Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сбил человека вне пешеходного перехода: ответственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Степень вины владельца авто должна быть доказана компетентными органами – сотрудниками ДПС, следователем или представителями судебных органов. При этом водитель должен получить официальное постановление, которое удостоверяет факт нарушения. Но это не значит, что именно это нарушение привело к таким печальным последствиям. Например, в случае, когда гражданин переходил дорогу в непредназначенном для этого месте, а водитель превысил скорость, установление нарушения скоростного режима еще не является причиной аварии. Как минимум, еще надо доказать, что если бы скорость машина была меньше, водитель успел бы среагировать и избежать наезда. Если доказательств этому нет, вина может быть двусторонней или только на пешеходе.
Если сбить человека не на пешеходном переходе, кто будет виноват?
В данном материале мы остановились на ситуации, когда водитель совершил наезд на человека вне перехода и что грозит за это. Даже несмотря на то, что человеку нельзя переходить дорогу в неположенном месте, виноват будет водитель.
Напомним, что если увечья здоровью оказались легкими или средними, то применяются административные санкции в виде штрафа или лишения водительских прав.
При этом если водителю удастся доказать, что он не нарушал правил, то административного наказания можно избежать.
В то же время, пострадавший пешеход может потребовать возместить материальный или моральный ущерб.
Уголовная ответственность может наступить при смертельном исходе или наличии тяжких телесных повреждений. Однако во многих случаях могут найтись смягчающие для водителя обстоятельства.
В любом случае помощь юриста для водителя, сбившего человека не на переходе, никогда не будет во вред.
Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде
-
Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).
- Обратиться в медучреждение и зафиксировать повреждения.
-
Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.
- Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.
Какая ответственность
Согласно ПДД, проезжую часть следует пересекать в строго отведенных для этого местах. Но даже тогда, когда автомобилист наехал на человека вне установленной пешеходной зоны, он понесет наказание. При этом все факты могут быть в пользу водителя, а вина самого пешего гражданина доказана.
Если автомобилист сбил человека вне пешеходного перехода, ответственность подразделяется на административную, гражданскую или уголовную. Водитель будет привлечен к тому или иному типу ответственности в зависимости от обстоятельств ДТП и степени нанесенных повреждений пешеходу:
- Административная – означает, что на автовладельца будет наложено взыскание в виде штрафа. Его размер напрямую зависит от тяжести имеющихся у пострадавшего повреждений. Если вред здоровью несущественный, то на автомобилиста могут наложить штраф до 25 тыс. руб. или лишить прав до двух лет. Потерпевший имеет право требовать возместить ему моральный ущерб, вред здоровью и расходы на лечение и восстановление. Вопрос возможно решить через органы суда. Нужно иметь ввиду, что административная ответственность не исключает привлечение к гражданской.
- Гражданская – подразумевает возмещение повреждений, полученных вследствие аварии. Как, правило, взыскание накладывается в денежном виде. Эта мера имеет место, если пешеход сбит не насмерть.
- Уголовная – самая тяжелая мера наказания. Она наступает, когда последствия ДТП очень серьезные. Если пострадавший получил травмы, несовместимые с жизнью, виновник может получить максимальный вид наказания в виде лишения свободы на долгий срок. Если произошла настолько тяжелая авария, виновным всегда считается водитель.
В каких случаях предусмотрена уголовная ответственность
В продолжении вышеописанных примеров, следует отдельно рассмотреть и случаи, когда наступает уголовная ответственность, если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе. Если же мы говорим о тяжких повреждениях, то уголовная ответственность за сбитого пешехода может быть выражена в одном из следующих видов:
- принудительные (или же обязательные) работы на срок до 2 лет
- ограничение свободы — до 3 лет
- арест в административном порядке — до полугода
- лишение свободы (общий режим) — до 3 лет
В отдельных случаях, к основному виду санкций может быть добавлено и лишение прав на срок до 3 лет. Если в рамках этого же примера рассматривать происшествие с летальным итогом, то наказание за таковое будет выражено в следующем виде:
- до 4 лет принудительных работ
- до 7 лет (общий режим) лишение свободы
- права конфискуются в обязательном порядке
Наиболее часто, если водитель сбил пешехода насмерть, ответственность выражается не в принудительных работах, а именно в реальном наказании в форме лишения свободы.
Когда сталкиваются человек и авто, в результате меньше всегда страдает машина. Как правило, это маленькая вмятина либо вовсе отсутствие следов. Однако, этого нельзя сказать о пешеходах. В некоторых ситуациях причиненный вред довольно тяжелый либо человек умирает. Может быть и так, что причиненные повреждения минимальны, тогда вопрос можно решить мирным путем и не вызывать сотрудников ГИБДД. Это сделать можно при условии, что согласны обе стороны. Происходит на практике такое нечасто. Тогда автовладелец может отвечать за допущенное нарушение. Грозит ему несколько видов мер.
Лояльной будет разновидность, закрепленная в гражданском законодательстве. Независимо чья вина имеет место в случившемся – оплата лечения ложится на плечи владельца машины. Это же касается имущества, которое пострадало и прочих вещей. Исключением из правила будет обращение в суд и установление, что причиной наезда стала непреодолимая сила либо умысел пострадавшей стороны. Случается, когда лицо намеренно бросается под машину.
Среднее значение присуще административному виду мер. Если человеку причинен средний вред здоровью — по решению судебного органа производится выплата штрафа. Размер санкции варьируется от 2,5 до 25 тысяч рублей. Кроме того, автомобилиста лишат документа, который наделяет его правом управлять авто. Срок равен от 12 до 24 месяцев.
Самым строгим видом ответственности называют уголовную. Сотрудники ГИБДД проводят проверочные мероприятия по нескольким факторам. В частности, проверяют, мог ли автомобилист избежать столкновения. Касается это каждого конкретного случая в индивидуальном порядке. Проверке подлежит, имело ли место нарушение установленных правил. Проверят и исправность авто в техническом плане. Выяснить следует последствия, которые наступили для здоровья пострадавшей стороны.
К ответственности автолюбителя привлекут после того, как проведут все необходимые в этом направлении проверки. Может возникнуть и такое, что устанавливается отсутствие виновности водителя в случившемся. Тогда не применяются меры ответственности. Если вред оценивается тяжелым либо лицо скончалось от полученного удара – водитель отвечает в пределах УК. Оценивать, как тяжелый вред будет то, что человек находится в предсмертном состоянии либо долгое время не сможет работать.
Сбил человека насмерть
Серьезные последствия для водителя будут в том случае, если он сбил пешехода вне пешеходного перехода, а тот в результате полученных травм скончался.
Запомните! Что может грозить:
-
ДТП, совершенное лицом, находящимся в нетрезвом состоянии, повлекшее по неосторожности смерть человека,
наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (п. 4 ст. 264 УК РФ);
-
ДТП, повлекшее по неосторожности смерть 2 или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (п. 5 ст. 264 УК РФ);
-
ДТП, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть 2 или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от 4 до 9 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (п. 6 ст. 264 УК РФ).
Естественно, каждую аварийную ситуацию следует рассматривать индивидуально. Но если водитель сделал все возможное, дабы предотвратить ДТП, суд может назначить условное наказание.
Его же назначает судья, когда стороны договорились между собой, и водитель во всем помогал следствию и пострадавшей стороне. В случае смерти пешехода уже не будут иметь значения обстоятельства, водитель будет виновен в любом случае.
Наказание водителя за наезд на пешехода вне перехода
Не зависимо от ситуации, водитель несёт ответственность за наезд на пешехода, даже если пешеход грубо нарушал ПДД или был «в стельку» пьяным. Это гражданско-правовая ответственность, которая регулируется ст. 1079 ГК РФ:
«Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, …, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 1083 настоящего Кодекса».
То есть, водитель в любом случае обязан оплатить лечение пострадавшего, даже если абсолютно не виноват в наезде. Также пострадавший имеет право подать иск «за моральный вред», но тут уже как решит суд.
Водитель не будет платить, только если докажут, что пешеход сам бросился под колёса, например, решил покончить жизнь самоубийством, либо это был мошенник, который таким образом хотел «развести» водителя на деньги, или наезд был совершён в результате сильного удара сзади в автомобиль и водитель физически не мог избежать наезда. То есть должны быть доказаны «обстоятельства непреодолимой силы». Но это встречается достаточно редко, и как правило, водитель платит за лечение пешехода.
Итак, в нашей ситуации, когда водитель абсолютно не виноват, а пешеход виноват, то наказание шофёра ограничивается описанной выше гражданско-правовой ответственностью и оплатой лечения пешехода.
Что касается административной ответственности и штрафов по статье 12.24 КоАП, то они возникают только в случае, если доказана виновность водителя.
Уголовная же ответственность возникает в любом случае, если причинен тяжкий вред здоровью или был смертельный исход, не зависимо от того, виноват водитель или нет. Но эту ситуацию в рамках данной статьи мы рассматривать не будем.
Наказание за наезд на пешехода вне пешеходного перехода
Предположим, столкновение произошло из-за того, что потерпевший переходил дорогу в неположенном месте, нарушил правила. Виноват все равно будет водитель. По статье 1079 ГК РФ, автомобилист несет большую ответственность, т.к. он создает ситуацию повышенной опасности — водит транспортное средство, которое потенциально может принести вред окружающим. Поэтому он будет обязан оплатить лечение и раскошелиться на моральную компенсацию.
Суд освободит водителя от ответственности, только если на него действовала непреодолимая сила или пешеход специально кинулся под колеса. Например, хотел так покончить с жизнью самоубийством или вытрясти с автомобилиста деньги за моральный ущерб. Даже если пешеход сам виноват — это еще надо как-то доказать. Помогают обычно записи с камер и видеорегистраторов, рассказы очевидцев.
По статье 1083 вышеупомянутого кодекса, суд может снизить сумму вреда и компенсации, если авария произошла по вине пешехода. Также разные условия могут стать смягчающими обстоятельствами, когда речь идет об уголовном или административном наказании: человек переходил дорогу в неположенном месте, была ночь, не работали фонари и т.д.
Ответственность за умышленный наезд на пешехода
Если автомобилист сбил человека специально — это уже совсем другая история. Вне зависимости от того, как сильно пострадал пешеход, судить водителя будут по УК.
- Человек пострадал не сильно — статья 115. На свое усмотрение судья может назначить работы до двух лет, ограничение свободы до двух лет, арест до шести месяцев либо тюрьма до двух лет.
- Средняя степень вреда — статья 112. Тут суд категоричен: подсудимого ждет лишение свободы сроком до пяти лет.
- Тяжкий вред — статья 111. Тюрьма на срок до десяти лет. При этом, если ответчик хотел травмировать человека, но случайно его убил, он будет отвечать по этой же статье и получит до пятнадцати лет.
Если все закончилось смертью пешехода, и в суде доказали, что такова и была цель ответчика, судить его будут по статье 105 УК РФ и произошедшее будет квалифицировать как убийство. А заслуженное наказание: тюрьма до пятнадцати лет, если не было отягчающих обстоятельств, и до 20 лет, если таковые были.
Если вы случайно или намеренно сбили человека — вам понадобится хороший адвокат, чтобы смягчить наказание и отстоять свои права в суде. Обратитесь к специалистам R.TIGER.
Что влияет на наказание
При рассмотрении административных дел, связанных с пешеходами, учитывается множество факторов, влияющих на избрание той или иной санкции к водителю.
Так, при определении вида и меры наказания, суд учитывает ряд факторов.
Смягчающие обстоятельства:
- помощь пострадавшему;
- полное или частичное возмещение причинённого материального ущерба и морального вреда;
- потерпевший ходатайствует о применении к виновнику более мягкого наказания.
Суд также учитывает в пользу виновника его чистосердечное раскаяние, полное признание своей вины, безаварийный стаж. Имеет значение и поведение самого потерпевшего. Одно дело, если наезд совершён по невнимательности водителя. Другое дело — если потерпевший сам бросился под машину.
Отягчающие обстоятельства:
- управление транспортным средством будучи под наркотическим или иным видом опьянения;
- покидание места происшествия с целью избежать привлечения к ответственности;
- непринятие всех мер, которые могли бы предотвратить совершение наезда.
Если сбить человека не на пешеходном переходе, кто будет виноват
В данном материале мы остановились на ситуации, когда водитель совершил наезд на человека вне перехода и что грозит за это. Даже несмотря на то, что человеку нельзя переходить дорогу в неположенном месте, виноват будет водитель.
Напомним, что если увечья здоровью оказались легкими или средними, то применяются административные санкции в виде штрафа или лишения водительских прав.
При этом если водителю удастся доказать, что он не нарушал правил, то административного наказания можно избежать.
В то же время, пострадавший пешеход может потребовать возместить материальный или моральный ущерб.
Уголовная ответственность может наступить при смертельном исходе или наличии тяжких телесных повреждений. Однако во многих случаях могут найтись смягчающие для водителя обстоятельства.
Сбил пешехода на переходе, тротуаре или на повороте, виноват водитель – штрафы и лишение прав
Самая банальная и, пожалуй, плачевная для автолюбителей ситуация – это наезд на пешехода в зоне «зебры». В этом случае пеший участник дорожного движения прав, а водитель виновен почти во всех случаях. В таком случае водителю вменяют нарушение пунктов:
- 14.1 ПДД, если наезд произошёл на нерегулиремом пешеходном переходе,
- 14.2 Правил, если наезд совершён в зоне «зебры», регулируемой светофором,
- дополнительно к одному из названных могут вменить 10.1 ПДД – «универсальный» пункт, который подходит под многие ситуации, требующий выбирать такую скорость, чтобы предвидеть опасность и миновать её.
Вменяют УК за пешехода – как избежать наказания?
Очень часто при таком виде ДТП можно столкнуться с превзятым в сторону водителя отношением правоохранительных органов – как следствия, так и ГИБДД.
Увы, но если пешеход сбит насмерть на пешеходном переходе или в ином месте, где имел преимущество перед машинами, и вина водителя очевидна, то наказания не избежать при очевидной вине водителя. Можно лишь смягчить наказание примирением сторон, помощью автолюбителя семье сбитого человека и иными смягчающими обстоятельствами.
Вот только даже если вина полностью лежит на пешеходе, и это очевидно обывателю, то служителям закона это далеко не всегда очевидно. Даже если пешеход переходил в неположенном для него месте, вину могут признать обоюдной, а то и возложить всю виновность на водителя. При этом, автовладельцу чаще всего вменяют нарушение пунктов ПДД:
- 10.1 (не выбрал скорость, которая позволила бы избежать столкновения) – это вообще универсальный пункт, который любят применять законодатели как в отношении сбитых в неположенном месте пешеходов, так и наезде на яму или открытый люк на дороге и другим видам ДТП; логика полицейских проста – если допустил наезд на пешехода, даже переходящего вне перехода, значит, не выбрал скорость, позволяющую вовремя обнаружить опасность, а именно это и предписывает пункт 10.1 Правил;
- 8.1 (если водитель маневрировал, пытаясь избежать столкновения) – здесь обвинительная сторона часто ссылается на то, что вы могли бы избежать столкновения с пешеходом, если бы двигались прямо; впрочем, иногда это бывает правдой – пешеход отпрыгнул туда, куда перестроился водитель;
- 1.5 (создание опасности для движения) – ещё один универсальный пункт ПДД, который вменяют водителю; здесь дело может доходить до асурда, ведь именно пешеход создал опасность, а водитель пытался её избежать.
В этом случае избежать наказания вам помогут любые показания свидетелей, наружных камер, вашего видеорегистратора. Разумеется, понадобится помощь хорошего юриста, чаще всего адвоката, чтобы разгрести такое дело.
Помните, ваша задача – избежать вменения любого нарушенного вами пункта ПДД, а не просто доказывание того, что пытались избежать ДТП со сбитым пешеходом.
Ходатайствуйте о проведении судебной экспертизы, которая бы доказала наличие нарушения ПДД пешеходом и отсутствие таковых водителем. Не допускайте голословных констатаций ваших нарушений обвинительной стороной.