Отмена моратория на банкротство: к чему готовиться?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отмена моратория на банкротство: к чему готовиться?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как мы говорили выше, лицо может быть признано банкротом, если находится не в состоянии платить по своим долгам кредиторам. Чтобы провести данную процедуру, необходимо со всеми документами прийти в МФЦ и, если ваша сумма займа не достигла полумиллиона, возможно будет провести процедуру банкротства в упрощенном порядке, без видимых проблем и затраченного большого количества времени. Еще одним условием проведения упрощенной процедуры банкротства можно считать не открытое на вас ранее дело по данному вопросу, отсутствие имущества, на которое возможно оформить взыскание. Если вы точно не знаете, было ли на вас заведено дело о взыскании средств, то нужно зайти на сайт ФССП и найти про это информацию. Сумма долга может быть уже больше полумиллиона, в таком случае только через суд возможно добиться банкротства. Федеральный закон определяет решение вопроса о взыскание с вас долга.

Условия признания банкротом физических лиц в 2022 году

Упрощенное банкротство в 2022 году

Упрощенная процедура банкротства доступна гражданам нашей страны, но сделать ее просто, по личному желанию невозможно, для этого должны быть выполнены ряд условий, которые являются в данном отношении обязательными. Первое условие касается суммы долга – он должен быть не больше полумиллиона и не меньше пятидесяти тысяч рублей в совокупности, оплата по долгу не должна поступать в течение трех месяцев. Также у должника должны быть обстоятельства, которые не дают погасить долг, например он потерял работу или доход сильно упал. Большим плюсом упрощенной формы проведения процедуры банкротства можно считать возможность списания долгов и то, что их сумма не будет больше расти. Сама процедура бесплатна, так как проходит через МФЦ, без третьих лиц. Время ожидания полгода, за этот период вы можете решить вопрос с деньгами. Кредиторы и коллекторы на вас больше не давят, не запугивают.

По мнению юристов, львиная доля случаев — итог 12 месяцев наблюдения. То есть, все эти процедуры были инициированы еще в прошлом году.

К слову, чаще всего с желанием обанкротить юридическое лицо выходила налоговая — в 24,1% случаев, что на 7,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. И тенденция будет только нарастать, уверены эксперты. В пользу этого мнения говорит дефицитный бюджет страны, сверстанный на ближайшие годы — казну надо пополнять.

Большинство специалистов, опрошенных «Коммерсантом», ждут нарастающую волну банкротств среди юрлиц уже в ближайшие месяцы. Количественно список должен увеличиться на 15-20%. В 2023 году количество обращений за банкротством среди юрлиц может вырасти на 30-50%. Граждане начнут обращаться за банкротством чаще на 20-30%, полагают эксперты.

Что делать гражданам?

Если вы уже сейчас понимаете, что завтра ваше экономическое положение не станет лучше — самое время обратиться за помощью в Национальный центр банкротств. Юристы ознакомятся с вашей ситуацией и помогут составить план выхода из личного кризиса. Результатом такого сотрудничества станет полное списание долгов.

Согласно закону «О несостоятельности (банкротстве)», гражданин, почувствовавший, что больше не в силах погашать свои долги в прежних объемах, обязан сообщить о своей несостоятельности — обратиться в арбитраж и попросить суд признать себя банкротом

Пока что это единственный законный способ в России полностью списать свои долги, включая кредиты, микрозаймы, долги по налогам, коммуналке и распискам.

Изменения в 2020 году: многострадальное бесплатное банкротство

С началом пандемии, когда весь мир сошел с ума и начал в панике закрывать границы друг от друга, сажать людей на изоляцию и лишать их источников дохода, президент РФ дал экстренное поручение ведомствам в отношении упрощенной процедуры банкротства. Владимир Путин публично потребовал быстро доработать проект, который уже 3-4 года «валялся» в кулуарах МЭР, иногда лениво кочуя в другие ведомства.

Грех не отметить, что слова главы государства немедленно были услышаны и надлежаще исполнены. Уже летом 2020 года Госдума бодро принимала законопроект, а с 1 сентября 2020 года новый проект закона начал работать. Даже удивительно: федеральный закон, который с 2016 года прошел несколько кругов доработок и исправлений, был в итоге одобрен всего за два-три месяца. Достаточно было лишь четкого «указания сверху».

Читайте также:  Новые правила написания имен в загранпаспорте в 2022 году

Долговой лимит в банкротствах без суда поднимут в 2 раза

Напомним, сейчас обанкротиться в упрощенном порядке можно только в случае, если вы должны не больше 500 тыс. рублей. Но в Минэкономразвития предложили увеличить лимиты в 2 раза. Отметим, что это не единственная идея МЭР. Ниже мы их представим:

  • повышение лимита до 1 млн. рублей. Но по отдельно взятому обязательству допускается задолженность только до 500 тыс. рублей. То есть нельзя, к примеру, банкротиться с кредитами по 700-900 тыс. рублей;
  • подача уточнений к заявлению: Минэкономразвития предлагает разрешить людям уточнять долговые требования — например, добавлять забытые (при этом каждый раз после уточнения срок банкротства начинает течь заново);
  • упрощение перечня «государственных кредиторов»: МЭР предлагает позволить людям самостоятельно запрашивать данные из информационной системы, чтобы правильно формировать список кредиторов и верно указывать в документе суммы задолженностей перед бюджетом;
  • защита для кредиторов (предоставление кредиторам права на оспаривание самого факта банкротства в течение трех лет после начала процедуры — на данный момент кредиторы могут лишь добиваться перехода процедуры из внесудебной в судебную);
  • возможность передачи личных данных должника по исполнительным производствам в органы местного самоуправления и государственной власти. По словам законодателей, это нужно, чтобы информировать людей о возможности списания долгов через МФЦ.

Особого облегчения поправки внесудебном банкротстве пока не принесли. В частности, до сих пор остается нерешенной проблема пенсионеров и инвалидов, которым бесплатное признание несостоятельности остается недоступным.

Новое в банкротстве граждан: спишут ли долги малоимущим и пенсионерам?

Согласно законопроекту № 1162228-7, долги граждан-должников с низким уровнем дохода (пенсионеров и малоимущих) могут списать бесплатно, без суда, а главное с открытыми исполнительными производствами. Нужно просто подать заявление о банкротстве через МФЦ.

Доходы в пределах двойного прожиточного минимума в регионе, где проживает должник, хотят признать неприкосновенными. То есть их не смогут списывать в счет долга. Конечно, речь идет о гражданах без имущества, которое может быть реализовано в счет долга.

На данный момент процедура внесудебного банкротства граждан неэффективна, потому что заявить о банкротстве можно только если все исполнительные производства закрыты. Если приставы не идут навстречу, приходится ждать годами. А если человек получает даже минимальный доход (включая пособия, социальные выплаты), то о закрытии производств речь вообще не идет: списывают 50% с любого поступления на арестованный счет.

Есть мнения, что данный законопроект «пустышка» и пиар-ход перед парламентскими выборами. Но даже если это так, и закон не примут, подобная инициатива сама по себе привлечет внимание к проблеме крайне ограниченного доступа к внесудебному банкротству российских граждан.

  • С момента вступления в силу, закон претерпел несколько изменений. В первую очередь это коснулось размера вознаграждения для финансового управляющего. Если в 2015 году он составлял 10 000 руб., то уже в 2016 году увеличился до 25 000 руб. Всю сумму необходимо внести на депозитный счет арбитражного суда. Дополнительно управляющий получает проценты от реализации имущества. В 2015 году их размер составлял 2%, сейчас — 7%.
  • Следующее изменение отразилось на государственной пошлине, которую граждане обязаны оплатить при подаче заявления в арбитражный суд. Если изначально она составляла 6 000 руб., то с 2017 года в связи с поправками в налоговое законодательство она снизилась до 300 руб для физических лиц. Это сделало процедуру банкротства доступной для многих граждан, оказавшихся в трудной финансовой ситуации.
  • В 2022 году в закон о банкротстве физических лиц была введена новая норма: возможность получить отсрочку платежа по долговым обязательствам (мораторий). Обратите внимание, что это право предоставляется только предпринимателям, бизнес которых отнесен к пострадавшей сфере. Мораторий означает, что в период его действия ни банки, ни поставщики не могут требовать выплату долгов от ИП.
  • И главное новое изменение 2020 года: возможность внесудебного банкротства. Теперь физические лица могут признавать финансовую несостоятельность не через арбитражный суд, а через многофункциональные центры (МФЦ). Процедура бесплатна и длится ровно 6 месяцев. Однако она имеет множество ограничений и условий, которые делают её менее удобной, чем банкротство в суде.

В заключение: новый порядок процедуры банкротства встречает критику

Однако стоит отметить, что Законопроект вызывает много критики со стороны арбитражных управляющих, бизнеса и юристов. Так, высказываются мнения, что балльная оценка работы арбитражных управляющих, ее зависимость от размера удовлетворенных требований кредиторов и срока проведения процедуры банкротства может быть не только несправедлива в отношении самих управляющих (потому что такого имущества может не быть у должника по объективным причинам, не зависящим от арбитражных управляющих), но и привести к «нездоровому» стремлению управляющих в оспаривании и поиске имущества в ущерб добросовестности.

Изменение процедур выплат арбитражным управляющим, возможность лишения их баллов и иные моменты создают коррупционные риски и лишают их самостоятельности и независимости. Баланс интересов должников и кредиторов, по мнению бизнеса, также будет нарушен.

Читайте также:  Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) в 2023 году

Основные понятия закона

Рассмотрим важные положения документа:

  • признание физического лица банкротом происходит в Арбитражном Суде или по упрощенной процедуре через МФЦ без суда;
  • в каких-то случаях физическое лицо обязано обратиться в суд для установления факта банкротства, а в каких-то – это лишь его право;
  • кредиторы также вправе обращаться в судебные инстанции;
  • в рамках соглашения между сторонами практикуется реструктуризация долга;
  • при банкротстве физического лица его имущество подлежит реализации;
  • погашение долга аннулирует данный статус;
  • банкрот обязан уведомлять о своем статусе те финансовые организации, с которыми он планирует сотрудничать;
  • внесудебная процедура прекращается, если в течение 6 месяцев начинается процедура судебного банкротства.

Кредитор имеет право инициировать судебное банкротство, если должник не указал его в списке кредитных организаций, который прилагается к заявлению для МФЦ. Также это право действует, если неправильно указан размер задолженности (занижен), несвоевременно предоставлена информация об улучшении финансового положения, установлен факт наличия имущества или имущественных прав заемщика.

  1. Если есть ипотека, но задолженности по ней нет.

Такая ситуация может возникнуть, если гражданин взял ипотеку и кредиты, но не может финансово осилить ежемесячные платежи. Тогда он прекращает выплачивать долг по другим обязательствам, но исправно гасит ипотеку, чтобы сохранить жилье.

Физическое лицо, накопив долг более 500 тыс.рублей по иным кредитным обязательствам (не ипотечным) вправе обратиться в суд с заявлением о банкротстве. Миф о том что если ипотечная квартира является единственной у должника, то ее отобрать не могут, является не верной информацией. Согласно ст. 446 ГПК жилье в ипотеке, даже если в ней прописан гражданин и его семья, подлежит продаже на торгах.

  1. Задолженность по ипотеке.

В результате сложившихся обстоятельств возникла ситуация, когда невозможно выплачивать ежемесячные платежи в счет погашения ипотечного кредита. Тогда инициировав процедуру банкротства, нужно заявить в суде о желании реструктуризировать долг.

В результате банк не сможет применять штрафные санкции и даже может пойти на уступки в виде предложения выгодных условий погашения.

Как долго будет действовать мораторий?

Премьер-министр сообщил, что мораторий будет действовать полгода и коснётся как организаций, так и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Таким образом, мораторий будет действовать с первого апреля 2022 года до первого октября 2022 года. Однако на этом его действие может и не прекратиться.

Пунктом 1 ст. 9.1 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено право Правительства РФ на продление срока действия моратория в случае, если послужившие основанием введения меры обстоятельства не были устранены.

Для чего вводится мораторий?

Введение моратория предоставит должникам возможность справиться с возникшими трудностями в течение шести месяцев. За это время они должны привести свои дела в порядок, найти новые источники дохода и укрепить финансы, при этом не закрыв компанию и не лишив работы сотрудников, если речь идет о бизнесе.

Заметим, что согласно п. 1 ст. 9.1 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», мораторий вводится для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях. В настоящей ситуации сигналом о необходимости введения в действие указанного механизма стали принятые некоторыми зарубежными странами в отношении Российской Федерации, отдельных компаний и лиц санкций, поставившие многих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в весьма шаткое экономическое положение.

Есть и исключения: так, действие моратория не коснётся должников-застройщиков многоквартирных домов и другой недвижимости, возводимой в соответствии с законом о долевом строительстве. При этом они должны быть включены в единых реестр проблемных активов.

«Рассчитываем, что это решение позволит поддержать компании и граждан, которые из-за последствий недружественных действий в отношении нашей страны оказались в сложной финансовой ситуации и сейчас пока не могут выполнять свои обязательства», — выразил надежду Михаил Мишустин, завершая сообщение о принятом решении.

Необходимо так же отметить, что датой возбуждения дела о банкротстве считается дата принятия арбитражным судом заявления о признании банкротом (Постановление Пленума ВАС № 35 от 22 июня 2012 года).

История закона о банкротстве

В Российской Федерации закон о банкротстве появился в 1992 году. Этого требовали развивающиеся рыночные отношения. Однако, Закон РФ № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» регламентировал только банкротство предприятий. Закон имел 51 статью и по большому счету не мог полноценно регулировать сложную процедуру банкротства.

Граждане и индивидуальные предприниматели, юридические лица получили такое право в 1998 году, когда был издан Федеральный закон №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В нем законодатели попытались обобщить зарубежный опыт. Этот закон регламентировал минимальную сумму задолженности для признания гражданина и юридического лица банкротом. Для граждан не менее ста минимальных размеров оплаты труда, для юридического лица не менее пятисот. Должником мог быть признан тот человек, который не платил по долгам в течении трех месяцев, а стоимость его имущества не достаточна для погашения долга.

Читайте также:  Срок возврата налогового вычета: когда налоговая должна перечислить деньги

К сожалению, в законе № 6-ФЗ присутствовало положение, по которому банкротство физических лиц возможно только после внесения соответствующих поправок в Гражданский кодекс. Такие поправки появятся только в 2015 году, до этого обычные граждане не могли быть признаны банкротами.

По словам руководителя Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству в 2001 — 2004 годах И.Т. Трефиловой закон 1998 года был крайне односторонним и не учитывал интересы собственников предприятий, акционеров и государства, а учитывал в основном интересы конкурсных кредиторов.

Закон был переработан в 2002 году с учетом судебной практики, накопившейся за эти годы и заметно изменил процедуру банкротства.

26.10.2002 года был издан Федеральный закон №127 Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)», который с изменениями действует до сих пор. Процедура банкротства была существенно изменена, но простые граждане (без статуса ИП), так и не получили права объявлять себя банкротами. Закон неоднократно менялся, например, с 2008 года торги стали проводиться в электронном виде на специальных интернет ресурсах. Настоящая возможность простым гражданам списать долги, объявив себя банкротами, появилась лишь в 2015 году.

С 1 октября 2015 года вступили в силу положения, регулирующие проведение процедуры банкротства в отношении физических лиц. По поправкам, пройти процедуру банкротства может любое физическое лицо, сумма долга которого составляет более 500 тысяч рублей, а просрочка по платежам превышает три месяца.

С этого момента процедура банкротства физических лиц стала реальным выходом из долговой ямы, законным способом освобождения от долгового бремени.

Новые требования к управляющим

В процессе работы над законопроектом от идеи сохранить возможность осуществления деятельности по антикризисному управлению только физическими лицами, похоже, отказались. Не вошли в последний из доступных вариантов проекта и ранее анонсированные положения о создании палаты антикризисных управляющих.

В то же время планируется усилить требования к управляющим – юридическим лицам. Так, разработчики предлагают ввести обязанность получения аттестата управляющего не только руководителем такого юрлица, но и ключевыми работниками. Одновременно хотят установить запрет на передачу не относящимся к должнику лицам полномочий руководства деятельностью управляющего организации и полномочий самого управляющего в делах о несостоя­тельности и банкротстве.

В законопроекте заложен и ряд новаций, призванных упростить управляющим выполнение их функций. Это введение возможности:

  • проводить заочное голосование кредиторов в совокупности с регулированием данной процедуры;

  • применять в ходе одних электронных торгов метод повышения и понижения утвержденной собранием кредиторов начальной цены («англо-голландский аукцион»);

  • передавать кредиторам имущество в счет погашения требований не только после нерезультативных торгов, но и при невозможности его продажи по прямым договорам.

Перераспределение контрольных функций

Одна из значимых новаций законопроекта – отход от полного судебного сопровождения дела о несостоятельности (банкротстве).

В настоящее время экономические суды не только возбуждают дело о банкротстве и разрешают споры между участвующими в нем лицами, но и выносят в рамках одного дела до двух десятков постановлений по вопросам утверждения цены имущества должника, его реализации на торгах и т.п. Впоследствии часть таких постановлений еще и обжалуется, что дополнительно увеличивает нагрузку на судебную систему.

В законопроекте отражена концепция исключительно процессуальной роли суда в производстве по делу о несостоятельности или банкротстве.

Предполагается, что суд будет принимать решение по существу заявления о несостоятельности или банкротстве, но не будет непосредственно участвовать в его исполнении, в т.ч. выносить отдельные постановления, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности должника или связанные с распоряжением его имуществом.

При этом за судом сохранится функция разрешения споров, возникающих между управляющим и кредиторами, иными лицами, участвующими в деле, в т.ч. рассмотрения жалоб на действия управляющего, заявлений о признании требований кредиторов и др.

Одновременно функция координации деятельности по финансовому оздоровлению предприятий должна перейти к правительству. Отраслевые органы в отношении подведомственных субъектов хозяйствования, исполкомы в отношении санируемых предприятий на своей территории будут организовывать досудебное и судебное оздоровление, контролировать его ход, оценивать деятельность управляющих.

При этом исполкомам планируется предоставить право сопровождать финансовое оздоровление обратившихся в этот орган частных предприятий, самостоятельно определять круг лиц, привлекаемых к такому оздоровлению, согласовывать план санации «частника» и изменения в него.

***

И последнее, на что следует обратить внимание. В настоящее время немало вопросов возникает в связи с реализацией преимущественных прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом.

В законопроекте предусмотрен приоритет обеспеченных залогом требований кредитора и требований бюджета по исполненным гарантиям. На погашение таких требований планируется направлять 80% средств, полученных от реализации предмета залога. Остальные вырученные средства будут направляться на обязательные платежи (15%) и обеспечение производства по делу (5%).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *