Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Из чего формируется стоимость ОСАГО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
У каждой страховой компании свои правила расчета. При этом государство контролирует, чтобы стоимость полиса не выходила за рамки тарифного коридора: есть жесткие ограничения по минимальной и максимальной цене. На все категории транспортных средств действуют отдельные тарифы. 10 января 2022 года все базовые ставки и коэффициенты выросли. В текущем году повышения цен на полисы ОСАГО больше не ожидается.
Лимиты ответственности
Закон об ОСАГО сейчас предусматривает лимиты ответственности: 500 тыс. руб. на возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью пострадавшего в ДТП, и 400 тыс. руб. на возмещение вреда имуществу. Если в аварии пострадало несколько человек или машин, то эти суммы распространяются на каждого.
Примерно в 90% случаев этих денег хватает на возмещение ущерба. Но если произошла серьезная авария и в ней фигурируют дорогие автомобили, то размер ущерба может превысить предусмотренные законом лимиты. В этом случае страховая компания покрывает расходы в оговоренных пределах, а виновник аварии оплачивает сумму, превышающую лимиты.
Есть возможность обезопасить себя от серьезных трат в случае причинения большого ущерба. Для этого нужно оформить расширение полиса ОСАГО. Автовладелец получает дополнительный страховой полис. Если наступает страховой случай, и калькуляция ущерба превышает лимит по ОСАГО, то часть денег оплатят в рамках ОСАГО, а превышающую сумму — по дополнительному полису расширения ОСАГО.
Расширение ОСАГО заключают не все компании. Перед оформлением сделки необходимо обязательно проверить страхователя. Это вынужденная мера, поскольку на рынке ОСАГО обосновалось немало мошенников.
Форма компенсации по ОСАГО
На рынке ОСАГО появилось много мошенников. Махинации разные: ложные аварии, неверная оценка ущерба, провоцирование штрафных санкций. Поэтому в 2018-м году ввели «прямое урегулирование убытков» по ОСАГО: машину пострадавшего направляют на ремонт в технический центр, с которым заключен договор. Прямое страхование не действует в отношении мотоциклов и в тех случаях, когда страховщики не имеет возможности направить автомобиль на ремонт. Например, поврежденная машина находится в такой глухомани, что рядом нет ни одного сервиса. Или машина редкая и на нее нет запасных частей. В этом случае ущерб возмещают деньгами, причем при оценке учитывается износ. Например, у 8-летней машины кузовная деталь будет оценена примерно в половину стоимости новой.
При восстановлении автомобиля по ОСАГО ущерб рассчитывается в соответствии со специальными справочниками, обновляемыми каждые 6 месяцев. Ограничений по производителю запчастей нет, поэтому устанавливают как оригинальные детали, так и продукцию сторонних производителей.
Ограничение максимальной стоимости ОСАГО
Рассмотрим пункт 4 статьи 9:
4. Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициентов, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, — ее пятикратный размер.
4. Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать максимальное значение базовой ставки страховых тарифов, установленное Банком России для соответствующего транспортного средства, скорректированное с учетом коэффициентов страховых тарифов, установленных в соответствии с подпунктами «а» – «д» пункта 3 настоящей статьи.
В данном пункте речь идет о максимальной сумме, которую не может превышать стоимость страхового полиса ОСАГО ни при каких условиях.
В текущей редакции документа максимальная стоимость рассчитывается по формулам:
Tmax = 3 * ТБ * КТ
Tmax = 5 * ТБ * КТ (если водитель допустил нарушения, влекущие применение коэффициента КН).
В новом законе для расчета предлагается использовать новую формулу:
Tmax = ТБmax * КТ * КБМ * КМ * КО * КВС * КС
В качестве примера рассмотрим максимальную стоимость ОСАГО для легкового автомобиля категории B в Москве при наличии нарушений водителя.
По действующей формуле:
Tmax = 5 * ТБ * КТ = 27460 — 49420
(в зависимости от базового тарифа, выбранного страховой)
По новой формуле:
Tmax = ТБmax * КТ * КБМ * КМ * КО * КВС * КС =
= 4942 * 2 * 2.45 * 1,6 * 1 * 1,87 * 1 = 72 454 рубля
Пример показывает, что максимальная стоимость ОСАГО стала гораздо больше, однако для каждого водителя она рассчитывается индивидуально.
Уведомление страховой о проведении независимой технической экспертизы
Рассмотрим пункт 13 статьи 12:
В случае самостоятельной организации проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков потерпевший обязан в соответствии с правилами обязательного страхования в срок не позднее чем за три дня до ее проведения проинформировать страховщика о месте, дате и времени проведения указанных независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) для обеспечения возможности присутствия страховщика при ее проведении.
Для начала напомню, что если автомобиль пострадал в результате ДТП, то страховая компания должна организовать его осмотр и (или) независимую техническую экспертизу. В ходе этой процедуры должна быть произведена оценка причиненного ущерба. На процедуру отводится до 5 рабочих дней.
Если страховая компания не торопится осматривать автомобиль, то водитель может самостоятельно организовать независимую техническую экспертизу. А новый пункт статьи 12 говорит о том, что на такую экспертизу нужно пригласить представителя страховой компании. Причем сделать это нужно не позже, чем за 3 дня до проведения самой экспертизы.
Коэффициенты в ОСАГО: подробный разбор
1 апреля 2022 года начал действовать новый коэффициент бонус-малус (КБМ). По-другому его называют коэффициентом безаварийной езды. Чем аккуратнее водитель управляет машиной, тем солиднее будет скидка на страховку. Минимальный показатель — 0,46. Хотите узнать свой КБМ? Зайдите на сайт Российского союза автостраховщиков и заполните специальную форму. Система выдаст ваши данные.
Какие еще коэффициенты используют при расчете ОСАГО:
- КВС (коэффициент возраста и стажа). Для молодых людей, которые недавно сели за руль, показатель будет самым высоким.
- КТ (территориальный коэффициент). Величина зависит от особенностей населенного пункта: численности населения, загруженности на дорогах, климатических условий.
- КМ (коэффициент мощности). Зависит от мощности двигателя. Страховка малолитражки обойдется на порядок дешевле страховки внедорожника.
- КО (ограничение числа водителей). Если выбрать полис без ограничений, то управлять автомобилем сможет каждый, у кого есть водительское удостоверение. При этом значение КО будет максимальным. Дешевле оформить полис на 1 или 2 водителей.
- КС (коэффициент сезонности). Зависит от срока действия полиса.
- КП (период страхования). Заменяет КС, когда транспортное средство зарегистрировано в другой стране.
Какие документы будут нужны для получения выплаты по ОСАГО, если было ДТП с пострадавшими
-
заверенная копия документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя);
-
документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;
- документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке;
- согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
- извещение о ДТП в случае его оформления на бумажном носителе;
- копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством.
Какие документы будут нужны для получения выплаты по ОСАГО, если ДТП оформили по Европротоколу
- заверенная копия документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя);
- документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;
- документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке;
- согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
- извещение о ДТП в случае его оформления на бумажном носителе. В случае оформления извещения о ДТП в виде электронного документа оно автоматически поступает в АИС ОСАГО, откуда может быть получено страховой компанией.
Стоимость ОСАГО: этапы формирования
Изначально стоимость устанавливается исходя из указаний и соответствующих положений Центрального Банка России. Банк ограничивает страховщиков путем утверждения тарифного коридора, иначе говоря, предельных показателей. На основе этого тарифного коридора и ограничиваясь предельными значениями, компании фиксируют свои расценки.
При утверждении тарифа предполагается, что доход компаний от реализации полисов превышает объем выплат.
Что здесь учитывается:
- вид транспортного средства;
- статус автовладельца (юр. лицо, физ. лицо);
- цели эксплуатации транспортного средства.
По самому низкому тарифу идут собственники – физ. лица, использующие ТС только для личного пользования, без каких-либо коммерческих целей.
Далее берем в учет специальные коэффициенты. Они учитывают:
- техническое состояние;
- информацию о возрасте владельца и водительском стаже;
- информацию о лицах, которые допускаются к управлению;
- некоторые дополнительные факторы.
Как формируется цена ОСАГО
Стоимость страховки ОСАГО регламентируется соответствующими нормативными актами Центрального Банка России. Методика основывается на введении базовой тарифной шкалы, внутри которой страховые компании имеют право устанавливать гибкие расценки, не выходя, впрочем, за ее рамки. При установке базового тарифа исходят из того, чтобы доходы от реализации страховок несколько превышали объемы выплаченных компенсаций. Основными параметрами, из которых складывается тариф, являются:
- вид автомобиля;
- юридический статус его владельца;
- цель эксплуатации ТС.
Минимальные базовые ставки применяются для собственников автомобилей, являющихся физическими лицами, которые эксплуатируют машины, не преследуя коммерческих целей.
Другим параметром, влияющим на стоимость ОСАГО, являются специальные коэффициенты, определяющиеся:
- техническим состоянием транспортного средства;
- возрастом водителя и его стажем вождения;
- количеством лиц, прописанных в полисе и имеющих право на управление данным автомобилем;
- некоторыми другими факторами.
В настоящее время многие компании придумывают различные акции для привлечения дополнительных клиентов. Итак, рассмотрим некоторые популярные виды бонусов для покупателей автогражданки:
- Водителю, купившему сразу у одного страховщика полис ОСАГО и КАСКО на авто в возрасте до 3 лет в подарок предоставляется диагностическая карта. При этом осуществляется бесплатная доставка полиса и карты. Данную акцию проводит страховое агентство «Элемент».
- «Автоассистанс в подарок к ОСАГО» – покупая полис ОСАГО в страховой компании «UNIVES» водителю в подарок предоставляется карта «Автоассистанс», по которой можно воспользоваться такими видами сервисов, как бесплатный вызов эвакуатора, доставка топлива, замена колес и т.д.
Какие коэффициенты ОСАГО используются при расчёте стоимости страховки и что они означают
Страховщики используют такую формулу:
С=БТ×КБМ×КО×КС×КП×КТ×КВС×КМ×КН
Ниже представлена расшифровка коэффициентов ОСАГО:
С – стоимость услуг страховщика
БТ – базовый тариф, который установил Центробанк России
КБМ – коэффициент бонус-малус, рассчитывается индивидуально для каждого автомобилиста
КО – коэффициент, на который влияет количество страхуемых автомобилистов
КС – множитель, который зависит от сезонности эксплуатации авто
КП – коэффициент для ОСАГО, зависящий от периода действия страхового договора
КТ – множитель, зависящий от региона регистрации автотранспортного средства, устанавливается на региональном уровне
КВС – множитель, рассчитываемый с учётом возраста и стажа автомобилистов, которые будут внесены в полис
КМ – коэффициент КМ в ОСАГО определяется с учётом мощности силового агрегата
КН – множитель, используемый исключительно для автомобилистов, грубо нарушивших правила дорожного движения
Рассмотрим подробно каждую составляющую формулы.
Данный коэффициент для расчета ОСАГО отражает количество грубых нарушений, которые совершил водитель при управлении транспортным средством. Для него не разработана таблица, поскольку при использовании множителя его значение всегда равно 1.5.
Коэффициент КН при страховании ОСАГО применяется в следующих ситуациях:
- Соглашение автогражданского страхования заключается либо продлевается на срок 12 месяцев.
- Владелец транспортного средства остался прежним.
- Автомобилист совершил одно из таких нарушений:
- Застрахованный умышленно спровоцировал наступление страхового случая.
- Страхуемый предоставил страховщику заведомо неправдивые данные (в отношении собственника транспортного средства или обстоятельств, из-за которых произошло ДТП).
- Умышленное причинение ущерба при обстоятельствах, ставших причиной для регрессивных требований.
В отношении последнего пункта регрессивные требования могут быть выдвинуты в следующих случаях:
- Преднамеренное причинение ущерба здоровью и жизни потерпевшего.
- Ущерб причинило лицо, не имеющее допуска к управлению автомобилем соответствующей категории.
- Лицо, действия которого стали причиной аварии, не внесено в страховку ОСАГО.
- Виновный в аварии водитель не направил страховщику бланк извещения об инциденте на протяжении пяти дней.
- Диагностическая карта транспортного средства перестала действовать на момент ДТП.
- Автомобилисты при возникновении ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения.
- Виновный водитель скрылся с места происшествия.
- ДТП произошло в течение времени, на которое страховой договор не действует.
- На протяжении 15 дней после ДТП владелец автомобиля начал восстановление автомобиля или его утилизацию, не предоставив транспортное средство для проведения экспертизы и осмотра.
- При покупке полиса через интернет страхователь предоставил недостоверные данные, что привело к безосновательному снижению стоимости страховки.
Если автомобилист не совершил нарушений из приведенного выше перечня, тогда коэффициент КН для расчета ОСАГО для него будет равняться 1.
Водитель, в истории которого имеется одно из вышеперечисленных правонарушений, не должен на протяжении 12 месяцев быть внесён в какое-либо страховое соглашение. Иначе будет использоваться повышающий коэффициент. Если же такой случай произойдёт, тогда стоит рассмотреть оформление автогражданки с неограниченным количеством автомобилистов, допущенных к его управлению.
Если вы желаете получить минимальные коэф ОСАГО и снизить стоимость полиса, тогда самый простой способ достижения этой цели – полностью придерживаться правил дорожного движения и обязательств, закреплённых страховым договором.
Какой повышающий коэффициент после ДТП как влияет на стоимость страховки ОСАГО после аварии
Формально нет: страховщики имеют право выбирать любой базовый тариф из указанного коридора, а поскольку он расширился в обе стороны, в теории ОСАГО может для кого-то и подешеветь. Сами инициаторы настаивают, что реформа делается в интересах аккуратных автомобилистов:
- ТБ — базовый тариф
- КТ — территориальный коэффициент
- КБМ — коэффициент бонус-малус
- КВС — коэффициент возраста и стажа
- КО — коэффициент допущенных водителей
- КМ — коэффициент мощности
- КС — коэффициент периода использования транспорта
- КП — коэффициент срока оформления полиса
- КН — коэффициент нарушений ОСАГО (применяется при грубых нарушениях условий страховки)
РСА (Российский Союз Автостраховщиков) — это профессиональная некоммерческая организация, которая регулирует взаимоотношения между страховыми компаниями, которые вошли в его союз. Эти организации моментально решают проблемы, возникающие в связи возмещением ущерба, поэтому часто к услугам ГИБДД не обращаются.
Слетел КБМ – что делать?
У вас тот же автомобиль или другой?Есть самые простые и вполне рациональные способы удешевить полис ОСАГО, например, можно оформлять вместо неограниченного страхового полиса договор с ограничениями по количеству водителей. Или же не вписывать в полис друга, который на другой машине попал в ДТП, и его КБМ стал больше, чем был раньше. Тарифы рассчитаны для региона с территориальным коэффициентом 1,64. То есть в видении реформаторов страховые компании как минимум сохранят базовый тариф для выгодных категорий клиентов, а рублем накажут рискованные сегменты. Однако в реальности демпинга ждать не стоит. Ситуацию на местах описал нам директор «Центра страхования» Кирилл Смолин: