Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «История утилизационного сбора на автомобили в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Кто должен платить утилизационный сбор?
Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Как он влияет на цены
Как уже стало понятно, утилизационный сбор даже на легковые автомобили может исчисляться сотнями тысяч рублей. С начала 2020 года выросли коэффициенты (мы в примерах учли именно актуальные значения), причем выросли значительно – какие-то на 46% (для авто с двигателями объемом до 1 литра), а какие-то – на 145% (более 3,5 литров).
Эксперты сразу оценили влияние повышения ставок на увеличение цен на автомобили – по их мнению, цены вырастут на 2-4%, но узнать точно получится только по итогу первых месяцев 2020 года.
Утильсбор был повышен для того, чтобы компенсировать очередное снижение ввозных пошлин – по требованию ВТО они были снижены с 17 до 15%, а повышение утилизационного сбора в итоге удержит заградительный тариф на уровне в 30%.
Но для тех, кто производит автомобили внутри страны, переживать, на первый взгляд, не стоит: для них Министерство промышленности и торговли поддерживает механизм промышленных субсидий – за то, что автомобили производятся внутри России, производителям компенсируют расходы на уплату утилизационного сбора.
Все это существует внутри системы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), и с 2020 года субсидии будут выше у тех, кто добился высокого уровня локализации производства.
Другими словами, российских производителей автомобилей по технологии «отверточной сборки» в скором времени – с 2022 года – приравняют к импортерам и заставят платить утильсбор по полной (пока же им компенсируют 50% сбора).
То есть, от утилизационного сбора по факту будут освобождены те, кто смог устроить производство по полному циклу – включая штамповку, сварку и окраску кузовов (без этого производитель не наберет минимальные баллы по локализации и не получит субсидию).
Тем не менее, утилизационный сбор эксперты все еще считают попыткой государства заработать побольше. На инфраструктуру по утилизации техники, напоминает Наталья Беляева, деньги все еще не тратятся:
«Так адаптация российского законодательства к условиям членства в ВТО породила самое большое плутовство.
Ежегодно бюджет получает примерно 180 млрд рублей, из которых НИ одного рубля НЕ тратится на то, что было обещано и внесено в Закон 89-ФЗ «об отходах производства и потребления» (п.8 ст.24.1) – «компенсации из бюджета затрат на создание инфраструктуры, которая потребуется для утилизации техники».
Сейчас все стыдливо обходят тему такой компенсации. Поднимая при этом ставки утилизационного сбора.
Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.
С другой стороны, сохранение таможенных барьеров позволило поддержать отечественного производителя. Сейчас в России производится более 90% продаваемых внутри страны автомобилей, что позволило отрасли сравнительно спокойно пережить кризис.
Что касается коммерческого транспорта, утилизационный сбор вносит свои коррективы в планы бизнеса, говорит Дмитрий Мельников. По его словам, распространение сбора на полуприцепы погубило бизнес тех, кто зарабатывал на их импорте:
«Если судить по рынку грузовиков, введение утилизационного сбора дало очень многое. Восемь лет назад новых КАМАЗов, особенно в магистральных перевозках, было очень мало. Основной магистральный тягач на тот момент, на наших дорогах – 5-10 летний европейский тягач. Сейчас доля того же КАМАЗа, уже значительна, причем на эту технику пересели не только крупные федеральные компании, но и мелкий бизнес.
Конечно, нет ничего хорошего для рынка в создании искусственной конкуренции, это не здоровый путь развития. Однако, как не крути, он сработал, и отечественный производитель усилил свои позиции. И, возможно, это хорошо. Возможно, развитие отечественного автопрома – это более важная задача, чем поддержка мелких предприятий. Я не могу со своей частной позиции судить об этом.
Однако в 2018 году утилизационный сбор вновь дал о себе знать. Он в очередной раз был повышен, и были впервые введены по некоторым видам техники сборы, да еще какие. В этом году для меня лично, как для импортера техники был закрыт рынок полуприцепов. Был введен заградительный размер сбора на полуприцепы старше трех лет.
В отличии от 2012 года, когда были понятны причины и были понятны «наследники» этого рынка, в виде отечественных производителей ну скажем седельных тягачей. Которые были в состоянии обеспечить рынок техникой в необходимых объемах. В 2018 году ситуация стала совершенно непонятной.
Да, в России есть производители полуприцепов. Но, в отличии от производителей тягачей и грузовиков, эти производители на момент введения сборов не были в состоянии удовлетворить спрос не по мощностям производства, не по качеству выпускаемой продукции.
Что получилось в итоге? Прокомментирую лишь рынок полуприцепов, поскольку он будет максимально нагляден. Продажи отечественных полуприцепов не устремились вверх. Да они подросли, но не значительно. Их все равно не стали покупать!
Кто тогда заместил рынок подержанных полуприцепов из Европы? Да, по сути, никто. Единственное, на рынке появились новые игроки и увеличились продажи некоторых опять же импортных марок. За счет чего? За счет снижения цены продукции.
А за счет чего они снизили цены? Естественно, за счет качества».
Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.
В результате, считает эксперт, вместо работающей программы по замене и утилизации отжившей свое старой техники имеем проблему эксплуатации старой (и часто изношенной) техники на дорогах. Часть перевозчиков ушла с рынка, так как оказалась не в состоянии покупать новую технику даже по российским ценам, остальным приходится экономить и выпускать на дорогу полуприцепы старше 7-10 лет.
При этом импортная техника все же есть, но по качеству она заметно уступает «старшим братьям», менее безопасна и экологична, а еще не приносит пользы отечественному производителю, говорит Мельников:
«До введения заградительного сбора на полуприцепы, как правило эксплуатировать 15-20 летний полуприцеп было нецелесообразно. Их действительно сдавали на металлолом, поскольку купить 5-7 летний полуприцеп было выгоднее, чем эксплуатировать более старый.
Теперь такой возможности нет. Причем уже стал развиваться другой, фактически нелегальный бизнес – продажа старых рам с документами от Европейских полуприцепов, с целью восстановления этой техники кустарным способом.
Все это конечно никак не похоже на борьбу за безопасность и экологию.
Чего нам ждать от повышений 2020 года? Покажет время. В целом, экология, безопасность и поддержка отечественного производителя – это правильно и хорошо. Но методы, которыми это делается оставляют желать лучшего.
Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.
Поэтому как-то однозначно оценить утилизационный сбор сложно: с одной стороны, его введение загрузило работой российские автомобильные заводы, но с другой – сократило выбор, а в сфере коммерческого транспорта это было особенно разорительно.
Какое отношение он имеет к утилизации
О том, что взимание утилизационного сбора, мягко говоря, отошло от своей первоначальной концепции, замечают не только простые обыватели – это видят и в Госдуме. Недавно, после анонсированного повышения сбора, против этого высказался депутат Вячеслав Лысаков от «Единой России» (который, к тому же, имеет отношение к партии «Автомобильная Россия»).
Он обрушился с критикой на Минпромторг – и за то, что повышение утилизационного сбора имеет отношение лишь к пополнению бюджета, и за отсутствие всяческого финансово-экономического обоснования повышения тарифа, и главное – за то, что к утилизации автомобилей он не имеет никакого отношения.
Об этом же говорит и Наталья Беляева – деньги, которые должны собираться на создание системы утилизации старых автомобилей, выплачиваются на производство новых:
«Парадокс: деньги, собранные на утилизацию старых автомобилей, фактически направляются субсидиями на производство и поддержание спроса на покупку новых автомобилей.
В США и Японии отлично налажена переработка машин. Так, например, в США около 95% отживших свое автомобилей разбирают и направляют на предприятия. Создатели автомобилей BMW утверждают, что 95% материалов современного BMW в будущем поступит на производство.
В России глубина переработки не столь высока и составляет 60-70%, как раз из-за того, что фактически рентабельность есть только в металле. Поэтому все остальное идёт на свалку.
Переработкой автомобилей на сегодняшний день занимаются компании, осуществляющие заготовку металлолома. Однако цена металла не покрывает расходы по настоящей утилизации автомобилей, в результате которой в переработку вовлекаются и жидкости, и стекло, а также резина, металл, текстиль, дерево. В Европе расходы автоутилизиторов покрываются в том числе и за счёт официально существующей возможности продажи автозапчастей, годных к эксплуатации, после того как машину списали (сняли с учета).
В России такой возможности нет. Государство не участвует в создании инфраструктуры по утилизации списанных автомобилей, и не поддерживает таких утилизаторов.
На практике переработка сводится к банальной разборке, при которой из автохлама достают только пригодное к продаже, а остальное спрессовывают или шредируют. Образуя в результате такой «утилизации» огромные кучи новых отходов».
Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.
При этом полноценных программ утилизации в России нет – не ведется даже официальная статистика по этому вопросу, а для автовладельца участие государства в утилизации сводится к тому, что он должен заключить договор с компанией, имеющей соответствующую лицензию.
Что он будет делать с этим автомобилем дальше (продаст на запчасти, отправит под пресс или поставит гнить под забором) – государство уже не волнует: автомобиль по документам считается утилизированным.
В мировой практике есть уже достаточно хорошо отлаженная система утилизации старых машин, говорит Алексей Ермилов из ГК «АвтоСпецЦентр» – старые автомобили перерабатывают, получая из них ценные материалы:
«Каждый год результатом переработки старых автомобилей становится 25 миллионов тонн материалов. В США ежегодно утилизируются 7 000 авто, в Европе – около 8 000 единиц. В России на данный момент существуют восемь предприятий, утилизирующих авто, что говорит об отсутствии централизованной программы переработки транспортных средств в нашей стране.
Процесс утилизации автомобилей проходит в несколько этапов: обесточивание (аккумулятор извлекается и помещается в герметичный контейнер, так как является опасным видом отходов), слив всех жидкостей, снятие неметаллических частей авто, измельчение кузова под прессом. При правильной утилизации транспортного средства получается около 750 килограммов железа, 10-20 килограммов алюминия, 3-5 килограммов меди. В Голландии, например, 85% материалов от утилизированного авто используется для последующего производства.
Алексей Ермилов, директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр».
В России же у владельца старого автомобиля не так уж много вариантов, что с ним сделать – относительно рабочую машину примут в Trade-in (но тогда ее выгоднее просто продать на вторичном рынке), еще ее можно сдать в металлолом или разобрать на запчасти, говорит Александр Багрецов:
«Условия утилизации автомобилей в 2020 году претерпели изменения по сравнению с предыдущими годами. Теперь допуск к сдаче в утиль получили практически все транспортные средства с минимальными требованиями к сроку владения (не менее полугода) и году производства. К тому же пробег, техническое состояние, марка и модель, страна сборки значения не имеют.
Сейчас корректнее обозначать данный процесс как сдачу автомобиля по программе Trade-in, но эта программа действительна только при приобретении нового автомобиля взамен сдаваемого. Старый автомобиль оценивают по рыночной стоимости (немного ниже уровня активного рынка), и при этом дают скидку на покупку нового автомобиля. Для разных марок и моделей автомобилей скидка имеет разные значения, например, при покупке автомобилей марки LADA, скидка составит 50 тысяч рублей.
Также машину можно сдать в ближайший пункт приема металлолома, но тогда на сертификат можно не рассчитывать, вы получите немного денег за стоимость автолома. Дальше на площадке сливаются все технологические жидкости, снимаются колеса, сиденья. Если компания крупная, то в их распоряжении имеется шредерная машина, в процессе работы которой, автомобиль измельчается, и его части делятся на цветной и черный лом, также отделяется пластик и мусор. Лом при такой переработке выглядит как шарики диаметром 10-15 см.
Если компания мелкая (около 85% в России), то автомобиль разбирается вручную и «голый» кузов попадает в пресс. При такой утилизации на пункте приема лома попросят от собственника документы о собственности либо решение суда (для брошенных автомобилей). При этом будет выдана справка об утилизации по форме Минпромторга.
Практика утилизации автомобилей широко распространена по всему миру. В развитых странах имеются целые сети по приему ТС, где владельцы старых и аварийных авто имеют возможность сдать их на металлолом.
Самостоятельную утилизацию или разборку с последующей продажей запчастей тоже никто не отменял. Автомобиль разбирается, а его компоненты выставляются на общеизвестных сайтах.
Александр Багрецов, руководитель проектов Группы компаний SRG.
Выходит, что утилизационный сбор – действительно лишь сбор, и на развитие технологий утилизации отходов в России имеет очень опосредованное отношение.
О видах складской техники, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 утвержден перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Разделом VI Перечня установлены категории и коэффициенты расчета размера утилизационного сбора за «Погрузчики фронтальные», классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20 и 8429 51 ТН ВЭД ЕАЭС.
С учетом переходных ключей между ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2 сообщается, что утилизационный сбор:
- уплачивается в отношении фронтальных погрузчиков и автопогрузчиков с вилочным захватом, оснащенных дизельной или электрической силовой установкой,
- не уплачивается в отношении такой складской техники, как подъемники с рабочими платформами (механизированные и немеханизированные), краны-штабелеры (самоходные и несамоходные), а также аналогичные тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 августа 2018 г. N СА-4-3/16055@
ОБ УТИЛИЗАЦИОННОМ СБОРЕ
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмоМинистерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.08.2018 N МА-51322/07 по вопросу необходимости уплаты утилизационного сбора на складскую технику.
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 августа 2018 г. N МА-51322/07
ОБ УТИЛИЗАЦИОННОМ СБОРЕ НА СКЛАДСКУЮ ТЕХНИКУ
В связи с неоднократным обращением в адрес Минпромторга России импортеров складской техники по вопросу необходимости уплаты за данную продукцию утилизационного сбора сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор взимается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним. При этом согласно пункту 2указанной статьи виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
В этой связи постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 81) утвержден переченьвидов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее — Перечень).
Разделом VIПеречня установлены категории и коэффициенты расчета размера утилизационного сбора за «Погрузчики фронтальные», классифицируемые в соответствии с Товарной номенклатуройвнешнеэкономической деятельности Евразийского (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) экономического союза по кодам 8427 10, 8427 20и 8429 51.
Необходимо отметить то, что в соответствии с Переходными ключами между ТН ВЭД ЕАЭСи Общероссийским классификаторомпродукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее — ОКПД2), размещенными на официальном портале Минэкономразвития России в информационно-коммуникационной сети Интернет (далее — переходные ключи), установлено следующее соответствие кодов классификации:
- код ТН ВЭД ЕАЭС 8427 10″- погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные с приводом от электрического двигателя:» соответствует коду ОКПД2 28.22.15″Автопогрузчики с вилочным захватом, прочие погрузчики; тягачи, используемые на платформах железнодорожных станций»;
- код ТН ВЭД ЕАЭС 8427 20″- погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные прочие:» соответствует коду ОКПД2 28.22.15″Автопогрузчики с вилочным захватом, прочие погрузчики; тягачи, используемые на платформах железнодорожных станций»;
- код ТН ВЭД ЕАЭС 8429 51″— погрузчики одноковшовые фронтальные:» соответствует коду ОКПД2 28.92.25″Погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные».
Принимая во внимание изложенное отмечаем, что в рамках постановленияN 81 требование об уплате утилизационного сбора установлено в отношении фронтальных погрузчиков и автопогрузчиков с вилочным захватом, оснащенных дизельной или электрической силовой установкой, в связи с чем в отношении такой складской техники, как подъемники с рабочими платформами (механизированные и немеханизированные), краны-штабелеры (самоходные и несамоходные), а также аналогичные тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, уплата утилизационного сбора не требуется.
Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?
Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:
- Выяснить коды бюджетной классификации.
- Оформить расчет УС по установленной форме.
- Записаться на прием в местный ФНС.
Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:
- Формой расчета УС (заполненной).
- ПТС на авто, на которое платится сбор.
- Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.
К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.
Как рассчитать сумму утилизационного сбора?
Самостоятельно узнать сумму, которую вам нужно будет внести в пользу государства не составит труда, и для этого нужно воспользоваться следующей формулой — сумма утилизационного сбора = базовая ставка, умноженная на величину поправочного коэффициента:
∑ УС = БС × К
Величину коэффициента «К» можно узнать в «Перечне размеров утилизационного сбора», который утвержден Правительством РФ (№ 1291 от 26.12.2013 года). Он зависит от нескольких факторов:
- возраст ТС;
- масса ТС;
- габариты автомобиля;
- объем двигателя.
Величина базовой ставки «БС» определена типом и назначением транспортного средства:
- легковые автомобили – 20 000 рублей (без использования в коммерческих целях);
- грузовые автомобили и автобусы – 150 000 рублей (также коммерческие легковые авто).
Где можно оплатить утилизационный сбор?
Прежде всего, плательщик должен понимать, что факт оплаты должен быть зафиксирован в обязательном порядке. В подтверждение уплаты, в ПТС автомобиля обязательно должны быть сделаны пометки о внесение платежа, сразу после поступления средства. Данный штамп будет необходим для проведения последующих сделок купли-продажи автомобиля.
Если отметка отсутствует, то причин может быть сразу несколько:
- Первой и самой главной является то, что владелец получил ПТС до 2012 года.
- Вторая причина – это освобождение владельца от уплаты сбора. Важно то, что отметка ставится даже в том случае, когда хозяин транспортного средства освобождён от обязательного платежа с указанием причины. Это говорит о том, что при проведении сделки купли-продажи стоит внимательно проверять наличие данной отметки и не стоит верить продавцу на слово.
Оплата производится после того, как гражданин провел сделку и рассчитал сумму взноса, обязательную к внесению. Для этого потребуется заполнить квитанцию и указать там действующий КБК. Средства зачисляются в федеральный бюджет.
Дополнительно на размер коэффициента влияние окажут такие показатели, как:
- год выпуска машины,
- размер,
- масса,
- объёма двигателя.
Бывает, что средства взимаются ошибочно, то есть в другом периоде времени он уже был уплачен производителем или бывшим владельцем. В этом случае, необходимо подать заявку в тот орган, куда перечислялись средства: в таможенный или налоговый орган. Заявление заполняется по стандартной форме, а бланк можно найти в Интернете или получить в ИФНС. К заявлению прилагаются:
- ПТС,
- паспорт заявителя,
- квитанция об уплате сбора,
- документ, удостоверяющий ошибочный сбор средств.
Решение о возврате средств или об отказе, выносится не позже 30-ти календарных дней. За возвратом сбора, можно обратиться не позже 3-х лет с даты его уплаты. Комиссия за произведенную уплату не возвращается, а сами средства зачисляются путём перевода на банковский счёт обратившегося лица.
Утилизационный сбор: определение и причины возникновения
Идея обложить россиян очередным обязательным платежом возникла у отечественных законотворцев не случайно: основанием послужило ухудшение экологической обстановки в крупных городах и необходимость затрачивать приличные суммы на утилизацию отходов, в частности, отслуживших свой срок транспортных средств.
Согласно нормам указанного выше федерального закона под утилизационным сбором (УС) понимается единовременный платёж, взимаемый государством с покупателей автомобилей для улучшения экологической обстановки и минимизации негативного воздействия от выбросов ТС. Предполагается, что собранные таким образом денежные средства должны расходоваться на проведение мероприятий природоохранного характера.
Обратите внимание, что сбором облагаются не только автомобили, но и другие категории ТС: в частности, самоходные машины, прицепы.
Утилизационный сбор в Беларуси
Утилизационный сбор на автомобили в Республике Беларусь введен 01.03.2014 года на основании Указа Президента РБ «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» № 64 от 04.02.2014 года.
Базовые ставки сбора практически полностью соответствуют российским – в пересчете на национальную валюту. Аналогичен и круг лиц, на которых наложена обязанность по уплате утилизационного сбора.
Что касается оснований для освобождения от уплаты взноса – в белорусском варианте к ним добавлен ввоз в РБ автомобиля, принадлежащего лицам, имеющим статус беженцев или получившим разрешение на въезд и проживание в республике на постоянной основе. Освобождение действует в течение 18 месяцев с момента выдачи соответствующих документов (подтверждающих наличие статуса беженца или разрешение на проживание).
Сумма утилизационного сбора в 2022 году
01.01.2022 утилизационный сбор в РФ увеличили, что отразилось на стоимости практически всех автомобилей.
Размер сбора зависит от типа и возраста автомобиля, а также от лица, приобретающего автомобиль:
Тип транспортного средства | Размер сбора для ТС младше 3 лет, руб. | Размер сбора для ТС старше 3 лет, руб. |
---|---|---|
Электромобили | 32.600 | 122.000 |
Легковые авто, ввозимые юридическими лицами | 48.200-445.000 в зависимости от объема двигателя | 123.000-700.200 в зависимости от объема двигателя |
Любые легковые авто, ввозимые гражданами для личного использования | 3.400 | 5.200 |
Грузовые автомобили до 3.5 тонн | 178.500-300.000 в зависимости от максимально разрешенной массы авто | 189.000-432.000 в зависимости от максимально разрешенной массы авто |
Грузовые автомобили от 3.5 до 20 тонн | 300.000-496.500 в зависимости от максимально разрешенной массы авто | 456.000-1.735.500 в зависимости от максимально разрешенной массы авто |
Автобусы | 171.000-990.000 в зависимости от объема двигателя | 172.500-1.558.500 в зависимости от объема двигателя |
Тягачи, фургоны, самосвалы, автобетономесители и прочая спецтезника | 285.000-1.002.000 в зависимости от вида спецтехники и ее грузоподъемности | 1.725.000-3.469.500 в зависимости от вида спецтехники и ее грузоподъемности |
Мототранспорт | Утилизационный сбор отсутствует | Утилизационный сбор отсутствует |
Кто не должен платить
Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89 «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не платят в отношении следующих видов транспортных средств:
- автомобилей категории M и N, в том числе повышенной проходимости категории G, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях в оригинальном или отреставрированном до оригинального состояния;
- транспортные средства участников программ переселения в Россию,
- автомобили консульств, посольств, международных организаций, их сотрудников и членов их сетей;
- легковые машины не старше 3 лет, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.
Ситуации, когда платеж взимается по ошибке, бывают редко. Тогда необходимо обратиться в учреждение, которое приняло сбор:
- Таможенный орган – для транспорта, ввезенного в Россию.
- Налоговую службу – для машин, произведенных в РФ.
Если утилизационный сбор на легковой автомобиль или грузовой был оплачен ошибочно, необходимо составить заявление с просьбой возврата излишков. Бланк предоставляется в таможне или налоговой службе. Кроме заявления, нужно предоставить копии следующих документов:
- паспорта хозяина авто;
- ПТС;
- подтверждения оплаты сбора;
- документа об ошибочном взятии платежа.
Заявка по возмещению рассматривается на протяжении 30 дней. Обращение возможно в течение 3 лет с даты уплаты. Средства не индексируются и возмещаются без учета комиссии. Деньги перечисляются на счет в банке, открытый на заявителя.
Изменен срок уплаты утилизационного сбора и ответственность за его нарушение
Обращаем внимание лиц, осуществляющих ввоз автотранспортных средств в Российскую Федерацию, на изменения при уплате утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.
Установлен срок представления следующих документов, поименованных в пунктах 11 и 14 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а именно:
- расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним;
- копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
- копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
- решения о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, выданное таможенным органом, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;
- копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика;
- документов, подтверждающих наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, и их копии (в установленных законодательством Российской Федерации случаях).
Указанные документы, предусмотренные пунктами 11 и 14 Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента:
- выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования);
- фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Как избежать уплаты, и способ возврата уплаченного сбора
Избежать уплаты утилизационного сбора могут только лица, освобожденные от этой обязанности положениями законодательства. В противном случае автотранспорт не получится зарегистрировать в ГИБДД или органах технадзора (для специальных машин). Это не позволит владельцам законно эксплуатировать ТС и повлечет дисциплинарные санкции со стороны представителей государственных органов при выявлении данного факта.
Если средства внесены ошибочно, автовладельцу необходимо обращаться в инстанцию, подтверждавшую платеж:
- для импортных машин – в таможенное ведомство;
- для отечественной или приобретенной на территории РФ техники – в налоговую службу;
- при оформлении дубликата – в отделение ГИБДД.
Необходимость возврата средств подтверждается заявлением, составленным по специальной форме, с указанием:
- наименования органа, куда подается ходатайство;
- персональных сведений плательщика;
- реквизитов заявителя и размера переплаченной суммы.
Заявление об утилизационном сборе, подлежащем возврату, сопровождается:
- личным паспортом заявителя;
- платежной документацией;
- документальным подтверждением освобождения от сбора или переплаты необходимой суммы.
Утилизационный сбор – что это?
Граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор сразу, в процессе покупки автомобиля. Правило установлено законом об отходах потребления и производства, статьей № 89-ФЗ, введенной в 2012 году.
Согласно законодательству, сбор по утилизации, представляет собой разовый платеж, направленный в пользу государства.
Он взимается с покупателей транспортных средств и направляется на обеспечение экологической безопасности окружающей среды, а также охраны здоровья и жизни человека от неблагоприятного влияния эксплуатации транспорта.
Говоря иными словами, средства, которые получаются в качестве сбора по утилизации в процессе приобретения автомобиля, далее будут направлены на его утилизацию, которая будет полностью соответствовать всем установленным экологическим нормам.