Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за нарушение правил дорожного движения Республики Казахстан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При совершении маневров водитель должен понимать, что любое изменение траектории движения может стать причиной аварийной ситуации, если не поставить в известность о своих намерениях прочих участников движения.
Спорные ситуации данного нарушения и способы избежать наказания в таких случаях
Иногда, выполняя маневр, водитель понимает, что не вписывается в траекторию и вынужден нарушить правила. В такой ситуации он может попытаться уменьшить для себя наказание. Придется выбрать, выезжать ли ему на встречную полосу или использовать для завершения манера несколько последовательных приемов.
Выбирая второй вариант, можно снизить тяжесть наказания – при неправильном осуществлении разворота оштрафуют только на 500 рублей, а при выезде на встречную полосу суд примет решение, более серьезное для нарушителя.
Начинать выполнять развороты следует по той территории, которая кажется большей. Если у вас не получиться идеально вписаться в дорогу. Вы сможете продолжить езду по дороге, которую намеревались пересечь. Нарушения в том случае не будет, разве что некоторое неудобство, ведь придется ехать по дороге, по которой изначально это не планировалось.
При выполнении разворота по небольшой территории, если водитель почувствовал, что ему не удается вписаться, лучше воспользоваться задним ходом и выровнять траекторию пути. В этом случае оштрафовать могут только за то, что на перекрестке машина двигалась задним ходом. Сумма штрафа – 500 рублей, если водитель такими действиями ухитрился не спровоцировать ДТП. Больше нюансов о штрафах за движение задним ходом узнайте в этой статье.
Обозначения, запрещающие разворот подобным способом (поворот налево)
Есть такие дорожные знаки, которые запрещают поворот налево в определенных местах или на участках дороги.
Первое обозначение. Знак, однозначно запрещающий поворот налево, — 3.18.2. Когда водитель замечает такой знак, он должен понимать, что маневр запрещен категорически. При этом разворот или поворот направо разрешается.
Второе обозначение. Автомобиль едет по многополосной дороге. Значит, водитель обязан руководствоваться знаками, висящими над дорогой. На синем фоне имеются стрелки. Это знаки 4.11-12.14. Такие стрелки ориентируют водителей, намеревающихся маневрировать. К примеру, налево или вперед двигаться можно, а вот разворачиваться или поворачивать налево запрещается. Они действуют до следующего перекрестка.
Данный знак устанавливается в том месте проезжей части, где есть необходимость запретить движение прямо или направо. Данный знак предписывает только движение налево. Основной вопрос автомобилистов при виде знака «Движение налево»: разрешен ли разворот, если поворачивать налево можно? Согласно правилам дорожного движения, можно. Если водитель видит данный знак, то по правилам разрешается совершать разворот. Другой частый вопрос: разрешен ли поворот налево, если разворот запрещен? Данный вопрос не совсем вписывается в рассматриваемую тему, но тем не менее заслуживает отдельного упоминания.
В целом есть такое негласное правило, что запрещающие знаки не позволяют только тот маневр, который они запрещают. То есть если знак запрещает разворот, то ничего другого он не запрещает. Поэтому, если нет никаких других предпосылок к невозможности поворачивать налево, например, знака, запрещающего поворот налево, то знак «Разворот запрещен» не препятствует повороту.
Поворот налево на перекрестке
Подготовка к повороту. Также как и перед правым поворотом, к повороту налево необходимо подготовиться – занять крайнее левое положение на стороне проезжей части вашего направления. Если дорога имеет разметку и осевую линию, разделяющую встречные потоки, тогда потребуется вплотную прижаться к осевой линии – это и будет крайнее левое положение. Если осевую линию не видно, тогда нужно мысленно разделить дорожное полотно на две равные части и «прижаться» левым боком машины к середине дороги.
Поворот. При повороте налево на перекрестке траекторию движения нужно строить так, чтобы во время или после поворота не оказаться на полосе встречного движения. Проще говоря, при выполнении поворота налево запрещается срезать углы (п.8.6 ПДД).
Траектория поворота должна проходить через воображаемый центр перекрестка. Такая траектория не только обеспечивает безопасность маневра, но и полностью отвечает требованиям ПДД. К тому же двигаясь через воображаемый центр перекрестка, вы все время будете находиться на своей правой стороне дороги. Двигаясь по дуге поворота, также как и при повороте направо, нужно мысленно отмечать точки остановок автомобиля для того, чтобы пропустить встречный транспорт и пешеходов с велосипедистами, когда этого требуют Правила.
Выход из поворота. Дорога, на которой будет заканчиваться поворот, может иметь одну, две, три и более полос для движения в одном направлении. На какую полосу можно выезжать с перекрестка? При повороте налево ПДД не оговаривают этот случай, т.е. заехать можно на любую полосу, а затем перестроиться на ту, которая более удобна для дальнейшего движения. При этом нужно помнить о некоторых ограничениях для движения по крайней левой полосе (пункт 9.4 ПДД).
Подробнее об осуществлении левых поворотов, а также о некоторых опасных ситуациях, связанных с этими маневрами — в статьях Поворот налево на перекрестке. Часть1 и Поворот налево на перекрестке. Часть2.
Одной из ошибок, которую допускают водители на левом повороте (в основном, в начале своей практики), пропуская встречный транспорт — они не стоят на месте, а медленно движутся вперед. В результате, траектория движения автомобиля выписывает вот такой крюк, как на рисунке. Двигаться не нужно.
Выехали к середине перекрестка – остановились на своей полосе – пропустили встречный транспорт, который едет прямо или направо, – повернули налево — пропустили, если есть, велосипедиста, приблизились к пешеходному переходу – пропустили пешеходов (если они есть) — поехали дальше.
Какие бывают дорожные знаки
Многие водители часто, к сожалению, не уделяют должного внимания дорожным знакам, что крайне неправильно. Для правильной организации движения созданы специальные условные символы – знаки и разметка. Знаки бывают запрещающие, предписывающие, предупреждающие, приоритета, информационные, сервиса и дополнительной информации. Каждый несет в себе определенный посыл – можно; нельзя; можно, но в рамках установленных ограничений; можно только так, а не иначе. Сегодня речь пойдет о знаке поворота налево под номером 4.1.3, или его официальном названии «Движение налево». Он относится к категории предписывающих. Его не стоит путать с запрещающим «Поворот налево запрещен» или с таким же предписывающим «Разворот разрешен». Для более полного понимания, о каком знаке идет речь, необходимо обратить внимание на главную картинку. В данной статье будет подробно рассмотрены характеристики знака, его предписания, зона действия и прочая важная информация.
Данный знак устанавливается в том месте проезжей части, где есть необходимость запретить движение прямо или направо. Данный знак предписывает только движение налево. Основной вопрос автомобилистов при виде знака «Движение налево»: разрешен ли разворот, если поворачивать налево можно? Согласно правилам дорожного движения, можно. Если водитель видит данный знак, то по правилам разрешается совершать разворот. Другой частый вопрос: разрешен ли поворот налево, если разворот запрещен? Данный вопрос не совсем вписывается в рассматриваемую тему, но тем не менее заслуживает отдельного упоминания.
В целом есть такое негласное правило, что запрещающие знаки не позволяют только тот маневр, который они запрещают. То есть если знак запрещает разворот, то ничего другого он не запрещает. Поэтому, если нет никаких других предпосылок к невозможности поворачивать налево, например, знака, запрещающего поворот налево, то знак «Разворот запрещен» не препятствует повороту.
Для автолюбителей очень важно знать, на какие нормативно-правовые акты ссылаться в случае спорных ситуаций на дороге. Также необходимо хорошо знать, какие штрафы и за какие нарушения они положены. Все санкции за нарушения правил дорожного движения, за исключением причинения смерти по неосторожности, прописаны в КоАП РФ. Это что касается санкций за нарушения. Сами же правила дорожного движения можно прочитать в специализированном одноименном сборнике. В идеале каждый водитель должен знать и сами правила, и санкции за их нарушение. В таком случае он будет в выигрышном положении в любой спорной ситуации на дороге. Ему невозможно будет вменить нарушение, которого он не совершал, или смягчить наказание за то, что он нарушил. Например, если водитель знает, какие знаки разрешают поворот налево и какие санкции следуют за их нарушение, он будет соизмерять опасность нарушения и наказания.
Поворот и разворот в ПДД
Следует заметить, что в правилах дорожного движения отсутствует четкое определение этих маневров. Считается, что это базовые понятия, о которых знает каждый водитель. Но на практике это не так, и далеко не все автомобилисты понимают различия между этими двумя терминами.
Тотальная неграмотность водителей нередко используется инспекторами ГИБДД, которые выписывают штрафы за неправильный поворот при перестроении. И чтобы не нарушать правила, нужно детально разобраться в этих двух понятиях:
- Поворот – это смена траектории движения, когда авто изменяет направление, съезжая на другой путь. При этом автомобиль продолжает двигаться без смены полосы.
- Разворот предполагает маневр, в результате которого машина пересекает проезжую часть и продолжает путь в противоположном направлении. В этом случае авто не покидает дорогу, а меняет полосу и направление движения.
Можно ли развернуться под таблички 4.1.3, 3.18.2
Предписывающий символ 4.1.3 не допускает поворота направо и движения прямо. Если он установлен, разрешается ехать только в левую сторону. Но 4.1.3 позволяет и развернуться. Только автомобиль должен находиться на крайней левой полосе. Маневр возможен, если рядом отсутствует дорожный знак «Разворот запрещен».
Разрешается действие и при символах 4.1.5, 4.1.6. Оба позволяют свернуть влево. А еще допускают изменить направление движения на противоположное, если соблюсти правила выполнения маневра.
Иначе выглядит все, когда около перекрестка установлено обозначение 3.18.2. Оно не позволяет съезжать влево, поэтому многим кажется, что и разворачиваться нельзя. На самом деле поменять траекторию на 180 градусов при 3.18.2 тоже можно. Он не разрешает ехать только в одном направлении – том, которое указывает стрелка.
Разворот под знак «Разворот запрещен» по КоАП наказывается не так уж строго, даже не потребует лишения прав. Но рисковать не стоит. Потому что маневр может привести к ДТП с тяжелыми последствиями. И виновником назовут водителя, который создал угрожающую ситуацию.
Почему важно придерживаться знаков?
При совершении маневров водитель должен понимать, что любое изменение траектории движения может стать причиной аварийной ситуации, если не поставить в известность о своих намерениях прочих участников движения.
Все, что обязан знать водитель для обеспечения безопасности при движении по автодорогам, описывается в ПДД. Не зная этих правил, легко попасть в аварию, едва выехав на дорогу. Одной из обязанностей водителя является изучение дорожных знаков. Зная, что они означают и как необходимо действовать при их наличии, удается повысить безопасность собственных действий при движении по дорогам.
Каждая группа элементов имеет определенную зону, на протяжении которой следует выполнять указания знака. В области, где действует тот или иной знак, водителю необходимо подчиниться требованиям технического элемента, применяемого для организации движения. Без них не особенно понятно, можно ли поворачивать, выполнять развороты и прочие маневры.
Знак 4.1.1 «Движение прямо»
Дорожный знак 4.1.1 «Движение прямо» применяют для запрещения поворотов и разворотов на ближайшем пересечении проезжих частей, и указания движения только в прямом направлении.
Знак устанавливают непосредственно перед местом пересечения (перекресток, выезд с прилегающей территории, разрыв разделительной полосы, проезд и т.д.), справа от дороги.
На нешироких дорогах допускается устанавливать дублирующий знак 4.1.1 еще и на левой стороне дороги с таким расчетом, чтобы он был виден водителям, если по какой-то причине знак, установленный с правой стороны, останется не замечен.
На широких дорогах, когда в одном направлении две и более полос для движения, знак «Движение прямо» дублируют над левой полосой.
Для запрещения разворота в разрывах разделительной полосы на участках между перекрестками знак 4.1.1 устанавливают на разделительной полосе.
Знак 4.1.2 «Движение направо»
Дорожный знак 4.1.2 «Движение направо» применяют для указания направления движения на ближайшем пересечении проезжих частей только направо.
На широких дорогах знак «Движение направо» дублируют. Дублирующий знак 4.1.2 устанавливают над левой полосой, на дорогах с разделительной полосой — на разделительной полосе, а на нешироких дорогах без разделительной полосы — на левой стороне дороги.
Зона действия знака 4.1.2 «Движение направо» распространяется на пересечение проезжих частей, перед которыми установлен знак (на первое пересечение за знаком).
Действие знака 4.1.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Разворот под знак разворот запрещен
— — Следовательно, это в чистом виде нарушение требований знака, наказание за которое предусмотрено в части 1 статьи 12.16 КоАП — предупреждение или штраф 300 рублей.
В данном случае мы опять имеем дело с левым поворотом в нарушение требований знака и разметки. За это можно поплатиться в соответствии с частью 2 статьи 12.16 КоАП, то есть штрафом в рублей.
Здесь, чтобы осуществить левый поворот, автомобиль должен был занять крайнее левое положение. То есть маневр должен был начаться с трамвайных путей попутного направления.
Имеет место нарушение Правил дорожного движения. Поскольку водитель не занял крайнее положение, то квалификация будет по части 1 [1] статьи 12.14 КоАП — предупреждение или штраф 100 рублей.
Часть 4 статьи 12.15 вызывала огромное количество споров из-за квалификации некоторых разворотов. Дело в том, что в правилах траектория разворота не прописана.
Поэтому сложность возникала такая: считать ли нарушением правил разворот по кратчайшей траектории вокруг газона или бульвара?
А если считать, то по какой статье квалифицировать.
Это нарушение правил разворота или все-таки это выезд на встречную полосу. Поправки в кодекс сомнений не оставляют. Нет нарушения правил. В данном случае на дороге есть два пересечения проезжих частей. Выехав с одного из них, водитель оказался на полосе встречного движения, что запрещено правилами. Поэтому его маневр будет квалифицирован по части 4 статьи 12.15 КоАП. Одностороннее движение регламентируется только наличием дорожных знаков, поэтому законодатель установил за это нарушение отдельный состав.
То есть выделил в часть 3 статьи 12.16. До сих пор такое нарушение расценивалось по части 4 статьи 12.15 — движение по стороне дороги во встречном направлении. В новой статье сохранилась старая санкция — лишение права управления от 4 до 6 месяцев — и предусмотрен альтернативный вид наказания в виде штрафа.
Правда, максимального штрафа — 5000 рублей.
Нарушение знака разворот запрещен штраф
- 4.1 Какой предусмотрен штраф за поворот?
Стоит ли обжаловать постановление по ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ?
Да, если на это есть веские обстоятельства.
Процесс «обжалования» начинается ещё на этапе остановки сотрудниками ГИБДД. Закон даёт вам право выразить несогласие с вменяемым нарушением, а после – изложить свою версию и замечания прямо в тексте протокола. Также стоит зафиксировать на фото и видео текущие дорожные условия. Например, отсутствие знака, наличие препятствия и т.д.
Причины для обжалования постановления:
- Не было знака – выше мы говорили об отсутствии знака 3.1 «Въезд запрещён», но на дороге может и не быть знака 5.5 «Дорога с односторонним движением»;
- За рулём был другой человек – в данном случае обжалуется постановление о лишении прав за повторное нарушение ПДД по ч. 3.1 ст. 12.16 Кодекса. Суды в таких случаях встают на сторону истцов.
- Следование указаниям регулировщика – в данном случае пренебрежение знаками и разметкой оправдано, даже если это движение против хода по однонаправленной дороге (п. 6.15 ПДД).
Здесь же можно выделить ране описанные нами ситуации – движение задним ходом (кроме въезда под «кирпич») и крайнюю необходимость. Запасайтесь доказательствами и… удачи на суде!