже проходил обучение.
Из офлайна — в онлайн
Пандемия, конечно, внесла свои коррективы в привычный уклад образовательного процесса. Но, с другой стороны, предоставила педагогам и дополнительные возможности.
Значительно выросло количество программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, благодаря которым слушатели могут пройти обучение, не выходя из дому. Важным этапом работы института в этот период стала реализация проекта «Цифровая образовательная среда». Учителя изучили нормативное и правовое регулирование дистанционного обучения, на практике научились использовать инструменты цифрового образования. Например, виртуальную или онлайн-доску — это сервис, который даёт возможность каждому ученику разместить свою работу на доске, а преподавателю — прокомментировать и оценить её в режиме живого общения, находясь при этом территориально в разных точках.
Работа в этом направлении продолжается и в 2021 году уже на новом сервисе дистанционного образования.
Вопрос 6. О поездке на курсы как командировке
Вправе ли директор оформить поездку педагога на курсы повышения квалификации как командировку?
Да, вправе, если педагог учится в другом городе. При этом нужно сохранить за ним место работы и среднюю зарплату. Также придется оплатить и командировочные расходы (ст. 187 ТК). Не предоставляйте учителю, который повышает квалификацию, учебный отпуск. В такой отпуск отправляйте только тех работников, которые получают высшее или среднее профессиональное образование (гл. 26 ТК).
Для руководителей предприятий действует уникальное предложение. Чем больше число обучающихся из одной организации, тем выше скидка на коллективную заявку.
Чем курсы отличаются от курсов высшего образования
Традиционно, курсы, как известно, в большей степени ориентированы на предоставление практических и ориентированных на работу профессиональных навыков, в то время как курсы университетского или высшего образования больше известны тем, что они сосредоточены на предоставлении теоретических знаний и профессиональной карьеры. Однако есть много исключений из этого правила, потому что профессиональная подготовка охватывает такой широкий спектр различных курсов и квалификаций:
- базовые профильные навыки (например, предпрофессиональное обучение или базовые курсы);
- базовые профессиональные навыки для определенных профессий (таких как флористика и автомобилестроение);
- полупрофессиональное обучение (например, бизнес-реклама, охрана труда и техника безопасности);
- области изучения с практической направленностью (такие как виноградарство, музыка и гостеприимство).
Типы онлайн-программ обучения сотрудников
Преимущество онлайн-тренингов и курсов:
- Экономия времени и денег, так как никто не должен планировать проведение тренингов в разные временные интервалы с каждым новым обновлением или партией новых сотрудников.
- Гарантирование информационной согласованности на всех уровнях, так что вы можете быть уверены, что каждый получит одинаковую информацию и обучение.
- Обучение в разных местах без дополнительной платы.
- Цифровое отслеживание и оценка завершения обучения.
- Предоставление сотрудникам легкий доступ к информации, уменьшая неопределенность, дезинформацию и ошибки.
Типы онлайн-тренингов для сотрудников:
- Ориентировка. Это разовое мероприятие, официально приветствующее и вводящее новых сотрудников в вашу компанию в течение первой недели работы. Это обучение имеет отношение ко всем ролям и подразделениям компании. Такие тренинги, как правило, подготавливаются по таким темам, как:
- Миссия, видение и ценности компании.
- Обязательное оформление новых документов.
- Обзор льготных планов.
- Административные процедуры (вход в систему компьютера, расширение, настройки электронной почты и т. д.).
- Ключевая корпоративная политика.
- Начальное обучение. Вопреки распространенному заблуждению, ориентирование и адаптация на самом деле являются разными типами обучения сотрудников. В то время как ориентировочное обучение — это одноразовое занятие с повесткой дня в стиле контрольного списка, разосланное всем сотрудникам компании, начальное обучение представляет собой серию сессий для разных отделов, которые проводятся в течение длительного времени. Он стратегически создан с целью дать возможность новым сотрудникам быть настолько успешными, насколько они могут быть на новых должностях в кратчайшие сроки. Вступительные тренировки в идеале начинаются в первый день работы и могут продолжаться в течение первого года по мере необходимости. Курс подготовлен руководителями департаментов с целью достижения целей департамента и связи их с общими целями компании. Поэтому темы должны отвечать потребностям сотрудников и обеспечивать им легкий доступ к информации и навыкам, которые им необходимы для эффективного выполнения своей работы и максимального вовлечения сотрудников.
Целостная программа обучения должна быть сосредоточена не только на технических аспектах работы. Он также должен предлагать обучение тому, как оставаться вовлеченным и продуктивным на работе. Этот тип обучения является отличным образовательным компонентом, который можно добавить для обучения сотрудников вашей компании. Эффективные и успешные обучающие тренинги постепенно приводят новых сотрудников в курс дела намного быстрее, чем если бы они оставались наедине с собой. Эффективно проведенное обучение также высвободит много лидерского времени, потому что большинство ответов на вопросы будет доступно в рамках обучения.
- Обучение развитию технических навыков. Независимо от того, на каком техническом уровне находятся ваши сотрудники, всегда есть возможности для улучшения. Технические (сложные) навыки включают в себя информирование для выполнения таких задач, как анализ данных, написание контента, управление социальными сетями, кодирование, программирование и т.д. Обучение техническим навыкам является фундаментальным компонентом обучения сотрудников, поскольку именно так ваши сотрудники узнают, как технически правильно выполнять свою работу. А тем, кто уже знает, как выполнять свою работу, гарантируется, что у них еще есть чему поучиться.
- Обучение развитию навыков общения. То, как общаются ваши сотрудники, так же важно, как и то, что они знают, — именно поэтому личностные навыки так важны для роста. Это личные качества, которые позволяют сотрудникам эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми на рабочем месте, включая коллег, менеджеров и клиентов. Изучение на самом деле показало, что разрыв в базовых навыках общения среди сотрудников компании влияет на успех компании. Тренинги по навыкам общения полезны для новых и существующих сотрудников всех уровней и являются чрезвычайно эффективным способом построения эффективной и основанной на сотрудничестве культуры, что в конечном итоге влияет на практический результат. Вот некоторые темы, которые стоит рассмотреть при обучении навыкам общения:
- Навыки презентации.
- Навыки решения проблем.
- Решение конфликта.
- Лидерские качества.
- Эмоциональный интеллект.
- Тайм-менеджмент.
- Этика.
- Работа в команде.
- Адаптируемость.
- Обязательное обучение. В зависимости от того, где находится ваша компания и в какой отрасли она работает, могут применяться определенные правила подготовки и обучения сотрудников. Например, работники государственного сектора часто обязаны проходить тренинги и курсы по охране труда. Предприятия, имеющие лицензии на спиртные напитки, нуждаются в том, чтобы их сотрудники были сертифицированы на алкогольную безопасность. Правительства часто сами проводят такие тренинги, и, сейчас они обычно существуют онлайн в виде слайдов и видео. Имея онлайн-доступ к этим тренингам, вы можете интегрировать их в свой онлайн-сайт обучения сотрудников, чтобы объединить все необходимые тренинги в одном центре.
Причины необходимости развития персонала
Менеджеры часто считают наиболее важными для себя профессиональные и технические аспекты работы. Когда эти функции «осложняются» дополнительными обязанностями, например повышением квалификации персонала, реальная работа иногда страдает. За последнее десятилетие, однако, идея о том, что менеджеры и руководители должны способствовать росту и развитию своих сотрудников, укрепилась и стала ключевой обязанностью этих лиц. Их участие в повышении квалификации кадров важно по следующим причинам.
Руководство людьми означает положительное влияние на них, это один из лучших способов поддержки их развития.
Большинство проблем сводятся к «человеческому фактору». Если вспомнить и проанализировать имеющиеся проблемы, обнаружится, что они зачастую имеют непосредственное отношение к неудовлетворительной коммуникации, несовершенству знаний или навыков, незрелому отношению к работе. Занимаясь подготовкой персонала, развивая его рабочие навыки, вы можете преодолеть целый ряд проблем.
Обучение с отрывом от работы часто неэффективно, и задача менеджеров — провести параллели с текущими заданиями. Действительно, если идеи и подходы, рекомендованные при обучении, противоречат принятым в компании, сотрудники испытывают разочарование, вновь приступая к своей работе. Ваше участие должно снижать вероятность конфликта и разочарования, когда сотрудники применяют вновь приобретенные знания и навыки на своем рабочем месте.
В успешных организациях создается особая атмосфера, способствующая росту и развитию персонала, действуют постоянные программы повышения квалификации, то есть это не является однократной акцией. Помимо официальных программ обучения имеются возможности для неформальной учебы. Например, исследования в компании Motorola показывают тесную взаимосвязь между формальным и неформальным обучением на рабочем месте. Исследователи подсчитали, что каждый час формального обучения соответствует четырем часам неформальной учебы, в частности практике, проверке полученной информации, поиску взаимосвязи между теорией и практикой.
Несмотря на насущную необходимость, некоторые менеджеры неохотно тратят время на повышение квалификации персонала. Ниже приведены четыре наиболее типичных довода, некоторые из них, возможно, вам знакомы. После каждого довода дается возможный ответ инертному менеджеру, исповедующему подобные взгляды.
1. Я очень занят(а), мне с трудом удается должным образом справляться с текущей работой. У меня просто нет времени на то, чтобы кого-то учить. У меня достаточно своих обязанностей.
Ответ: Вы действительно перегружены, так что давайте обсудим, как помочь вам разрешить некоторые проблемы, перепоручив их другим сотрудникам. Вас не просят непосредственно заниматься обучением сотрудников, хотя иногда и это помогает; вам предлагается позаботиться о повышении квалификации кадров, чтобы они смогли избавить вас от части обязанностей.
Исходите из того, что кадры — самый ценный и дорогостоящий ресурс каждой организации: эффективность управления определяется преимущественно тем, что делают ваши сотрудники, а не тем, чем занимаетесь вы. Эффективность собственной работы и продуктивность деятельности зависят от умения побудить свою команду к добросовестному производительному труду. Однако существуют всего два способа повышения продуктивности — расширение возможностей персонала и повышение желания трудиться с высокой самоотдачей. Забота об обучении и повышении квалификации своих сотрудников не только расширяет их возможности, но и усиливает мотивацию.
Повышение квалификации персонала требует времени, но увеличивает эффективность работы команды и качество производимой продукции или оказываемых услуг. Следовательно, необходимо найти на это время.
2. Опыт — лучший учитель. Мой начальник никогда мне не помогал и никогда не показывал, как и что нужно делать. Я учился управлять сам, на собственных ошибках, так почему я должен беспокоиться об обучении своих сотрудников?
Ответ: Многое можно узнать на собственном опыте, но для этого требуется большое количество времени, а само обучение сопровождается рядом ошибок. Помимо всего прочего, таким образом не всегда можно узнать, как лучше что-либо сделать. Плохое усвоение основ сильно затрудняет «уроки опыта»: иногда люди в процессе трудовой деятельности закрепляют собственные ошибки. В конце концов, один год неэффективной работы, помноженный на 35, даст сотруднику право на получение наград, но принесет мало пользы организации.
Ваш начальник, возможно, вам не помогал, но неужели вы не хотели бы поддержки и руководства с его стороны? Все мы должны заботиться о развитии своих сотрудников, поскольку в этом случае их работа быстрее становится качественной и безопасной. Вы же не станете рекомендовать учиться вождению на личном опыте. Сначала следует пройти курсы, выучить основные правила и сдать экзамен.
3. Я принимаю на работу квалифицированных сотрудников. У нас не учебное заведение — учиться нужно было раньше. Здесь люди работают.
Ответ: Ваши сотрудники получили соответствующую подготовку, однако с развитием организации требования к работе изменились. Работа будет выполняться быстрее и с более высоким качеством, если дать людям возможность развиваться и совершенствовать свои навыки. Когда работник видит, что попал в тупик, что не сможет учиться и повышать свою квалификацию, продуктивность его труда падает, а сам он стремится сменить работу при первой же возможности.
Преимущества повышения квалификации персонала для руководителей
Личное участие в повышении квалификации сотрудников способствует самосовершенствованию в следующих направлениях.
Текущие дела. Концентрируя внимание на повышении квалификации персонала, вы тем самым заботитесь о том, чтобы ваши сотрудники учились на ошибках, а не повторяли их. Если вы сами или кто-либо из опытных работников научите людей, что и как нужно делать, у работников появятся новые навыки, круг их обязанностей можно расширить, что сэкономит вам время в будущем.
Потенциальные возможности сотрудников. В отличие от оборудования ценность кадров повышается со временем, благодаря приобретению новых знаний и опыта. Постоянно совершенствуя свои навыки, вы и ваши сотрудники никогда не отстанете от требований времени и сумеете справиться с изменившейся рабочей нагрузкой. Развитие собственных возможностей гарантирует в будущем независимость от других подразделений и консультантов.
Собственные перспективы карьерного роста. Типичная ошибка, когда человек, желая стать незаменимым, стремится сделать все сам. Позаботившись о повышении квалификации своих сотрудников и возложив на них больше ответственности, вы сэкономите силы и время и сможете расширить круг своих обязанностей.