Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные различия публичных и непубличных акционерных обществ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Организационно-правовые формы некоммерческих корпораций сочетают в себе свойства и некоммерческих организаций, и корпораций. Согласно легальному определению некоммерческими корпоративными организациями являются юридические лица, которые не преследуют извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, при этом их учредители (участники) приобретают право участия (членства) в данных организациях и формируют их высший орган (ч. 1 ст. 123.1ГК РФ).
Общая характеристика организационно-правовых форм некоммерческих корпораций
Корпоративная правовая природа предполагает, что некоммерческая организация создается по решению ее учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т. п. (ч. 3 ст. 123.1 ГК РФ). Учредители, как правило, в силу закона с момента создания организации становятся первыми ее участниками, образуя высший орган управления, в компетенцию которого входит утверждение устава и формирование иных органов путем их избрания, в том числе избрания единоличного исполнительного органа (председателя и т. п.), а также коллегиального органа (центрального комитета, правления и т. д.).
Отношения, возникающие по вопросам управления, реализации прав и исполнения обязанностей участников некоммерческой корпорации, регулируются, прежде всего, нормами статей 65.1–65.3 ГК РФ, т. е. положениями, рассчитанными на любые корпоративные организационно-правовые формы.
Таблица: Сравнительная характеристика ПАО и НАО
Показатели для сравнительного анализа | ПАО | НАО |
Наименование | Наличие наименования на русском языке, обязательно упоминание о публичности | Наличие наименования на русском языке, с обязательным указанием формы |
Минимально допустимый размер уставного капитала | 100.000 руб. | 10.000 руб. |
Допустимое число акционеров | Минимум 1, максимум не ограничен законом | Минимум 1, максимум не ограничен законом |
Наличие права проведения открытой подписки для размещения акций | Имеется | Отсутствует |
Возможность публичного обращения акций и ценных бумаг | Возможно | Не обладает подобным правом |
Наличие совета директоров, либо наблюдательного совета | Наличие обязательно | Разрешено не создавать, если акционеров не более 50 |
НПАО — это непубличное общество акционеров, одна из разрешённых российским законодательством форм ведения бизнеса. Её отличает закрытый характер работы, распределение акций внутри уже действующих акционеров, а возможность продавать или отчуждать акции третей стороне строго регламентируется общим собранием. Число акционеров при этом не ограничивается.
Для открытия достаточно уставного капитала от 10 тысяч рублей. Основная цель НПАО, как и любой другой коммерческой организации, это получение прибыли. Но, в отличие от публичных, члены непубличного объединения не ставят перед собой задачу привлечения новых акционеров и инвесторов.
Они представляют меньше отчётности, а их деятельность менее прозрачна. Например, НПАО не обязаны публиковать ежегодную финансовую отчётность, так как эти документы в первую очередь интересуют инвесторов. Для непубличных АО нет запрещённых отраслей работы, то есть они вправе заниматься любой разрешённой на территории страны коммерческой деятельностью.
Основные отличия публичных и непубличных обществ
Хозяйственные общества делятся на:
(1) Публичные – это общества, которые основаны на акциях (ценных бумагах), имеющих масштабный рынок свободного обращения. Это общества с неограниченным и динамично меняющимся составом участников.
Цитируем п. 1 ст. 66.3 ГК РФ:
«Публичным является АО, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Правила о публичных обществах применяются также к АО, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным».
Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии
Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом.
В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об ОО)» в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества. Учитывая, что новая редакция ГК тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ этот орган для обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом). Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом.
По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
— о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
— о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
Эти опции рассчитаны на случай, когда в обществе были созданы одновременно коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а затем коллегиальный исполнительный орган ликвидируется. В этом случае возникает вопрос: должна ли его компетенция в полном объеме отойти к единоличному исполнительному органу или ее можно полностью или частично передать коллегиальному органу управления? Новая редакция ГК допускает и тот, и другой вариант. Участники непубличного общества вправе самостоятельно решать, как распределить полномочия ликвидируемого коллегиального исполнительного органа. Очевидно, если такого органа в обществе не было изначально, то и не возникает проблемы распределения его функций и компетенции (соответственно, подпункты 2 и 3 п.3 ст. 66.3 ГК РФ к этим ситуациям не применяются).
Свобода самоорганизации непубличных обществ – результат компромисса всех его участников
Свободе внутрикорпоративной самоорганизации непубличных обществ противостоит принцип единогласия всех участников непубличного общества при реализации предоставленных законодательством диспозиций.
Применение диспозитивных норм влечет за собой потенциальную угрозу, что доминирующие участники общества навяжут более слабым неконтролирующим участникам такие правила внутрикорпоративных отношений, которые повлекут несоблюдение интересов последних. Для предотвращения таких негативных последствий в законодательстве устанавливаются условия применения диспозитивных норм. Одним из них является принцип консенсуса (единогласия всех участников общества) при реализации предусмотренных законом диспозиций. Его суть в том, что отступление от некоторых диспозитивных норм законодательства и закрепление в уставе непубличного общества иного правила возможно, только если соответствующее решение принято всеми участниками общества единогласно. Тем самым неконтролирующие участники могут блокировать введение в обществе невыгодных им правил по желанию доминирующих участников.
Этот механизм заимствован из правового регулирования деятельности ООО, так как закон № 14-ФЗ всегда содержал такой ограничитель для навязывания некоторых решений доминирующими участниками неконтролирующим участникам. Для акционерных же обществ это было несвойственно. Но новая редакция унифицирует режим диспозитивного правового регулирования всех непубличных обществ (ООО и непубличных АО), поэтому непубличные акционерные общества тоже смогут отступать от диспозитивных норм только на условиях единогласия.
Использование принципа единогласия при реализации диспозитивных норм имеет свои недостатки. Это создает избыточную защиту интересов неконтролирующих участников (акционеров), сужая возможности внутрикорпоративной самоорганизации. Очевидно, что единогласия всех участников общества можно достичь только при их ограниченном числе и фактическом участии каждого из них в принятии решений. Непубличное общество с несколькими десятками участников (акционеров), особенно если среди них есть «мертвые души», вряд ли сможет воспользоваться свободой внутрикорпоративной самоорганизации просто из-за невозможности достичь единогласия всех участников (акционеров).
В связи с этим стоит вспомнить о еще одном механизме обеспечения баланса интересов контролирующих и неконтролирующих участников, а именно о компенсационных выплатах неконтролирующему меньшинству. Согласно действующим законам № 208-ФЗ и № 14-ФЗ, этот механизм используется при принятии особо значимых решений, изменяющих условия участия в обществе (решений об одобрении крупных сделок, реорганизации общества, внесении в устав изменений, уменьшающих объем прав участников, и т. п.). Для таких мероприятий достаточно решения преобладающего большинства участников (акционеров), поэтому участникам общества, не поддерживающим данное решение (это объективно меньшинство), законодательство предоставляет право предъявить требование о выкупе их акций (долей), то есть покинуть общество.
С учетом этого на случай невозможности достичь единогласного решения по поводу установления в обществе тех или иных отклонений от диспозитивных правил законодательства эффективным выходом из создавшейся проблемы было бы расширение сферы применения компенсационных выплат. Тогда несогласное меньшинство будет вправе требовать у контролирующих участников выкупа их акций (долей), а оставшиеся участники смогут принять необходимое единогласное решение.
Еще одна сфера, к которой применяются разные правила в зависимости от публичности или непубличности общества, – это порядок удостоверения лиц, участвующих в общем собрании участников (акционеров), и принятых собранием решений.
Энциклопедия решений. Публичные и непубличные общества
Публичные и непубличные общества
Данное деление проводится только среди хозяйственных обществ (ООО, АО) и не затрагивает иные формы коммерческих корпоративных юридических лиц (например, хозяйственные товарищества).
Непубличными обществами являются (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).
1. Общество с ограниченной ответственностью;
2. Акционерное общество (п. 2 ст. 7 Закона об АО):
2.1. устав и фирменное наименование которого не содержит указание на то, что общество является публичным;
2.2. чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично не размещаются (путем открытой подписки), публично не обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах, и иным образом не предлагаются для приобретения неограниченному кругу лиц.
3. Общество с дополнительной ответственностью (с 01.09.2014 де факто ООО).
С 01.09.2014 такая организационно-правовая форма юридических лиц, как общество с дополнительной ответственностью, упразднена. К обществам, созданным до этой даты, применяются нормы главы 4 ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью (п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ). Соответственно, общества с дополнительной ответственностью также можно отнести к непубличным обществам.
Учреждение АО происходит в несколько этапов.
Принятие решения об учреждении. АО создают по решению собрания учредителей или одного учредителя. Решение об учреждении АО должно содержать определенную информацию, в том числе результаты голосования учредителей и принятые ими решения по определенным вопросам:
Регистрация юридического лица. Общество обязательно нужно зарегистрировать в органе, который осуществляет государственную регистрацию юридических лиц — ФНС России. Для этого в ФНС России подается заявление о государственной регистрации юридического лица.
Эмиссия акций. Акции при учреждении АО распределяются среди учредителей этого общества. Они считаются распределенными среди учредителей в день государственной регистрации акционерного общества до государственной регистрации их выпуска.
Для государственной регистрации выпуска необходимо утвердить решение и отчет о выпуске акций, а также предоставить их вместе с другими необходимыми документами в Банк России в течение 30 дней после даты государственной регистрации АО.
При учреждении акционерного общества процедура эмиссии проходит в упрощенном порядке — государственная регистрация выпуска акций и государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляются одновременно. Если все требования соблюдены, Банк России примет решение о регистрации выпуска акций. После этого акции размещаются.
Размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется на основании договора о его создании.
Определение понятий. Главные отличительные признаки
Понятия как публичного, так и непубличного общества даны в ГК РФ и в законе об акционерных обществах. Если проанализировать статьи вышеуказанных нормативных актов, то можно сделать следующие выводы.
Публичное акционерное общество (далее — ПАО) — это юрлицо, созданное для извлечения прибыли, имеющее в Уставе указание на свою публичность, с капиталом не менее 100 000 рублей, состоящим из номинальной стоимости акций (и ценных бумаг, конвертируемых в акции), размещаемых с помощью открытой подписки и свободно обращающихся на рынке ценных бумаг.
В отличие от него, непубличное общество — это юрлицо, созданное для извлечения прибыли, с уставным капиталом не менее 10 000 рублей, состоящим из номинальной стоимости акций или долей, не подлежащих свободному размещению и обращению на рынке.
Многие юристы утверждают, что основное различие между двумя формами заключается в возможности свободного обращения на рынке акций (и долей) юрлица. Все остальные признаки являются вторичными. Действительно, государство может хоть завтра увеличить размер уставного капитала непубличного общества до 500 000 рублей, а публичной компании до 1 000 000. Однако оно никогда не изменит порядок обращения акций или долей. Поэтому именно он (то есть порядок) и является тем водоразделом, по которому проходит основное отличие публичного общества от непубличного.
В то же время, судебная практика говорит нам еще об одной немаловажной детали. Закон и арбитраж считают, что если компания не обладает всеми признаками публичности, но при этом она изменила Устав и указала в нем на этот факт, то она все равно является ПАО. Так, одна дальневосточная фирма зарегистрировала новый Устав и стала публичной компанией. При этом она не регистрировала проспект эмиссии и даже не начинала готовить акции для рынка. Тем не менее, ЦБ РФ тут же привлек организацию к ответственности за нарушение правил раскрытия информации. Компания обжаловала данное постановление в суде, однако арбитраж оставил в силе решение регулятора. Вынося судебный акт, арбитраж пояснил, что, несмотря на отсутствие признаков публичности, юрлицо все-равно стало ПАО с момента указания на данный факт в Уставе. Пусть даже оно и не выпустило бумаги. (Решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу № А59-3538/2017 от 09.11.2017 года). Таким образом, главным признаком публичности юрлица является все-таки прямое указание на него в Уставе.
Специальные требования к уставу
Помимо прочих требований, касающихся акционерного общества, устав ПАО должен содержать следующие данные:
- Полное, а также сокращенное фирменное наименование организации, указывающее на статус публичности.
- Обязательное наличие совета директоров, порядок его деятельности и полномочия. Это связано с тем, что в обществе имеется значительное число акционеров, чьи права могут существенно пострадать без наличия промежуточного звена между ними и исполнительным органом. Совет директоров является постоянным органом, в который входят только физические лица. Минимальный состав этого органа может включать 5 членов. Если количество голосующих акционеров свыше 1 тыс., то минимальная численность совета директоров составляет 7 человек, а при числе таких акционеров свыше 10 тыс. – 9.
- Отсутствие возможности общего собрания акционеров расширить свою компетенцию. Это связано с тем, что управление крупными компаниями отличается сложностью, а многие рядовые акционеры могут не обладать соответствующей компетенцией. Поэтому функции управления осуществляются опосредованно, через совет директоров и управляющий орган, действующий под контролем промежуточной структуры. Эффективность работы последних выявляет отчетность ПАО.
Положения устава, касающиеся лимита акций, которые могут принадлежать 1-му лицу, а также об ограничении на их продажу, считаются недействительными.
Если речь идет о переводе непубличного АО в число публичных, то положения устава необходимо адаптировать к новым требованиям.
Однако наибольшие сложности связаны не с тем, чтобы правильно заполнить все поля заявления о регистрации и поставить нужный код соответствующей инспекции. Крупных затрат потребует значительный объем информации, которую придется обрабатывать уже в ходе работы ПАО.
Кто может стать акционером
Деятельность любого акционерного общества построена на выпуске акций. Те, кто их приобретает, автоматически становятся акционерами. Неважно, какое количество акций вы приобрели: имея даже одну их них, можете именовать себя акционером.
Купить ценные бумаги АО есть возможность у физического лица или другой фирмы. Из расчёта, каким количеством акций располагает акционер, он имеет некоторую степень влияния на общество.
Если в руках одного акционера сосредоточено более 50% всех имеющихся акций, он имеет контрольный пакет ценных бумаг, а значит, вправе принимать решения относительно деятельности общества.
Любой владелец незначительного количества акций (менее 20%) может рассчитывать только на дивиденды и доход, который можно получить с разницы между курсами покупки и продажи ценных бумаг.
Существуют владельцы привилегированных акций и обыкновенных. Первый тип ценных бумаг даёт преимущество первостепенного права на начисление дивидендов, но при этом не предоставляет возможности участвовать в управлении АО. Обыкновенная акция не даёт возможности одним из первых получить доход, зато позволяет решать дела компании.
АО может изменять количество акционеров путём дробления одной акции на несколько других. Также возможно уменьшение или увеличение номинала одной акции в интересах АО.
Публичные хозяйственные общества
Публичное акционерное общество (ПАО) представляет форму организации, при которой ценные бумаги и акции обращаются и размещаются на условиях полной публичности. Прекращение обращения акций на рынке может привести к переходу данной формы в непубличную. С 1 сентября 2014 года все ОАО, соответствующие определению публичности автоматически стали ПАО.
Законом установлена компетенция общего собрания акционеров, не подлежащая расширению уставом. В данной форме юридического лица формируется наблюдательный совет, состоящий не менее чем из пяти членов общества.
Ведением реестра акционеров, а также исполнением функций счетной комиссии занимается специальная, имеющая лицензию на занятие данной деятельностью, независимая организация. Начало действия закона об обязательном ведении реестра акционеров регистратором – 1 октября 2014 года (ФЗ № 142 от 02.07.2013г.).
По наличию количества акций и голосов у акционеров нет ограничений, и вся информация об этом относится к публичной, что закреплено на законодательном уровне.
Ответственность дочерних юридических лиц
В связи с возникшими вопросами по поводу согласия, которое должно давать основное общество дочернему, Министерство экономического развития предложило внести изменения в закон.
- Если сделка дочернего общества заключена с согласия или для целей необходимых основному обществу, то она считается законной, и тогда основное общество будет отвечать солидарно по обязательствам с дочерним.
- Должен быть заключен договор между основным и дочерним обществами, в котором должно быть указано право основного общества давать дочернему обществу указания.
- Заключенной считается только та сделка, которая получила одобрение от основного общества на основании договора между основным и дочерним обществом. У дочернего общества имеется право ограничения ответственности основного общества.
Понятие и функции корпоративного договора
Корпоративный договор (соглашение) – характерная черта хозяйственного общества. Для правового поля Российской Федерации данная документация является новшеством. Цель подписания корпоративного договора – фиксация договоренности о реализации определенных корпоративных прав.
В тексте договора могут быть указаны действия и методы реализации корпоративных прав законными способами. Участники общества, которые приняли решение заключить корпоративный договор, должны поставить в известность общество, членами которого они являются.
Корпоративный договор заключается между членами организации и представляет интересы данной категории участников юридического лица.
Информация, представленная в договоре, является общедоступной, если речь идет о публичных обществах. В непубличных обществах информация, указанная в договоре, является конфиденциальной – это важный признак данного вида обществ.
Информация, указанная в корпоративном договоре, может расширять и уточнять положения устава организации.
Участники договора, путем подписания данного документа, могут урегулировать некоторые моменты управления организацией, реализовывать права или отказаться от их реализации, в определенных обстоятельствах.
Участники могут, согласно договору, приобретать или отчуждать доли уставного капитала. Положения договора не должны противоречить нормам законодательства.
Корпоративный договор не может:
- Вынудить участника голосовать определенным образом;
- Определять или менять структуру и особенности управления юридическим лицом;
- Менять компетенцию функциональных единиц юридического лица, чьи функции определены учредительными документами;
- Создавать определенные обязательства для лиц, которые не участвовали в подписании документа;
- Разглашать информацию, изложенную в документе, если иное не разрешено нормами права.
Наличие противоречий между текстом договора и уставом общества не делает договор недействительным.
Также, действие договора не прерывается, если один из участников выходит из данного соглашения, прекращает право стороны договора.
Учреждение и регистрация
АО создается путем заключения договора между учредителями. В документ включаются порядок ведения совместной деятельности, размер уставного капитала и иные параметры функционирования организации. Договор подписывают все учредители.
Основным учредительным документом выступает устав, включающий положения о деятельности. Устав подлежит утверждению учредителями в виде протокола учредительного собрания и передаче в ЕГРЮЛ при регистрации.
ГК РФ перечисляет разделы, непременно включаемые в структуру устава:
- название организации;
- место нахождения;
- основная информация о выпускаемых акциях (вид, цена, количество);
- права акционеров;
- уставный капитал;
- устройство и полномочия органов, регламент принятия решений с их стороны;
- другие данные, регламентированные законодательством.