Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый медицинский осмотр водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.

Кому не требуется медосмотр

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  1. Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  2. Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
  3. Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  4. Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
  5. Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.

Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  • На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  • Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  • Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  • Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  • Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  • Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  • Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  • Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.

Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:

  • поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
  • воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.

Законодательство и нормативы, регулирующие порядок предрейсового медосмотра водителя

  1. Закон о Безопасности Дорожного Движения с многочисленными изменениями от 30.07.19 г. № 196-ФЗ, статьи 20 и 23.
  2. Медицинские осмотры некоторых категорий работников: ст. 213 ТК РФ № 197-ФЗ от 30.12.01 (в новой редакции действует с 13.08.20 г.).
  3. Порядок проведения предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителей: Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г. (с новыми поправками выйдет в конце I квартала 2021 г.).
  4. Закон об охране здоровья граждан (соблюдение врачебной тайны ст. 13; виды медосмотра, диспансеризация: ст. 46 п. 2; части 4-5) РФ № 323-ФЗ от 21.11.11 г. в последней редакции, действующей с сентября 2020 года.
  5. Статья 94. Закона № 242-ФЗ от 29.07.17 г. Сведения о лицах, … в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования.

Обратите внимание: 22 пункт норматива (№ 242-ФЗ ст. 94) изменят в 2022 году на основании Закона № 439-ФЗ от 25.12.18 г.

  1. Минтранс РФ утвердил Положение №15 на основании Федерального Закона №197-ФЗ (30/12-01 г.) ТК РФ; ст. 329 об учете отдыха и рабочего времени водителя. В новой редакции вступил в силу 13/08-20 г.
  2. Приказ Минздрава России от 14.07.2003 № 308 “О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения”: В приложении 7 и 8 приводится список изучаемых тем при подготовке медработников по ПМО и освидетельствованию на алкоголь. Каждый курс занимает 36 часов, в совокупности – 72. Возможно дистанционное обучение.
  3. Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Читайте также:  Государственная поддержка малого бизнеса в России в 2023 году

Почему необходим медицинский предрейсовый осмотр для водителей?

Основная цель этого процесса— оценить самочувствие и здоровье сотрудника. В первую очередь работодателю необходимо понять, может ли состояние водителя привести к угрозе безопасности дорожного движения. Важно понимать, что потенциальных факторов риска много и далеко не все из них легко определить. Например, выявить опьянение не составляет труда — для этого существуют алкотестеры в системах автоматизированного осмотра, в том числе с возможностью удаленного контроля измерений. Значительно сложнее определить скрытые состояния предболезни, которые могут вызвать внезапное ухудшение самочувствия в пути, а также временную потерю трудоспособности вследствие заболевания, развитие которого вовремя не предупредили. В ходе осмотра важно учитывать и факторы психологического характера — усталость, стресс, депрессию.

Система предрейсовых осмотров «АСПО™» проводит проверку по более чем 40 показателям и использует интеллектуальную технологию определения потенциально опасных состояний.

Действия медика при отстранении водителя от работы будут отличаться в зависимости от того, по какому из двух оснований ему нельзя садиться за руль.

Если отстранение связано с общим неудовлетворительным состоянием здоровья, а не воздействием алкогольных либо наркотических средств, водителю выдается справка за подписью медика, проводившего осмотр. В ней указывается точное время отстранения от работы, общие сведения о выявленных признаках недомогания. В дневное время водитель направляется к дежурному врачу в поликлинику, который принимает окончательное решение о предоставлении больничного.

Если же отстранение обусловлено признаками алкогольного либо наркотического опьянения, то медик в зависимости от ситуации может:

  • самостоятельно составить акт о нахождении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии, если состояние опьянения определенно подтверждено проведенными исследованиями и не вызывает сомнений;
  • направить работника в медицинское учреждение для проведения врачебного медицинского освидетельствования и установления факта употребления алкоголя или других психоактивных веществ с приложением протокола контроля трезвости, когда по результатам сделанных анализов с уверенностью диагностировать состояние опьянения невозможно. Если такое освидетельствование зафиксирует отсутствие признаков опьянения, несмотря на то, что они были выявлены при предрейсовом осмотре, работник должен быть допущен к работе.

Какие водители проходят предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры

Различия в проведении предрейсового медицинского осмотра и послерейсового медицинского осмотра состоят в следующем.

Предрейсовые медосмотры обязательны для каждого из водителей компании. Исключение – водители, которых в рейс экстренно вызывают аварийные службы. Время вызова неизвестно заранее, а когда он поступает, на счету каждая секунда. Поэтому ст. 23 ФЗ №196-ФЗ разрешает им сразу отправиться спасать жизни и имущество.

Послерейсовые медосмотры проходят только водители, задействованные в пассажироперевозках либо транспортировке опасных грузов.

Предрейсовый медицинский осмотр, как и послерейсовый медицинский осмотр, проводятся регулярно. Необходимость медосмотра определяется видом выполняемой работы. Поэтому если индивидуальный предприниматель сам сядет за руль, ему придется проходить соответствующие медосмотры, как будто он обычный наемный труженик.

ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ПРЕДРЕЙСОВОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА ВОДИТЕЛЕЙ

При подготовке выбранного помещения необходимо учитывать, что лицензию и техническую документацию на оборудование в дальнейшем придется подтверждать. Поэтому все сведения о закупаемом оборудовании, материалах и прочем необходимо хранить, предоставляя во время проведения проверки объекта.

Сам стандарт оснащения кабинета предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров выглядит следующим образом:

  • Минимальные размеры помещения составляют 12 м2, его высота должна быть не менее 2,6 м, обязательно наличие лаборатории и санузла.
  • Присутствие комбинированного способа освещения: сочетание естественного солнечного света с искусственным, регламентированным правилами КЕО.
  • Наличие гладких стен и полов, которые будут легко отмываться.
  • Присутствие в комнате мебели в виде кушетки, столов, стульев, телефона, лампочек и т.д.

Нормативные требования СанПин добавляют к этому еще ряд положений, уточняющих правила оснащения кабинета предрейсового и послерейсового осмотра:

  • Необходимо использовать жалюзи, помогающие предотвратить проникновение яркого света в помещение.
  • Все поверхности в кабинете должны быть гладкими без выступов и шероховатостей. Это должно обеспечивать возможность быстрого проведения влажной уборки и дезинфекцию помещения.
  • Рекомендуется наличие отдельного входа с улицы, позволяющего быстро попасть в комнату ожидания.
  • Покрытие пола должно плотно состыковываться с основанием, стыки линолеума нужно сделать запаянными.
  • При установке раковин нужно использовать керамическую плитку, отличающуюся высокими влагостойкими свойствами.

ПРИЧИНЫ ОТСТРАНЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТС

Существуют причины, мешающие водителю полноценно управлять транспортным средством. В этом случае формируется протокол в формате служебной записки, а сам сотрудник получает направление в поликлинику. Оно может быть связано с необходимостью сдачей анализов, например, мочи или крови, или сразу с получением лечения у конкретного специалиста.

Главной задачей медицинского осмотра становится поддержание безопасности дорожного движения, жизни и здоровья его участников. В рамках этих целей отстранение от работы может быть обусловлено следующими причинами:

  • Наличием выраженного болевого синдрома.
  • Присутствием признаков гриппа или ОРВИ.
  • Высокое или, напротив, чрезмерно низкое давление, отклоняющееся от нормы.
  • Проблемы с сердечным ритмом.
  • Усталость и выраженное переутомление.
  • Употребление препаратов, затормаживающих скорость реакций.
  • Состояние алкогольного или наркотического опьянения.

Для проведения проверки на уровень трезвости водителя проводится составление протокола. Он включает в себя следующие пункты:

  • ФИО сотрудника.
  • Должность и место работы.
  • ФИО медицинского работника, направившего его на обследование, а также дата и точное время проведения тестирования.
  • Нестандартное поведение: замкнутость, сонливость, раздраженность, взбудораженность и т.д.
  • Наличие жалоб.
  • Состояние кожи: ее цвет, возможные повреждения (следы от шприцов, расчесывание, высыпания).
  • Состояние слизистых оболочек и зрачков.
  • Показатели пульса и АД.
  • Особенности передвижения и походки: нетвердость, шаткость положения, разбрасывание ног.
  • Дрожь в руках или на веках.
  • Точность выполняемых движений.
  • Наличие запаха, говорящего об употреблении алкоголя или наркотических средств.
Читайте также:  Как Установить Ксенон Законно на Автомобиль Законность установки

В заключении прописываются сведения об общем положении обследуемого, его состоянии и дальнейших рекомендациях. Все это заверяется подписью сотрудника, проводившего тестирование.

Для некоторых показателей у работников характерно формирование собственной нормы, несвязанной с общепризнанными стандартами. Индивидуальный подход формируется после достаточных наблюдений и измерений со стороны наблюдающего медработника.

Процедура прохождения медицинского осмотра

В процессе осмотра водителя медицинский работник выясняет его общее самочувствие.

Действия медработника:

  • оценивает реакцию зрачков на свет;
  • обращает внимание на походку;
  • осматривает состояние кожи на наличие следов от инъекций, расчесов;
  • измеряет давление и пульс;
  • обращает внимание на преобладающий фон настроения (апатия, тревога, раздражительность) и в случае значительной выраженности того или иного состояния указывает это в журнале;
  • наблюдает за характером речи водителя.

Во время осмотра имеют значение такие факторы, как возраст водителя, принадлежность к одной из групп риска, условия и характер работы, стаж.

Если в ходе осмотра у специалиста появилось подозрение на наличие алкоголя в крови водителя, он обязан провести тест на трезвость одним из разрешенных способов и в обязательном порядке составить протокол обследования.

Полученные данные служат основание для вынесения одного из следующих заключений:

  • трезв (признаков употребления не выявлено);
  • состояние одурманивания (имеются отклонения в состоянии водителя при отсутствии или сомнительности лабораторного подтверждения);
  • алкогольное опьянение (лабораторное подтверждение);
  • факт употребления алкоголя (запах перегара или алкоголя изо рта водителя, положительный результат теста).

В случае подтверждения подозрений медицинского работника и выявления признаков воздействия лекарственных веществ или иных препаратов, отрицательно сказывающихся на работоспособности, признаков временной нетрудоспособности, проба на наркотики, алкоголь или психотропные вещества дала положительный результат, то водитель не допускается управлению транспортным средством.

При отсутствии признаков заболеваний, жалоб, нарушений режима отдыха и труда, доказательств употребления алкогольных, наркотических или психотропных веществ, водитель имеет право отправляться в рейс. О прохождении медосмотра ставится отметка в путевом листе, указывается точное время и дата, данные и подпись медицинского работника.

Требования к организации, проводящей медосмотры

Одно из главных требований для медицинских учреждений на 2020 год – наличие лицензии, позволяющей заниматься соответствующим видом проверки. Персоналу требуется получить допуск к осмотрам, а также пройти специализированные курсы. В любом случае специалисты должны иметь подтверждающие дипломы и прочие подобные документы. Иначе пройти осмотр законно не получится.

Сами помещения, где проводят осмотры, должны состоять не менее чем из двух комнат. В одной организуют сами осмотры, в другой – отбирают биологические пробы. Ранее уже писалось, обязателен ли осмотр для всех.

Организация предрейсовых медицинских осмотров водителей — видео:

Из списка необходимого оборудования стоит выделить следующие приспособления:

  1. комната с приспособлениями для отбора биологических материалов;
  2. сумки, внутри которых есть полный набор медикаментов, чтобы оказать неотложную помощь;
  3. медицинские шпатели, не меньше 10 штук;
  4. столики, где оборудование хранится;
  5. алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики (их должно быть от 2 до 10 штук в постоянном запасе);
  6. прибор, измеряющий количество паров в воздухе;
  7. термометры с приборами, определяющими давление;
  8. письменные столы, стулья, настольные лампы, шкафы для одежды, вешалки для верхней одежды, напольные коврики, сейфы;
  9. Медицинские кушетки и др.

Лучше всего для получения подробной информации посещать официальные сайты медицинских учреждений. На любой странице обязательно найдётся раздел, посвящённый различным видам медицинских осмотров для сотрудников перед рейсом. Главное чтобы были сведения и о сертификации таких специалистов.

Для каждого региона действуют свои правила прохождения медосмотров. И каждый специалист имеет право устанавливать свою цену.

На сайтах вывешивают подробные сведения относительно таких факторов:

  1. цена услуги;
  2. используемое оборудование;
  3. квалификация врачей;
  4. информация о дипломах и сертификатах.

Окончательный выбор делает руководитель, либо сами водители.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Здоровье и хорошее состояние водителя спасает человеческие жизни. А для бизнеса — это еще и гарантия того, что автотранспорт предприятия останется в сохранности, задачи будут выполнены, грузы и люди доставлены по назначению. Проведение предрейсовых медосмотров водителей призвано следить за этим вопросом. Разберем, как правильно организовать этот процесс в своей компании.

Проведение и прохождение осмотров перед рейсом — это не право, а обязанность, которая закреплена 10.12.1995 Федеральным законом № 196-ФЗ за работодателями и водителями.

Не следует путать это с медицинским освидетельствованием на право управления транспортным средством (форма № 003-В/у) и с регулярными медосмотрами на предприятии — первого работодатель вообще не имеет права требовать, даже в случае работы сотрудником водителем.

А вторую регламентирует статья 214 ТК РФ, но те осмотры, которые проходят не только водители, но и все работники связанные с определенными видами труда.

Предрейсовый же осмотр — это обязательное медицинское освидетельствование водителей перед каждым выездом по путевому листу в рейс. Положение о них прописано в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ о безопасности дорожного движения (статья 23). Причем распространяется действие этого закона на всех водителей, работающих по найму, в том числе на машинистов поездов, метро и трамваев.

Читайте также:  15 документов уголка потребителя в ресторане в 2023 году

Особых нововведений осуществления предрейсовых медосмотров водителей в 2019 году не появилось. Сейчас не нужен штамп о допуске в путевой лист — врач может просто поставить подпись и обязательно ее расшифровать.

Задача осмотра — не допустить к управлению транспортным средством человека, который по состоянию здоровья не в состоянии это делать.

При этом освидетельствование проводят не один раз в начале дня, а в течение всего времени работы водителей на предприятии — если в ходе рабочей смены человек выезжает в рейс по разным путевым листам несколько раз, он ровно столько раз встречается с медицинским работником.

Проводит эту процедуру специалист или лечебное учреждение, имеющие лицензию на такую деятельность. Если в компании много водителей, рационально иметь медицинского работника в штате. Правда тогда придется получать лицензию на такой вид деятельности для своего кабинета, при этом можно оказывать подобную услугу другим организациям.

В штате может быть не обязательно врач — осмотр вправе проводить медработник со средним образованием, прошедший обучение по программе подготовки кадров, проводящих предрейсовые осмотры.

Когда наличие медработника в штате экономически нецелесообразно, компания заключает договор на проведение таких действий с лечебным учреждением, и клиника выделяет специалиста в нужное время.

Цель предсменных, предрейсовых медосмотров

Целью медицинских осмотров заключается в выявлении признаков:

воздействия на работника вредных факторов;

состояния и заболевания, которые препятствуют выполнению работы;

алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

остаточных явлений опьянения…

В отличие от предсменного, предрейсового медосмотра – послесменный, послерейсовый имеет особую цель – выявить профзаболевание в острой форме. Это и понятно: после смены под воздействием вредного фактора болезнь может обостриться.

Предрейсовым медосмотрам подвергаются все работники, которые трудятся водителями в течение всего времени работы в этой должности. И это важно, ведь остальные сотрудники, даже если и управляли автомобилем в течение смены, осмотр не проходят. Также нет необходимости осматривать водителей экстренных оперативных служб.

А вот послерейсовый медосмотр водители проходят в течение всего времени работы, если они занимаются перевозкой пассажиров или опасных грузов. Это требование распространяется не только на сотрудников автобусных и троллейбусных парков. Послерейсовый медосмотр необходим, если водитель перевозит только работников своей организации.

Требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей

Готовя помещение и закупая оборудование сохраняйте акты (технические документы) о характеристиках материалов. Их могут запросить при проведении проверки, как свидетельство соблюдения санитарных норм, соответствующих требуемым стандартам. Основные из них:

  1. Минимальные габариты помещения для проведения ПМО: 12 м2; высота — 2,6 м; лаборатория + санузел — 6 м2.
  2. Комбинированное освещение: большое окно (жалюзи) и электрическое, соответствующее стандартам КЕО.
  3. Гладкие моющиеся стены и полы из рекомендуемых материалов, соответствующих техническим и гигиеническим нормам.
  4. Комната оборудована кушеткой, офисной мебелью, телефоном, светильниками и прочим оборудованием.

Санитарно-эпидемиологические требования к помещению медкабинета СанПиН 2.1.3.2630-10 для проведения

предрейсового медицинского осмотра

  • Высота помещений: не менее 2,6 м.
  • Общая площадь — 18 м2: кабинет — 12 м2; комната для забора биологических сред, совмещенная с санузлом — 6 м2. Желательно иметь отдельный вход с улицы и комнату ожидания (коридор).
  • Освещение искусственное и дневное с соблюдением коэффициента естественного освещения (КЕО).
  • Для защиты от слепящего солнечного света и перегрева наличие солнцезащитных козырьков (жалюзи).
  • Поверхность стен, полов, потолков гладкая, без шероховатостей и дефектов. Легкодоступная для влажной уборки, включая обработку дезинфицирующими средствами. (Учитывая работу в условиях пандемии желательно использовать ультра-фиолетовые лампы для обеззараживания помещений).
  • Покрытие пола: прилегает к основанию; закругленное сечение сопряжение стен и полов; герметические швы; запаянные стыки линолеума.
  • Отделка в местах установки раковин: керамическая плитка (влагостойкий материал) — 1,5 м от пола; ширина не менее 20 см с боковых сторон.

Примечание: К помещению предъявляется много требований, которые необходимо выполнить. Сверяйтесь с документом СанПиН в актуальной редакции (нормативы могут меняться).

Особенности проведения медосмотра

Чтобы сделать условия труда более безопасными и исключить наличие несчастных случаев при движении, проводятся предрейсовые осмотры – медицинский работник проверяет состояние здоровья водителя. Для предрейсовых медосмотров водителей в 2021 году нововведения отсутствуют, но ранее в этой сфере произошли значительные изменения. Поговорим о них подробно.

Правила проведения осмотров регулируются законодательством. Утвержден определенный порядок, который должен соблюдаться. Необходимость медосмотра признана обязательной для выявления различных заболеваний и симптомов, которые могут помешать водителю осуществлять свою деятельность, а также для проверки наличия алкогольного опьянения, которое является причиной для недопуска сотрудника на рабочее место.

Все лица, которые исполняют обязанности водителя, должны проходить такие осмотры, вне зависимости от специфики их деятельности. Это касается водителей такси, курьеров, сотрудников грузовых служб, тех, кто работает на спецмашинах на предприятии и прочих шоферов.

При этом организация осмотра является ответственностью работодателя. Это может делать как приглашенный медицинский работник, который не числится в штате, так и сотрудник, который входит в штат. В любом случае, проводящий осмотры работник должен иметь соответствующую лицензию, которая дает ему право на такую деятельность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *