Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что понимается под единственным жильем?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно статье 60 Жилищного кодекса, договор соцнайма заключается на неопределенный срок. По закону наниматель может сдавать квартиру в поднаем, прописывать членов своей семьи. Кроме того, наниматель имеет право обменять жилое помещение.
Обменять можно, но непросто
Жильцы муниципальных квартир имеют возможность обменивать свои квадратные метры, но только в если и вторая квартира, участвующая в обмене, находится в собственности муниципалитета.
Правила обмена муниципальных квартир определены в 72-й статье Жилищного кодекса. Для начала процедуры обмена владелец квартиры должен заручиться согласием всех членов семьи, а также разрешением от наймодателя (местной администрации). А если в квартире прописаны дети или недееспособные граждане, то потребуется разрешение и от органов опеки и попечительства.
Обмен муниципальной квартиры – одна из самых хлопотных сделок с недвижимостью в том, что касается документов. Письменное разрешение на обмен требуется собрать со всех членов семьи, даже временно проживающих по другому адресу. И такие разрешения нужны для всех квартир, участвующих в обмене. Сложно представить, сколько времени занимает их сбор, если, например, большая семья со взрослыми детьми меняет свою муниципальную трешку на две однокомнатных квартиры.
Кроме того, необходимы:
- кадастровый паспорт,
- справка о составе семьи,
- справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам,
- свидетельство о браке и
- свидетельства о рождении детей.
В некоторых случаях местная администрация требует и другие документы.
Комментарии к ст. 215 ГК РФ
1. Согласно ст. 130 Конституции муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество (п. 1 ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
2. Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1. При этом порядок передачи этих объектов закреплен тем же Постановлением от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП. Конкретный перечень документов, который необходимо представлять муниципальным комитетам по управлению имуществом в ГКИ РФ с целью передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, содержится в письме ГКИ РФ от 1 марта 1996 г. N АР-18/1599.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.
Напротив, передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда (п. 1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // СА РФ. 1993. N 52. Ст. 5071).
3. В соответствии с п. 2 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке. Требования комитета по управлению имуществом города о признании недействительными актов органов государственного управления, нарушающих право собственника муниципального имущества, арбитражным судам подведомственны (п. 10 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав (приложение к информационному письму ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 7. С. 91 — 103)).
4. На практике весьма важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно разъяснению ВАС РФ принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов (см. Вестник ВАС РФ. 1992. N 1. С. 96).
Однако это разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенные помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений от централизованных капвложений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Президиум ВАС РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше (Вестник ВАС РФ. 1996. N 6. С. 58 — 59; Комментарий судебно-арбитражной практики. 1996. Вып. 3. С. 52 — 57), полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.
Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п. 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п. 4.9 Основных положений. См. об этом также п. 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий (приложение к информационному письму ВАС РФ от 11 июня 1997 г. N 15 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 8. С. 61 — 62).
5. Согласно ст. 125 ГК и п. 2 ст. 23 Закона об общих принципах организации местного самоуправления права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
6. Хотя муниципальная собственность является самостоятельной формой (видом) собственности, ее структура в силу публичного характера этой собственности во многом схожа с государственной.
Муниципальное имущество, как и государственное, может быть подразделено на две основные группы: а) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (см. гл. 19 ГК); б) средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющие муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или муниципального образования.
Аналогично ответственности государства по своим обязательствам строится и ответственность по его долгам муниципального образования (подробнее см. п. 6 коммент. к ст. 214 ГК).
7. О том, при каких обстоятельствах муниципальное образование признается учредителем (участником) хозяйственного общества или товарищества, см. п. 5 коммент. к ст. 214 ГК.
Обменять можно, но непросто
Жильцы муниципальных квартир имеют возможность обменивать свои квадратные метры, но только в если и вторая квартира, участвующая в обмене, находится в собственности муниципалитета.
Правила обмена муниципальных квартир определены в 72-й статье Жилищного кодекса. Для начала процедуры обмена владелец квартиры должен заручиться согласием всех членов семьи, а также разрешением от наймодателя (местной администрации). А если в квартире прописаны дети или недееспособные граждане, то потребуется разрешение и от органов опеки и попечительства.
Обмен муниципальной квартиры – одна из самых хлопотных сделок с недвижимостью в том, что касается документов. Письменное разрешение на обмен требуется собрать со всех членов семьи, даже временно проживающих по другому адресу. И такие разрешения нужны для всех квартир, участвующих в обмене. Сложно представить, сколько времени занимает их сбор, если, например, большая семья со взрослыми детьми меняет свою муниципальную трешку на две однокомнатных квартиры.
Кроме того, необходимы:
В некоторых случаях местная администрация требует и другие документы.
Закон дает право и на принудительную сделку. Это удобно, например, для выселения пьющего родственника. Однако принудительный обмен муниципальной жилплощади возможен только по решению суда.
Приватизировать скоро будет нечего
Каждый наниматель муниципальной квартиры имеет возможность оформить ее в собственность. Это расширяет спектр возможных сделок с квадратными метрами, ведь неприватизированную квартиру нельзя сдавать в аренду или продавать. Кроме того, муниципальная квартира не передается по наследству. После смерти нанимателя при соблюдении ряда бюрократических процедур близкие родственники имеют возможность оформить на себя только договор найма.
По действующему законодательству, нельзя приватизировать аварийные или расположенные в общежитиях квартиры, а также жилую площадь в служебных зданиях или в закрытых военных городках. Об этом говорится в федеральном законе «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Каждый гражданин страны имеет право только на одну процедуру приватизации. При этом несовершеннолетние, участвующие в приватизации, сохраняют право на бесплатный перевод в собственность муниципального жилья и после 18 лет.
В последнее годы темпы приватизации жилья снизились. Во многом это произошло из-за того, что на фоне слухов об отмене бесплатной приватизации многие люди поспешили оформить жилье в собственность. Так, по данным московского департамента городского имущества, в домах столицы осталось всего 9% неприватизированных квартир.
Кроме того, количество нового муниципального жилья не успевает за ростом числа нуждающихся в нем. В этой сфере необходима серьезная государственная поддержка строительства – об этом в начале июня заявил председатель постоянной комиссии по миграционной политике, местному самоуправлению и территориальному развитию Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров. По его мнению, у многих граждан нет возможности оформить ипотеку, а потому необходимо увеличивать фонд муниципального жилья, в том числе с помощью привлечения частных инвесторов.
Подтвердить свой статус и нуждаемость необходимо самостоятельно, обратившись в орган местного самоуправления с соответствующими документами. Каждая заявка подвергается проверке на соответствие требований жилищного законодательства.
Нуждающимися признаются:
- семьи и граждане, у которых нет никакого пригодного для проживания помещения в собственности;
- если граждане на дату обращения проживают в помещениях аварийного фонда;
- семьи, проживающие в квартирах, комнатах, домах, площадь которых менее установленной нормы, которая должна приходиться на каждого члена семьи (менее 10 кв.метров на человека);
- лица, которым установлено хроническое заболевание, опасное для других граждан.
Для лиц, признанных малоимущими, необходимо подтвердить, что ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, не превышает установленного норматива по региону. Учитываются доходы, получаемые из всех источников лицами, проживающими на одной жилплощади.
Военнослужащие вправе обратиться за получением муниципального жилья, отслужив не менее 20 лет.
Дети-сироты получают квартиру или комнату из муниципального фонда при достижении совершеннолетнего возраста, а, прожив в ней 5 лет и более, могут обратиться за приватизацией.
Такой вид жилья имеет свои преимущества и недостатки. Перечислим сначала положительные стороны:
- имущественные налоги обязан платить муниципалитет;
- существует ряд льгот при начислении жилищно-коммунальных услуг;
- капитальный ремонт проводится за счет муниципалитета;
- семья вправе обратиться за предоставлением жилья большей площади при появлении детей;
- в случае полной утраты жилплощади или признании ее негодной для проживания в результате, например, пожара, граждане, проживающие на условиях договора социального найма, гарантированно получат взамен другое жилье;
- муниципальная квартира или комната защищена от действий мошеннического характера;
- существуют условия, при которых муниципальное жилье может быть приватизировано.
Среди недостатков выделим:
- все-таки это не собственное жилье и распоряжаться им на свое усмотрение не получится, его невозможно ни обменять, ни продать;
- муниципальный фонд находится под особым контролем управляющей организации (или ТСЖ) и без его разрешения сдать его в аренду нельзя;
- если с нанимателем по договору проживают другие граждане, не прописанные в договоре, то после его смерти квартира (комната, дом) возвращается муниципалитету, а жильцы выселяются;
- жильцов могут в любой момент выселить, если они нарушают условия договора или поступают многочисленные жалобы от соседей.
Самая быстрая очередь — льготная. Следующая по скорости — на получение субсидии. Остальные движутся намного медленнее.
В любой момент можно отказаться от очереди на социальную аренду и получить субсидию на покупку жилья.
Тамара Павловна — ветеран труда, блокадница. Она живет в Санкт-Петербурге в двухкомнатной квартире по договору социального найма, в которой кроме нее прописано еще трое: дочь и внук с внучкой. Квартира площадью 37,7 м², на каждого члена семьи приходится по 9,3 м². Это больше учетной нормы в Петербурге, а значит, новое жилье ей не положено.
Чтобы получить новое жилье, Тамаре Павловне нужно сделать так, чтобы на каждого прописанного в квартире человека приходилось менее 9 м². Чтобы получить такой метраж, можно:
Если это случится, Тамара Павловна попадет в очередь на улучшение жилищных условий. А так как она ветеран и блокадница, то новую квартиру получит в первую очередь — за год или два. Ей выдадут новую однушку или квартиру-студию. А в ее старой квартире останется дочь с детьми.
В двухкомнатной квартире, оформленной по договору социального найма, площадью 48 м² живут пятеро: Константин Сергеевич с мамой и его сестра с двумя детьми. У Константина Сергеевича тяжелая эпилепсия, а еще он передвигается на инвалидном кресле.
Константин Сергеевич с мамой-опекуном могут получить новую квартиру, а его сестра с детьми останутся в старой.
Чтобы получить жилье, нужно взять заключение в медицинском учреждении, где стоит на учете Константин Сергеевич. После этого можно получить еще одно заключение от органов опеки и попечительства.
Но один Константин Сергеевич переехать не сможет. Вместе с ним должна съехать его мама, которая считается опекуном.
Когда все справки будут готовы, в жилищном комитете города инвалида и опекуна поставят в очередь на новое жилье. Константин Сергеевич попадет в начало очереди и получит квартиру через несколько месяцев. Старая квартира останется его сестре.
Скорее всего, он получит двушку площадью не менее 42 м², так как переезжают двое людей разного пола. В каждом регионе свои метражи. В Петербурге региональный стандарт составляет 36 м² для одиноких людей, а дальше число меняется.
Ване 22 года, он живет в двухкомнатной квартире социального найма с бабушкой, мамой, братом. Площадь квартиры — 44 м². На каждого приходится по 11 м², это больше нормы. Мама Вани лишена родительских прав. По закону лишенная родительских прав мать не может жить со своим ребенком, но идти ей некуда. Поэтому Ваня имеет право на новую квартиру.
В законодательстве сиротами считаются не только дети, у которых умерли мама и папа. Сироты — это также дети с живыми родителями, которых лишили родительских прав
В законодательстве сиротами считаются не только дети, у которых умерли мама и папа. Сироты — это также дети с живыми родителями, которых лишили родительских прав.
Кате 18 лет. Она беременна и живет в однокомнатной квартире со своим опекуном, которая забрала ее из детского дома. Площадь однокомнатной квартиры — 26 м², в ней также прописан 30-летний сын опекуна.
Ване и Кате нужно доказать, что они сироты. Ваня предоставит в жилищный комитет администрации города решение суда о лишении родительских прав его родителей и документы об опекунстве. Катя принесет свидетельство о смерти родителей, справку из детского дома и документы об опекунстве. После этого их поставят в очередь на новое жилье. Ваня и Катя — сироты, и, значит, новое жилье они получат быстро, за несколько месяцев.
Государство выдаст им новое жилье по договору найма. Ваня и Катя должны будут жить в квартире сами, сдавать ее нельзя. Еще жильцы обязаны раз в год пускать специальную комиссию. Через пять лет жилье можно оформить по договору социального найма, а затем — приватизировать.
Расселение аварийного жилья
В каждом городе есть список аварийного жилья — государство обязано его расселить. Список обновляется ежегодно, занимается этим администрация.
Если вы владели квартирой социального найма, вам предоставят жилье с учетом нормативов — минимум 42 м² на двоих, если вы в Петербурге; в регионах учетные нормы другие, но вас точно не обделят. А вот владельцам приватизированного жилья выдадут ровно столько же, сколько было в аварийном жилье, даже если там прописано 10 человек.
Однако власти могут переселить не в отдельную квартиру, а в коммуналку. Обычно в коммуналки расселяют одиноких граждан. Можно отказаться от коммуналки и потребовать отдельное жилье, но если договориться с администрацией о другом варианте не получится, то переселят насильно. Зато потом можно встать в очередь на расселение коммуналки.
Частная собственность и ее типы
Как уже было упомянуто, существует пять видов: индивидуальная, коллективная, долевая, общая долевая и общая совместная. Деление обусловлено количеством собственников, а также их правами на имущество (в нашем случае – недвижимость).
Индивидуальная собственность (иногда ее называют полной или личной), как нетрудно догадаться, предполагает регистрацию в жилье только одного человека (например, других членов семьи нет или они оформили отказ). Собственник единолично пользуется, распоряжается и владеет квартирой или домом. Право может быть получено при покупке, наследовании или дарении, приватизации и участии в жилтовариществе или долевом строительстве; вступает в силу оно только после внесения в ЕГРН, а не заключения соответствующей сделки.
Коллективная собственность не зафиксирована в ГК РФ, однако на практике существует. Это тот случай, когда недвижимостью владеет коллектив, и все его члены имеют равные права на жилье. Так может быть в трех случаях:
Существует три формы коллективной собственности – кооператив, партнерство и акционерная собственность. Первый предполагает совместную деятельность многих его членов, второе – совладение в равных правах нескольких человек, третья сочетает коллективную форму с личной. Ключевая особенность коллективной собственности – то, что субъектом здесь выступает не человек, а сообщество или группа лиц.
Общая долевая собственность как понятие зафиксирована в статье 245 ГК РФ и регламентируется ст. 245-252. Она наступает в том случае, когда имущественные части участников сделки не определены – и по умолчанию считаются равными. В этом случае налоги и расходы на жилье делятся поровну между всеми собственниками.
Если же в договоре собственникам выделяют неравные части, то речь идет о долевой собственности. Ее ключевое отличие от общей – разделение долей не идеальные ½ или ⅓ (как в общей долевой), а на реальные, рассчитанные в квадратных метрах или частях жилплощади. Некоторые комнаты можно поделить поровну по долевой собственности, а некоторые (кухня, коридор, санузел) – нет: они будут относится к общей долевой собственности с условным разделением. Налоги и расходы в случае долевой собственности будут оплачиваться в зависимости от размера доли собственника.
Получить право любой долевой собственности можно через приватизацию, наследование, дарение, покупку или продажу и т.д. Количество собственников может быть любым. Продать свою долю в недвижимости можно даже без одобрения других собственников – правда, у них будет преимущественная привилегия покупки.
Общая совместная собственность не предполагает выделения долей. Она возникает между супругами и их несовершеннолетними детьми (т.е. самыми близкими родственниками). Согласно статье 253 ГК РФ все они наделены равными правами распоряжаться, пользоваться и владеть совместным имуществом. Если понадобится продать квартиру, это можно сделать только с согласия всех собственников.
Купить жилье в общую совместную собственность на 2-4 человек, не являющихся близкими родственниками, не получится – только в долевую.
Как узнать вид собственности
Сделать это поможет выписка ЕГРН, которую предоставляет Росреестр. Обратиться туда можно либо явившись лично (или придя в МФЦ), либо позвонив, либо заполнив соответствующую форму на сайте. К слову о последнем: посмотреть там общую информацию об объекте недвижимости можно бесплатно, а вот за оформление подробной документации уже нужно будет заплатить госпошлину. Она одинакова для всех регионов. В 2020 году бумажная выписка стала стоить 870 рублей, электронная – 350.
Документы о собственности на жилье обязательно нужны, если вы собираетесь проводить с ним какие-то операции: дарить, продавать, сдавать в аренду и т.д. Поэтому не забывайте об этих бумагах и знайте свои права. Агентство недвижимости «Трансферт» с удовольствием снабдит вас необходимой информацией!
Центр информационной поддержки
И, тем не менее, УК предлагают собственникам жилья перевести экономию, которая происходит при корректировке платы за отопление, на . Причем формально может показаться, что все законно: проводится общее собрание собственников жилья, принимается положительное решение… Но, именно такой вариант развития событий является незаконным и заложником его стали Вы и Ваши соседи по дому.
Таким образом, в случае отсутствия индивидуальных приборов учета холодной, горячей воды, электроснабжения, при наличии технической возможности их установки, при расчете платы за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение будут применяться нормативы, установленные с повышающим коэффициентом, что увеличит размер платы:
Рекомендуем прочесть: В каких случаях допускается дарение объектов недвижимости
Вопрос в свете законодательства
Совсем не думать ни о чем не получится — на бесплатной основе ни одно помещение не предоставят. Так что как минимум, придется платить за квартиру и держать в порядке общедомовое имущество (ст. 678 ГК РФ).
Надо ли платить за капитальный ремонт если квартира не приватизирована? Согласно действующему закону, кто собственник жилища, тот за него и платит (ст. 158; 169 ЖК РФ). А должны ли квартиранты платить за капитальный ремонт?
Если квартира не является собственностью человека, то есть — он либо ее снимает, либо проживает по договору социального найма, плата за капитальный ремонт муниципальной квартиры ложится либо на муниципалитет, либо на арендодателя. Если такие квитанции приходят по адресу, где проживают по коммерческому найму, их нужно передавать хозяину помещения.
Причем, согласно действующим нормам, взносы нужно платить за все — и обитаемые, и нежилые помещения здания, включенного в программу капремонта.
Верховный суд о капитальном ремонте муниципального жилья.
Самое большое преимущество жилья, приобретенного в собственность, — это возможность им распорядиться так, как хочется владельцу: квартиру можно продать, обменять, завещать или подарить, заложить в кредитной организации. Можно даже довольно долго не платить коммунальные платежи, при этом выселить владельца будет нелегко. И это видно по тому, что с того времени, как существует закон о приватизации жилья, неплательщиков по коммунальным платежам прибавилось. Чаще всего управляющие компании не спешат обращаться в суд, т.к. это довольно хлопотно, да и суды не всегда встают на сторону коммунальщиков, и решают проблемы с неплательщиками гораздо проще – прекращают предоставлять неоплаченные коммунальные услуги: например, отключают свет, перекрывают воду. В таких случаях хозяева квартир предпочитают быстрее закрыть свою задолженность перед коммунальщиками.
Собственник может лишиться жилья и в том случае, если использует его не по назначению. Так, например, через суд лишили квартиры ее владельца, который устроил в ней рабочий цех. Мало того, что производственный шум мешал отдыху соседям злополучной квартиры, так из помещения еще постоянно шли вредные испарения, которые причиняли ущерб здоровью жителей верхних этажей. В результате квартиру обязали продать с публичных торгов, а деньги, вырученные от продажи, отдать теперь уже бывшему собственнику квартиры, за вычетом судебных издержек.
Так же через суд владельца могут лишить квартиры, если он сделал незаконную перепланировку, которая ведет к риску разрушения здания, в котором находится. Или за нарушение санитарно-гигиенических норм. В данных случаях вопрос так же решается через суд, при этом назначается экспертиза, которая должна зафиксировать нарушение, благодаря которому происходит выселение. Так, в Североморске к выселению принудили женщину, в квартире которой находилось несколько собак. Животные проявляли агрессию по отношению к соседям женщины и несколько раз их кусали. В подъезде стоял смрад от продуктов жизнедеятельности собак. Согласно постановлению суда, женщину так же обязали продать квартиру и на эту сумму приобрести другое жилье.
Тем не менее, все эти перечисленные случаи выселения собственника из жилья достаточно редки, и выселить собственника без суда все-таки сложно. А вот прописать гражданина в его квартире будет гораздо легче, чем в муниципальной, и в этом — тоже преимущество собственного жилья.
На этом перечисление преимуществ приватизации, пожалуй, мы закончим и перейдем к недостаткам и сложностям, связанным с собственным жильем.
Во-первых, это налоги. Совсем недавно они были невысокие даже для больших квартир, однако сейчас все изменилось. А все потому, что изменился порядок кадастровой оценки недвижимости, на основе которой производится налогообложение. Может быть, ставка налога 0,1% и небольшая, однако выливается в приличную сумму. Так, собственник типовой «двушки» в обычном панельном доме в среднем по Москве должен выложить в год 5062 рубля. Оспорить, конечно, размер кадастровой стоимости квартиры можно, но это занимает много времени и сил для хождения по инстанциям.
А если квартира приобретена в результате наследования, при этом она была в собственности, то придется уплатить еще и госпошлину, размер которой зависит от степени родства с наследодателем. А это 0,3-0,6% от стоимости квартиры.
Если квартира муниципальная кто собственник
Приватизированное жилье находится в собственности гражданина, следовательно может быть продано, подарено, заложено в банке, передано по наследству. неприватизированное — в собственности у муниципалитета (город, район) , либо субъекта федерации (республика, край, область) , либо у РФ. следовательно неприватизированное — не может быть проданго, подарено.. . (далее по тексту) . на жилье, находящееся в собственности больше налоги и коммунальные платежи.
Договор купли — продажи он и в Африке договор. Это к тому, что и купленное в бытность СССР — имеет юрсилу и сейчас. Дом бабушка и дедушка приобретали состоя в законном браке и каждый из них имеет равное право на свою долю. И зачем им приватизация, если дом уже был ими куплен?? ? При кончине одного из них (дедушки, бабушки) на дом, как на предмет наследства, могут претендовать оставшийся в живых супруг, их дети и их родители.
Для начала давайте разберемся кто собственник муниципального жилья, кто и на каких условиях может получить муниципальное жилье?
По договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования одна сторона:
- орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, либо уполномоченная указанным органом организация или организация, являющаяся собственником жилого помещения частного жилищного фонда или уполномоченная собственником такого жилого помещения и соответствующая требованиям, установленным Правительством Российской Федерации
обязуется передать другой стороне:
- гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
жилое помещение, предусмотренное, во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом Р.Ф.