Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие преступлений от иных правонарушений и аморальных поступков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разграничить административные проступки и преступления можно и должно лишь по степени их общественной опасности. Задача эта сложная — особенно в случаях, когда речь идет о сходных по характеру проступках и преступлениях, но она должна решаться в точном соответствии с законом, ибо только таким путем можно избежать необоснованного установления уголовной ответственности за административные правонарушения, совершенные повторно или при других отягчающих обстоятельствах. Будучи совершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может квалифицироваться как преступление, если его качественная определенность и степень его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его опасности существенно повышается и достигает уровня преступлении, то он должен признаваться таковым и влечь за собой уголовную ответственность.
Разновидности умыслов
Различают виды умысла в уголовном праве:
- По психологической составляющей различают косвенный и прямой умысел.
- По сроку замысла преступления – обдуманный ранее и внезапный умысел.
- По характеру последствий произведенных действий – конкретный или неконкретный умысел.
Прямой умысел носит противоправный характер. Субъект знал о негативных последствиях и сознательно шел на совершение нарушение и хотел, чтобы это произошло.
Понимание негативной сути своих действий, и знание того, что последствия будут носить опасный характер для общества, являются процессами мышления человека. При этом в сознании создается понимание того, что деяние совершается умышленно, а итог этих действий считается психологической составляющей воли субъекта.
Опасность своих действий для общества в сознании субъекта характеризует его фактическую сущность. Сюда входит знание объекта, в отношении которого совершаются действия. Суть их, а также конкретная обстановка и условия, в которой происходят события.
По действующему законодательству характеристикой является безусловное наступление негативных последствий для общества. Предвидеть – это значит знать то, что действиями будет причинен вред общечеловеческим принципам, находящимся под защитой действующего закона. Волеизъявление субъекта – это желание возникновения негативных последствий для общества. Таким образом, характеризуется умысел и его виды в уголовном праве.
Имеет несколько подсознательных целей, стремление к которым для субъекта будет выражено:
- в убийстве с целью отомстить;
- в убийстве для сокрытия другого преступления;
- в убийстве в корыстных целях.
В УК РФ этот вид направлен на преступные действия, выраженные в материальном эквиваленте. Причина возникновения сочетается исключительно с опасностью для общества, когда вред причиняется потерпевшему. Значительная часть преступлений совершаются по формальным признакам. При таком положении под целью понимаются деяния, опасные для общества.
Например, лицо, распространяющее клевету, осознает действительное положение дел по отношению к объекту, но намеренно порочит последнего.
Таким образом, формальный признак уголовно наказуемых действий, подпадающих под признаки опасных вне зависимости от обстоятельств, приведших к негативным последствиям.
В ст. 116 УК РФ прямой умысел характеризует субъективную сторону. Преступающий закон, сознательно хочет неоднократно ударить объект посягательств, либо обязательно причинить иные физические страдания, отдавая себе отчет об опасном характере своих действий для общества.
Косвенный умысел наблюдается, если субъект, зная об опасности своих деяний и последствий, не хотел их, но осознавая это, позволял им совершаться либо вообще не реагировал.
Опасность для общества характерна для обоих видов. Однако наступление негативных событий для общества по своему характеру отличается. Здесь рассматривается только лишь возможность события, но никоим образом его неотвратимость.
Основными составляющими умысла является опасность для общества и предположение о наступлении таких последствий. Волевая составляющая определяется не желанием, но осознанным допуском негативных событий или безразличием к ним.
Не существует умысла:
- когда состав преступных деяний формален;
- если присутствует специальная цель;
- при подготовке;
- когда неизбежны опасные последствия;
- в деяниях лиц, организовавших, подстрекающих и оказывающих пособничество.
Оба вида умышленных деяний считаются практически одинаковыми формами вины. С точки зрения интеллекта определяются осознанием опасности действий и того негативного факта, к которому могут привести.
Объединяющим для этих умыслов волевой составляющей считается одобрение негативных событий для общества. Вместе с тем каждый из них отличается от другого определенными нюансами.
Возраст наступления ответственности
В вопросах наказания многое зависит от личности совершившего правонарушение лица. Если оно не в состоянии понять последствия своих действий, то применение суровых мер только навредит его психике, а это бессмысленно с учетом принципа гуманности правосудия, законодательно закрепленного в большинстве стран современного мира.
Осознание вины за какие-либо нарушения приходит к каждому человеку с возрастом. Маленькие дети не воспримут правильно тюремного заключения и не смогут выполнить, например, исправительные работы. Исходя из подобных психологических особенностей большинства людей, возраст является одним из определяющих факторов при выборе карательных мер.
Административной ответственности подвержены лишь субъекты старше 16 лет. За дисциплинарные и гражданские нарушения разрешено привлекать с 18. Справедливы ли эти рамки? Правильно ли определен возраст осознания ответственности, учитывая современные психологические условия развития молодежи? Подобные проблемы беспокоят юристов разных стран. Сложно сказать, к чему приведут эти рассуждения, но сейчас возраст субъекта остается важнейшим отличием проступка от преступления.
За преступление подросток может быть судим при достижении 16 лет, но в некоторых случаях допускается привлечение к ответственности и с 14.
Административная ответственность наступает с 16 лет. До этого за правонарушение ребенка ответственны его родители.
Юридическая
ответственность —
применение мер государственного
принуждения по отношению к правонарушителю.
За свои деяния человек отвечает перед
законом и судом (этим юридическая
ответственность отличается от моральной,
где основным мерилом оценки поведения
являются стыд и совесть человека).
Виды
ответственности и меры наказания зависят
от характера правонарушения. Различают
ответственность:
-
уголовную
– наступает
исключительно за преступления. Только
суд может привлечь к уголовной
ответственности и определить ее меру.
Меры уголовного наказания — лишение
свободы, смертная казнь и т.д.; -
административную
– наступает
за проступки, нарушающие общественный
порядок или совершенные в сфере
государственного управления. Мерой
ответственности служат административные
взыскания, среди которых — предупреждение,
штраф, исправительные работы,
административный арест до 15 суток; -
гражданскую —
наступает за нарушение имущественных
прав — неисполнение договорных
обязательств, причинение имущественного
вреда. Главная мера ответственности —
возмещение убытков; -
дисциплинарную —
наступает за нарушение трудовой,
учебной, воинской, служебной дисциплины.
Меры воздействия на правонарушителя
— замечание, выговор, увольнение,
исключение из учебного заведения.
Отличие преступления от иных видов правонарушения
Применение уголовного закона нередко сопряжено с необходимостью проведения четкой границы между преступлением и иными правонарушениями. Так, преступление следует отличать от административных, гражданских, дисциплинарных, трудовых и иных правонарушений. Все они обладают определенной мерой общественной опасности. Однако только качественно высокий уровень общественной опасности позволяет оценивать определенный тип поведения людей именно как преступление и законодательно устанавливать для борьбы с ним меры уголовного наказания.
В настоящее время практически общепризнанно, что главные отличия преступления от иных правонарушений заключаются в различной степени общественной опасности. Общественная опасность — признак всех правонарушений, но количественная характеристика этого свойства между преступлением и проступком не одинакова. У преступления более высокая степень общественной опасности.
Законодатель при конструировании норм, суды при их толковании всегда стремятся, возможно, точнее толковать преступления и проступки. Ведущим разграничительным общественно опасным элементом выступает размер причиненного ущерба правоохраняемым интересам личности, общества, государства. Материальный ущерб, который причиняется в результате совершаемых ныне преступлений, измеряется в денежном выражении, в физическом вреде — в четко фиксированных показателях утраты трудоспособности, органов или их функций (ст. 111-118 УК РФ).
Действующий УК РФ практически во всех случаях причинения прямого материального ущерба в примечаниях к соответствующим статьям Особенной части называет его величину. Например, в разд. VIII «Преступления в сфере экономики» такие примечания приведены во всех нормах о преступлениях с прямым материальным ущербом. Он исчисляется в едином измерении. Но есть и криминообразующие величины общественно опасных последствий, без которых отсутствует само преступление. Например, преступлением признано уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах. Примечание к ст. 194 УК РФ определяет таковой в виде стоимости свыше пятисот тысяч рублей. Уклонение от уплаты таможенных платежей в меньшем размере является таможенным правонарушением, предусмотренным нормами Таможенного кодекса РФ.
Понятно, что гораздо сложнее проводить границу между гражданскими правонарушениями и экономическими преступлениями с непрямым материальным ущербом, когда ущерб носит комплексный характер, включает прямые и непрямые материальные уроны, дезорганизацию предпринимательской либо управленческой деятельности. К примеру, при незаконном предпринимательстве, финансовом банкротстве, легализации «грязных» денег, монополистической деятельности и т.п. потребуются сложные бухгалтерские экспертизы, чтобы такой экономико-организационный ущерб определить.
Категоризация преступлений и применение в уголовном праве
В предшествующем уголовном законодательстве – УК РСФСР 1960 года – отсутствовала четкая классификация преступлений. В основу классификации преступлений, названной в ст. 15 УК РФ 1996 года категориями, положены такие критерии, как характер и степень общественной опасности деяний, форма вины, размер и вид наказания, определенного санкциями, за конкретно совершенное преступление. В закрепленной УК РФ категоризации преступных деяний все они подразделены на четыре категории. В первую категорию входят деяния, представляющие наименьшую опасность, а в четвертую – особо тяжкие преступления.
В первую категорию – преступления небольшой тяжести – включены умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы (ч. 2 ст.15 УК РФ).
Вторая категория – преступные деяния средней тяжести (ч. 3 ст. 15 УК РФ) – включает в себя умышленные и неосторожные преступления, максимальная санкция за которые не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание, превышающее три года лишения свободы.
Итак, в завершение данной курсовой работы, следует сказать, что изучение вопроса понятия преступления и его признаков является необходимым условием для существования уголовного права.
Поэтому подведем итоги проведенного исследования. Преступление это общественно-опасное деяние, которое предусмотрено уголовным законом и за которое предусмотрено конкретное наказание. Хоть и выдуться многочисленные споры по поводу определения понятия и возможности его расширения, все же на сегодняшний день оно остается таковым.
Так в действующем УК РФ под преступлением понимается виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.
Сущность преступления проявляется в том, что оно всегда является деянием, которое выражается в форме действия или бездействия. Таким образом, никакие мысли или желания лица, до тех пор, пока они не реализуются в виде конкретных действий, не могут быть признаны преступлением.
Преступление как правовое явление характеризуется следующими признаками: общественная опасность, противоправность, а также виновность и наказуемость. При этом преступление может быть признано таковым только в случае наличия у него всех этих признаков. Первые два признака являются основными и определяют базовые характеристики преступления как особого вида правонарушения, а два последующих являются производными
Уголовная противоправность напрямую связана с общественной опасностью деяния.
Преступление является наиболее тяжким видом правонарушения. Отличие преступления от иных правонарушений происходят, во-первых, по степени общественной опасности; во-вторых, по характеру противоправности; в-третьих, по правовым последствиям.
Также от преступления следует отличать малозначительное деяние, которое хоть внешне и обладает признаками преступления, но характеризуется незначительной степенью общественной опасности, что исключает возможность применения уголовной ответственности.
Понимание значения преступления очень важно, и наличие только всех признаков в совокупи может свидетельствовать о том, что такое деяние преступление.
Итак, целью данной работы было исследование и анализ понятия преступления, признаков и видов преступлений, разграничение преступлений от иных деликтов. Для достижения данной цели реализованы задачи: изучено и проанализировано понятие преступлений, в сравнении с понятием правонарушение; рассмотрены признаки преступления, изучены и проанализировать виды преступлений.
В заключении работы можно подвести следующие итоги.
Понятие преступления является центральным в уголовном законодательстве. Само понятие дано законодателем в ст. 14 УК РФ и определяется как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Таким образом, само понятие преступления содержит в себе все его основные признаки:
преступление, это деяние которое, выражается в форме действия либо бездействия;
преступление общественно опасное деяние;
преступление это уголовно наказуемое деяние;
преступление это виновно совершенное деяние.
Кроме того, сам законодатель классифицировал преступлении по видам в зависимости от:
характера и степени общественной опасности;
родового объекта посягательства;
от степени общественной опасности однородных по характеру общественной опасности,
Сделал это законодатель в первую очередь для дифференциации наказания за преступления в зависимости от тех или иных признаков.
В процессе изучения материла было определено чем отличается преступление от иных правонарушений, и в конечном итоге стало понятно, что основные отличительные черты между ними определены законодательно. В целом, если говорить кратко, то по сравнению со всеми остальными деликтами преступление является наиболее серьезным во всех отношениях, по всем признакам.
Основной идеей всего нашего законодательства является обеспечение охраны общественного строя, его политической и экономической системы, собственности, личности, прав и свобод граждан, и в целом правопорядка от преступных посягательств.
В целях предупреждения совершения правонарушений и преступлений, необходимо знать их причины, условия способствующие их появлению. А так как эти самые причины и условия это совокупность факторов, следовательно для их устранения необходимы и комплексные меры. Выработка таких мер невозможна без глубокого изучения уголовного законодательства, и соответственно понятия преступления как его основного понятия.
Словари дает следующее определение данному термину:
Преступление (лат. scelus; англ. crime) — в уголовном праве РФ виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. (Энциклопедия права. 2015).
Преступление — общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее существующий правопорядок и подлежащее уголовной ответственности (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.)
Легальное определения понятия «преступления» содержится в статье 14 Уголовного кодекса РФ:
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
Отличие преступлений от непреступных правонарушений и аморальных проступков
Преступления являются одной из разновидностей правонарушений. В практической деятельности по применению уголовного закона нередко возникает вопрос о разграничении преступлений и непреступных правонарушений, предусмотренных административным, гражданским, трудовым, земельным, семейным, хозяйственным, транспортным правом.
Правонарушения, ответственность за которые регулируется перечисленными отраслями права, в основном могут быть разделены на три вида: административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.
Как преступления, так и иные правонарушения препятствуют нормальному функционированию общества, причиняют вред сложившейся системе общественных отношений. Поэтому и те, и другие объективно являются общественно опасными. Однако степень их вредоносности, мера опасности для установившейся системы правовых связей различна.
Величина причиненного вреда является определяющим показателем степени общественной опасности и основным критерием отграничения преступления от иных правонарушений.
Разграничение преступлений и непреступных правонарушений осуществляется по трем основным признакам:
- объекту,
- характеру и степени общественной опасности,
- виду и форме противоправности.
Общий объект совокупности всех преступлений по разнообразию регулируемых сфер правоотношений шире соответственно административных, дисциплинарных и гражданских правонарушений. Для ряда преступлений характерно посягательство на такие общественные отношения (жизнь человека, государственную безопасность), когда подобные деяния могут быть отнесены лишь к числу преступлений.
По характеру и степени общественной опасности преступления всегда отличаются большей социальной вредностью, чем иные правонарушения.
В этом заключается главный материальный критерий разграничения преступлений и проступков.
Как видно, разграничение преступлений производится по признаку их общественной опасности (тяжести), для которой характерны несколько показателей: характер общественной опасности, степень общественной опасности, формы вины.
Тяжесть преступлений той или иной группы определяется видом и размером наказания. Так, к преступлениям небольшой тяжести относятся те умышленные преступления, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы, или неосторожные преступления, где максимальный срок не превышает пяти лет лишения свободы.
Отнесение преступления к той или иной категории имеет важное значение с точки зрения юридических последствий, индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Это можно показать на ряде примеров.
Например, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или если оно примирилось с потерпевшим (статьи 75, 76 УК РФ).
Уголовная ответственность за приготовление к преступлению наступает, если такого рода деятельность имеет место в отношении тяжких или особо тяжких преступлений.
Размер срока фактического отбытия наказания, нужный для условно-досрочного освобождения или замены наказания более мягким, зависит от категории преступления: не менее половины наказания, назначенного судом за преступление небольшой тяжести или средней тяжести. Размер фактически отбытого срока значительно возрастает: не менее трех четвертей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкие преступления.
Конфискация имущества устанавливается только за тяжкие или особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений[1].
Понятие административного проступка
Довольно часто в повседневной жизни граждане совершают именно административные проступки. К примеру, безобидно выкуренная сигарета на остановке или же более тяжкое – распитие спиртных напитков где-то в парке или возле детской площадки, а также громко играющая музыка в спальном районе после положенного времени тишины, нарушение общественного порядка (например, скандал в маршрутке) и так далее. Все эти действия являются правонарушениями или проступками, наказание за которые определяются в административном кодексе РФ, где все они классифицированы и разделены по категориям. Так, например, существуют проступки, посягающие на права граждан, на их здоровье, общественную нравственность, охрану окружающей среды. А также правонарушения в таких областях, как дорожное движение, налоги, финансы, таможенное дело, сельское хозяйство, ветеринария, воинский учет и так далее, и за каждое нарушение положен свой штраф и порядок его исчисления.
Отличие преступления от иных видов правонарушения
Применение уголовного закона нередко сопряжено с необходимостью проведения четкой границы между преступлением и иными правонарушениями. Так, преступление следует отличать от административных, гражданских, дисциплинарных, трудовых и иных правонарушений. Все они обладают определенной мерой общественной опасности. Однако только качественно высокий уровень общественной опасности позволяет оценивать определенный тип поведения людей именно как преступление и законодательно устанавливать для борьбы с ним меры уголовного наказания.
В настоящее время практически общепризнанно, что главные отличия преступления от иных правонарушений заключаются в различной степени общественной опасности. Общественная опасность — признак всех правонарушений, но количественная характеристика этого свойства между преступлением и проступком не одинакова. У преступления более высокая степень общественной опасности.
Законодатель при конструировании норм, суды при их толковании всегда стремятся, возможно, точнее толковать преступления и проступки. Ведущим разграничительным общественно опасным элементом выступает размер причиненного ущерба правоохраняемым интересам личности, общества, государства. Материальный ущерб, который причиняется в результате совершаемых ныне преступлений, измеряется в денежном выражении, в физическом вреде — в четко фиксированных показателях утраты трудоспособности, органов или их функций (ст. 111-118 УК РФ).
Действующий УК РФ практически во всех случаях причинения прямого материального ущерба в примечаниях к соответствующим статьям Особенной части называет его величину. Например, в разд. VIII «Преступления в сфере экономики» такие примечания приведены во всех нормах о преступлениях с прямым материальным ущербом. Он исчисляется в едином измерении. Но есть и криминообразующие величины общественно опасных последствий, без которых отсутствует само преступление. Например, преступлением признано уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах. Примечание к ст. 194 УК РФ определяет таковой в виде стоимости свыше пятисот тысяч рублей. Уклонение от уплаты таможенных платежей в меньшем размере является таможенным правонарушением, предусмотренным нормами Таможенного кодекса РФ.
Понятно, что гораздо сложнее проводить границу между гражданскими правонарушениями и экономическими преступлениями с непрямым материальным ущербом, когда ущерб носит комплексный характер, включает прямые и непрямые материальные уроны, дезорганизацию предпринимательской либо управленческой деятельности. К примеру, при незаконном предпринимательстве, финансовом банкротстве, легализации «грязных» денег, монополистической деятельности и т.п. потребуются сложные бухгалтерские экспертизы, чтобы такой экономико-организационный ущерб определить.
П.Ю. Константинов. Взаимосвязь административных правонарушений и преступлений.
Правоведение. -2005. — № 3. — С. 58 — 74
Взаимосвязь административных правонарушений и преступлений: проблемы теории и практики
П. Ю. Константинов,[*] А. К. СоловьеваА. К.,[**] А. П. Стуканов[***]
Социальные отклонения — нарушения социальных норм. Они являются выражением негативного отношения индивида или социальной группы к соблюдению действующих законов и норм морали, сложившихся в обществе. Социальные отклонения, рассматриваемые как массовое явление, тесным образом связаны с экономическими и политическими процессами, происходящими в государстве. Типология социальных отклонений отражает многообразие этих явлений, дает возможность провести разграничительные черты между ними и выявить особенности их этиологии, которые необходимо учитывать при осуществлении мер борьбы с ними.[1]
Нельзя не согласиться с точкой зрения Д. А. Керимова о том, что судебная практика постоянно сталкивается с ситуацией, когда совершившее преступное деяние лицо не в состоянии объяснить его причины, мотивы, смысл. Но и сам судебный орган нередко бессилен вскрыть глубинные детерминанты такого рода преступления. И тогда проблема решается формально-юридически: налицо все признаки состава преступления, подпадающие под статью уголовного закона, и назначается соответствующее наказание без сколько-нибудь серьезного анализа, в частности его психической стороны. Еще хуже дело обстоит, когда юридическая наука не может объяснить глубинные детерминанты совершенного преступления.[2]
Социальные отклонения можно классифицировать по ряду оснований. Наиболее распространено их деление на различные виды в зависимости от типа нарушаемой нормы. При этом негативные отклонения делятся на преступления и правонарушения (административные, гражданские, трудовые и пр.), а также аморальные проступки.
58
На наш взгляд, деление социальных отклонений на преступления и административные правонарушения весьма условно. Об этом говорит и современная правоприменительная практика, и мировой опыт.
Уголовное и административное право устанавливает ответственность за нарушение норм различных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, земельного, финансового, семейного и др. Единство материальной природы объекта преступлений и административных правонарушений ставит перед законодателем, представителями юридической науки и практики проблему разграничения преступлений и административных правонарушений и прежде всего их смежных составов. А в КоАП РФ и УК РФ содержится около 100 таких «пограничных» составов.
Предложенная для рассмотрения тема не является новой для отечественного права.
Первые полицейские наказания, отличные от уголовных и налагаемые без производства следствия и без суда, появились в период царствования Императрицы Екатерины II (например, Устав благочиния от 8 апреля 1782 г., Указ от 1 августа 1782 г. «Об исправлении полицейским наказанием воров, укравших меньше 20 рублей»).[3]
Н. С. Таганцев отмечал спор о делении деяний, запрещенных под страхом наказания, на два вида: уголовные преступления и полицейские нарушения. Стремление предать полицейской неправде самостоятельный характер было присуще немецкому праву и нашло свое отражение не только в германском законодательстве XIX в., но и в Уложении Российской Империи 1845 г. о наказаниях уголовных и исправительных.[4] В нем содержались следующие определения преступления и проступка: «Всякое нарушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав власти верховной и установленных ею властей или же на право или безопасность общества или частных лиц, есть преступление; нарушение правил, предписанных для охранения определенных законами прав и общественной или личной безопасности или пользы, именуется проступком» (ст. 1—2 Уложения).[5] При этом Н. С. Таганцев считал такое деление практически несущественным, поскольку уголовные и полицейские посягательства, по его мнению, представляются особой группой уголовно наказуемых деяний. В качестве наиболее приемлемого критерия разграничения правонарушений ученый называл наказуемость деяния.
В целом можно выделить три критерия разграничения административных правонарушений и преступлений: а) материальный критерий, характеризующий общественную опасность деяния; б) тяжесть наказания за правонарушение или преступление (критерий наказуемости деяния); в) процессуальный критерий, характеризующий процессуальную форму привлечения виновных лиц к юридической ответственности.
Материальный критерий разграничения правонарушений. В современной теории права, а также в теории уголовного и административного права
59
основным критерием разграничения преступлений и административных правонарушений является общественная опасность.[6] «Общественная опасность означает, что деяние вредоносно для общества, иными словами, общественная опасность деяния состоит в том, что оно причиняет или создает угрозу причинения определенного вреда… общественным правоотношениям».[7] Вместе с тем Н. Ф. Кузнецова отмечает, что общественная опасность преступления — исторически изменчивая категория, что обусловлено социально-экономическими процессами, происходящими в обществе.[8] «Соотношение между преступлением и проступком не является раз и навсегда данным, а меняется в зависимости от конкретных исторических условий развития… государства».[9]
Критерий общественной опасности рассматривается представителями науки административного и уголовного права с трех точек зрения. Первая позиция связана с отрицанием такого свойства административных правонарушений, как общественная опасность.[10] При таком взгляде на административные правонарушения они оцениваются как общественно вредные, вредоносные. Вторая точка зрения отражает мнение о том, «что одни административные проступки общественно опасны, а другие не имеют этого признака»,[11] поскольку «для проступков такое качество, как общественная опасность, не является обязательным».[12] Сторонники третьей точки
60
зрения признают общественную опасность и за преступлениями, и за административными правонарушениями.[13] Административные правонарушения, однако, характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями.[14]
Данная точка зрения представляется наиболее убедительной. Категория общественной опасности отражает сущность правонарушения, поскольку любое правонарушение посягает на общественные отношения, охраняемые нормами различных отраслей права (конституционного, уголовного, административного, гражданского, трудового), препятствует нормальному осуществлению правоотношений, причиняет или создает угрозу причинения вреда правам и законным интересам участников правоотношений.
Разграничение правонарушений по видам должно быть основано на степени общественной опасности деяния, проявлениями которой могут выступать: а) характер общественной опасности деяния; б) объект посягательства; в) неоднократность деяния; г) способ совершения деяния и характер действий виновного лица; д) тяжесть последствий деяния и размер причиненного вреда; е) форма вины лица, совершившего деяние; ж) личность виновного в совершении деяния.
Руководствуясь критерием степени общественной опасности деяния, можно выделить три группы правонарушений: (1) преступления, т. е. деяния, имеющие наибольшую степень общественной опасности; (2) уголовно-правовые проступки меньшей общественной опасности, но не обладающие признаками преступного деяния; (3) административные правонарушения.
Критерий наказуемости деяния. Деление преступлений на виды было проведено и в российском дореволюционном уголовном праве, однако в основу такого разделения была положена тяжесть наказания, предусмотренного за преступление.
И правонарушение, и преступление — наказуемы!
Уголовная ответственность действующих предприятий и организаций в нашей стране не предусмотрена. За противоправные действия юридические лица должны понести только административную ответственность. Ответственные руководящие сотрудники лично могут быть привлечены к судебному разбирательству по факту возбуждения уголовного дела.
Т.е. подсудными фактически являются только должностные лица той или иной организации, а не предприятия, в результате деятельности которых был нанесен определенный ущерб гражданам. Также нужно принимать во внимание возможность выбора законодательной власти назначения административного наказания за те или иные преступления в связи с особыми обстоятельствами в стране, либо какими-то другими процессами.
Следует отметить, что всегда существует вероятность совершения законодателем ошибки в процессе оценки совершенных правонарушений. Например, до наступления 30 июня 2002 года хищение можно было признавать мелким, когда объем украденных платежных средств составлял более 1 МРОТ в соответствии с положениями ст. 7,27 КоАП РФ, который начал действовать с 1 июля 2002 года.
После этого мелким признается хищение платежных средств в объеме, превышающем 5 МРОТ. Другими словами, большинство хищений в РФ до недавних пор не являлись причиной для возбуждения уголовных дел.
В Викисловаре есть статья «проступок»
Это заготовка статьи о праве и юриспруденции. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
: неверное или отсутствующее изображение |
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Уже в названии данного вида нарушений отчетливо просматривается основание для выделения данной категории как отдельной. В данном случае речь идет именно о нарушении норм моральных, а не гражданских в целом.
Согласно действующему трудовому кодексу, проступки такого рода служат достаточным основанием для увольнения человека с занимаемой им должности. В трудовую книгу при этом вносится соответствующая запись, которая впоследствии приводит к серьезным затруднениям в попытках трудоустройства.
К аморальным поступкам чаще всего относят, к примеру, совершение насильственных действий в воспитательных целях или показательное унижение человека. Чаще всего, как ни прискорбно, такого рода нарушения закона совершают сотрудники школ, детских садов и других образовательных учреждений.