Закон о государственном пенсионном обеспечении в РФ: 166-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о государственном пенсионном обеспечении в РФ: 166-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отсылает нас к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кто имеет право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

Условия и порядок реализации государственного пенсионного обеспечения регламентируются нормами Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Так, статья 3 Закона устанавливает право на пенсию, которое в согласно документу имеют следующие лица:

  • граждане РФ при соблюдении условий, о которых речь пойдет дальше;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории РФ на тех же основаниях, что и граждане РФ, если другое не предусмотрено Законом или международным договором РФ. При этом факт постоянного проживания в России, как основание назначения пенсии, может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности пребывания в стране и иных обстоятельств дела.

Кроме того, данная статья Закона устанавливает факт того, что гражданам, которые имеют право на два вида пенсии, устанавливается одна, по их выбору. Право же на одновременное получение двух пенсий, имеют:

  • участники Великой Отечественной войны;
  • граждане, ставшие инвалидом вследствие военной травмы;
  • родители военнослужащих, которые проходили военную службу по призыву, погибли в период прохождения службы или умерли вследствие военной травмы после увольнения (исключением являются случаи, когда смерть наступила в результате противоправных действий военнослужащих);
  • вдовы военнослужащих, погибшие в период прохождения военной службы из-за военной травмы, при условии не вступления в новый брак;
  • нетрудоспособные члены семей граждан, ставших инвалидами, получивших или перенесших лучевую болезнь или иное заболевание, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы ЧАЭС, а также граждан, принимавшим непосредственное участие в ликвидации последствий аварии;
  • граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • члены семьи погибших либо умерших граждан из числа космонавтов.

Непосредственно право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению установлено статьей 4 Закона для следующих граждан:

  • федеральные государственные гражданские служащие;
  • участники ВОВ;
  • военнослужащие;
  • граждане, пострадавшие вследствие техногенных или радиационных катастроф;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • граждане из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава;
  • нетрудоспособные граждане;
  • члены семьи граждан, указанных выше, в случаях, предусмотренных обсуждаемым Законом.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета ПФР является выплата трудовой пенсии. Бюджет Пенсионного фонда РФ в свою очередь формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» за счет:

1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть – в бюджет ПФР;

2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ;

3) сумм пеней и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура трудовых пенсий, установленная Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», предполагает три составные части трудовых пенсий: страховую, базовую и накопительную. Части трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога, финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Как единый социальный налог, так и страховые взносы уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных положенных работникам вознаграждений за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в Пенсионный фонд, взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14 %.

Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

Читайте также:  Как и кто ведет журнал учёта полученных и выставленных счетов-фактур

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.

Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.

Последние поправки к закону

Федеральный закон от 25. 12.

2001 года № 166-ФЗ применяется уже в течение 18 лет, а за это время в него было внесено большое количество правок и изменений. Среди них наиболее значимыми были изменения, связанные с реализацией целей пенсионной реформы, направленной на увеличение возраста, когда граждане могут подавать заявления о назначении им выплат.

Так, статья 4 Федерального закона от 03. 10. 2021 года № 350-ФЗ внесла следующие существенные корректировки в рассматриваемый в статье нормативный акт:

  • изменение возраста получения различных видов государственного денежного обеспечения в сторону его увеличения на 5 лет;
  • «Приложение 1» было изменено и изложено в иной редакции;
  • введено «Приложение 2», в котором отражены требования к выслуге федеральных чиновников в свете ужесточения к ее срокам.

Федеральный закон, основные положения которого рассматривались по ходу данной статьи и были вкратце прокомментированы и проанализированы, является действующим нормативным актом, который регулирует вопросы установления и предоставления гражданам различных видов денежного государственного обеспечения.

Общая характеристика закона

15 декабря 2001 г. был принят Федеральный закон № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». В ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» дается понятие пенсии. Согласно ст.2 Закона пенсия по государственному пенсионному обеспечению определяется как ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Статья 11. Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам

1. Право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:

1) инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;

2) дети-инвалиды;

3) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;

4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии;

5) граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста;

6) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

2. Гражданам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по инвалидности.

3. Гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Стаж государственной службы, трудовой стаж и среднемесячный заработок

К стажу государственной службы относятся периоды осуществления такой службы на:

  1. Гос. должностях РФ и субъектов;
  2. Гос. должностях федеральных служащих (указанные в соответствующем реестре);
  3. Воинских должностях, включённые в список гос. должностей;
  4. Должностях налоговой полиции, органов по контролю и надзору за оборотом наркотических средств;
  5. Должностях таможенных органов;
  6. Должностях работников прокуратуры РФ;
  7. Муниципальных должностях;
  8. Выборных должностях, включенных в список федеральных должностей.

Все периоды службы складываются в общий период работы, а исчисление трудового стажа происходит в календарном порядке. При службе на воинских должностях расчет происходит: 1 календарный день на военной службе приравнивается к 2 дням работы.

Начисление:

  • Размер пенсии исчисляется из расчета среднего заработка за последние 12 месяцев службы до дня ее прекращения;
  • Размер заработка для пенсии по факту не может быть выше 2,8 должностного оклада (либо, 0,8 денежного довольствия).
Читайте также:  Переезд в Германию на ПМЖ: все способы иммиграции в 2023 году

Федеральный закон от N 166-ФЗ (ред

дети, оба родителя которых неизвестны, — дети, государственная регистрация рождения которых произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, а также найденные (подкинутые) дети или дети, оставленные матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в указанной медицинской организации, государственная регистрация рождения которых произведена в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по 31 декабря 2014 года включительно.

Виды пенсии по государственному обеспечению

Согласно статьи 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, гражданам назначают следующие виды пенсий:

  1. пенсия за выслугу лет – назначается государственным служащим, военнослужащим, работникам из числа космонавтов и летно-испытательного состава;
  2. пенсия по инвалидности – назначается военнослужащим, участникам ВОВ и гражданам, имеющим знак «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим вследствие радиационных или техногенных катастроф и из числа космонавтов;
  3. пенсия по старости – назначается гражданам, пострадавшим в результате техногенных или радиационных катастроф;
  4. пенсия по случаю потери кормильца – назначается членам семьи, в случае смерти военнослужащего, гражданина, пострадавшего вследствие техногенных или радиационных катастроф и гражданина из числа космонавта;
  5. социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца.

Порядок установления пенсии и срок ее назначения

Статья 22 Закона фиксирует порядок установления пенсии, которая устанавливается по заявлению гражданина, за исключением пенсии по инвалидности граждан из числа инвалидов с детства, ранее являющихся получателями пенсии по инвалидности. Обращение за установлением пенсии осуществляется в любое время после возникновения соответствующего права на ее установление.

Как правило, перерасчет пенсии производится в связи с изменением группы или причин инвалидности, количества членов семьи, находящихся на иждивении, категории нетрудоспособного члена семьи или условий назначения пенсии.

Пенсия по государственному обеспечению назначается на следующий срок (статья 23 ФЗ):

  1. пенсия за выслугу лет (исключение – гражданские служащие, работники летно-испытательного состава, где пенсия за выслугу лет установлена к трудовой пенсии по инвалидности) – бессрочно;
  2. пенсия за выслугу лет гражданским служащим и гражданам из числа летно-испытательного состава, установленные к страховой по инвалидности – на срок, установленный страховой пенсией по инвалидности;
  3. пенсия по старости – бессрочно;
  4. пенсия по инвалидности – на срок, который лицо признано инвалидом, может быть бессрочно;
  5. пенсия по случаю потери кормильца – на срок, который лицо будет считаться нетрудоспособным;
  6. социальная пенсия по старости – бессрочно;
  7. социальная пенсия по инвалидности – на срок, который лицо признано инвалидом;
  8. социальная пенсия по потере кормильца — на срок, который лицо будет считаться нетрудоспособным.

Космонавтам и членам их семей

Пенсия космонавтам при наработке необходимого стажа (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) рассчитывается следующим образом:

П = 55% Ддк + 3%Ддк х Ст,

  • где Ддк — заработок, получаемый при работе в должности космонавта;
  • Ст — стаж свыше 15 лет.

Максимально возможный размер пенсии космонавтам за выслугу лет — 85% зарплаты.

В случае инвалидности I и II группы пенсия космонав¬тов составляет 85% денежного довольствия (заработка); в случае инвалидности III группы —50%.

Членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов (должностных лиц, указанных в пункте 5 статьи 7.1 ФЗ № 166-ФЗ) назначается пенсия по случаю потери кормильца. Имеющими право на указанную пенсию (в размере 40% денежного довольствия), признаются:

  1. дети погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме об¬учения по основным образовательным программам в орга¬низациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории РФ, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами РФ, то до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет;
  2. родители погибшего (умершего) кормильца, достиг¬шие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и жен¬щины, с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к ФЗ № 166-ФЗ; см. таблицу 6 на стр. 19 настоящего издания) либо являющиеся инвалидами, если они нахо-дились на иждивении погибшего (умершего) кормильца;
  3. супруг погибшего (умершего) кормильца независимо от возраста и трудоспособности.

Возможны установленные законом прибавки к пенсии за выработку.

Важно!
Размер прибавки определяется в процентном отно¬шении от суммы социальной пенсии, предусмотренной пунктом 1 статьи 18 ФЗ № 166-ФЗ — 5034,25 рублей на 1 апреля 2018 года.

Достигшим возраста 80 лет, инвалидами I группы или нуждающимся в постоянном уходе, подтвержденным ме¬дицинским заключением — 200%.

Неработающим гражданам — по достижению возраста 55 лет или, если они инвалиды, имеющие на своем содер¬жании ограниченных в возможностях членов семьи:

  • сестра, брат, внуки, дети, которым нет 18 лет или стар¬ше, если они являлись до 18 лет инвалидами, а учащиеся очно — до конца учебы, но дольше 23 лет. Внуки, сестры и братья имеют возможность на выплату, если у них нет родителей, которые их обеспечивают. Усыновленные дети могут так же претендовать на пособие, как и родные дети;
  • бабушка и дед — если отсутствуют лица, которые должны их содержать;
  • супруг, мать и отец, если они — инвалиды или до¬стигли возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет. При наличии одного такого члена семьи надбавка в размере 32%, двух — 64%, трех и более — 100%.

Пострадавшим в результате радиационных и тех¬ногенных катастроф

Для граждан, пострадавших от тех¬ногенных и радиационных катастроф, законодательство предусмотрело два вида государственных пенсий: по инва¬лидности и в связи с достижением пенсионного возраста. Также эти граждане могут получать и страховую пенсион¬ную выплату в связи с инвалидностью или по старости (при наличии соответствующего права).

Этой категории граждан не полагаются сразу несколько видов пенсионного обеспечения, но они имеют право вы¬бора выплаты, размер которой будет наибольшим.

Важно!
Категории граждан, пострадавших в результате этих катастроф, перечислены в статье 10 ФЗ № 166-ФЗ.

В соответствии со статьей 17 ФЗ № 166-ФЗ величину государственной выплаты по возрасту утверждают в про¬центном соотношении от социальной пенсии в зависимо¬сти от того, к какой из категорий пострадавших относят граждан — от 200 до 250%.

Пенсионерам, которые работают, государственные и трудовые пенсии по возрасту платятся в полном размере, независимо от величины их заработка или иного дохода.

Пенсию по инвалидности назначается:

  • инвалидам I группы — 250% величины социальной пенсии, предусмотренной подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 18 ФЗ № 166-ФЗ;
  • инвалидам II группы — 250% величины социальной пенсии, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 ФЗ № 166-ФЗ;
  • инвалидам III группы, содержащие нетрудоспособных членов семьи — в сумме, равной разнице между 250% ве¬личины социальной пенсии, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 ФЗ № 166-ФЗ, увеличенной на 1208 рублей в месяц каждому нетрудоспособному члену семьи, но не больше чем на трех таких членов семьи, и 125% ве-личины указанной социальной пенсии.

Стало известно, каких пенсионеров ждет дополнительная индексация: названа дата нового повышения пенсий в 2023 году

Пенсионерам рассказали о дополнительной индексации пенсий, которую решили произвести уже в ближайшее время в 2023 году

Пенсионерам рассказали о дополнительной индексации выплат, которую решили произвести уже в ближайшее время.

Получить прибавку к своим социальным выплатам смогут разные категории пожилых граждан.

А решения принимаются как на уровне регионов, так и на общероссийском.

По его словам, дополнительную индексацию в ближайшее время получат многие пенсионеры на региональном уровне. Общероссийская индексация была начислена большинству пожилых граждан еще в январе, когда увеличивались страховые пенсии.

Размер доплаты составил тогда 4,8 процента, а в целом по итогам года пенсии выросли более чем на 15 процентов с учетом внеплановой июньской индексацией.

Сейчас же дополнительные деньги будут получать пенсионеры, которым назначены различные социальные выплаты. Такие деньги перечисляются пожилым гражданам на местном уровне, а размеры выплат зависят от каждого конкретного региона.

«Мы еще в январе видели, что многие регионы повысили для таких пенсионеров выплаты, которые перечисляются им ежемесячно отдельно от пенсии. Речь идет о пенсионерах из числа ветеранов труда, тружеников тыла, пострадавших от политических репрессий, а также реабилитированных лиц.

Например, в Москве эти граждане получили индексацию на 10 процентов, тем же ветеранам труда начали доплачивать по 1264 рубля в месяц», – рассказал эксперт.

Однако некоторые регионы вводят дополнительную индексацию для пенсионеров с опозданием. Например, отличилась в этом плане Калужская область.

«Местные депутаты только сейчас приняли документ, по которому выплаты льготникам будут проиндексированы на 5,5 процента. Индексация будет назначена с 1 февраля, то есть задним числом, но дополнительные деньги пенсионеры начнут получать только в ближайшее время», – добавил эксперт.

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, предусматривающий, что с 1 марта в Донецкой и Луганской народных республиках (ДНР, ЛНР), Запорожской и Херсонской областях будут выплачивать пенсии и дополнительное социальное обеспечение по российским нормам. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Новые правила касаются граждан, постоянно проживавших в этих регионах на момент их принятия в состав РФ, а также приехавших в страну с указанных территорий ранее.

Пенсии будут начисляться в заявительном порядке, а необходимые для назначения таких выплат документы на украинском языке будут принимать без перевода. Для граждан, обратившихся с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года, пенсия будет назначаться с 1 марта 2023 года, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Если после перерасчета размер российской пенсии окажется меньше выплат, которые гражданин получал ранее, то к такой пенсии установят доплату в размере соответствующей разницы.

В числе прочего закон устанавливает, что процесс перехода в новых регионах к общероссийским параметрам пенсионного возраста продлится до 31 декабря 2027 года. Как ранее поясняли в Минтруде РФ, в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях не было единого пенсионного законодательства, основания для выхода на пенсию также разнились, в том числе и основания для получения досрочной пенсии, поэтому потребовался переходный период. Таким образом, до конца 2027 года у тех жителей новых субъектов РФ, кто получал пенсию, но не подпадает под российский пенсионный возраст, сохранится право на региональные выплаты. Изначально переходный период планировался до конца 2032 года, но во втором чтении законопроекта норма была скорректирована.

В целом закон определяет особенности установления, пересмотра и выплаты пенсий и иных выплат, особенности исчисления размера пенсии, порядок исчисления и подтверждения трудового стажа и размера заработной платы. Так, предусматривается, что граждане смогут подтвердить стаж и размер зарплаты документами от работодателей или госорганов. Если же таких документов нет, стаж и размер дохода будут определять специальные межведомственные комиссии в новых регионах.

Отдельные статьи закона касаются регистрации граждан в системе персонифицированного учета и предоставления сведений для этого.

Право на выбор пенсии

Согласно 4 статье закона “О трудовых пенсиях” гражданин РФ может претендовать на получение пенсии по государственному обеспечению согласно ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в РФ” и трудовую пенсию. Такое допускается в случаях:

  • размер социальной выплаты небольшой, он едва превышает минимальный прожиточный минимум, он устанавливается государством, тогда как размер страховой пенсии зависит от заработков человека и его стажа;
  • социальные пособия финансируются государством, а страховая пенсия выплачивается из Пенсионного фонда.

Если данные условия не выполняются, то человек обязан выбрать тип пенсионного обеспечения согласно вышеупомянутой статье закона.

Некоторые лица, которые имеют особый статус, могут получать кроме страховых выплат по старости еще и пенсию за выслугу лет, к этим категориям граждан относятся:

  • военнослужащие, за исключением тех, кто проходил в службу в качестве рядовых солдат или матросов;
  • летчики -испытатели;
  • федеральные госслужащие;
  • космонавты.

Относительно государственных служащих федерального уровня нужно чтобы у них был стаж работы не менее 25 лет и на пенсию они выходили именно с этой службы, а если перед пенсионным возрастом они трудились на государственной гражданской службе, то такой срок должен составлять не меньше 7 лет.

Последние поправки к закону

Федеральный закон от 25. 12.

2001 года № 166-ФЗ применяется уже в течение 18 лет, а за это время в него было внесено большое количество правок и изменений. Среди них наиболее значимыми были изменения, связанные с реализацией целей пенсионной реформы, направленной на увеличение возраста, когда граждане могут подавать заявления о назначении им выплат.

Так, статья 4 Федерального закона от 03. 10. 2021 года № 350-ФЗ внесла следующие существенные корректировки в рассматриваемый в статье нормативный акт:

  • изменение возраста получения различных видов государственного денежного обеспечения в сторону его увеличения на 5 лет;
  • «Приложение 1» было изменено и изложено в иной редакции;
  • введено «Приложение 2», в котором отражены требования к выслуге федеральных чиновников в свете ужесточения к ее срокам.

Федеральный закон, основные положения которого рассматривались по ходу данной статьи и были вкратце прокомментированы и проанализированы, является действующим нормативным актом, который регулирует вопросы установления и предоставления гражданам различных видов денежного государственного обеспечения.

Объем правоотношений и количество лиц, которых затрагивает данный правовой документ, весьма значительно, в связи с чем любые его возможные изменения подвергаются тщательному анализу и общественному обсуждению. Последние значимые корректировки в закон были внесены в связи с проводимой в стране пенсионной реформой, суть которой – поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию.

Закон 166-ФЗ о государственном пенсионном обеспечении в РФ: что ожидает россиян, основные моменты, нюансы обеспечения денежным довольствием.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *