Как снять кассу с учета в налоговой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как снять кассу с учета в налоговой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В этом случае нужно ориентироваться на судебную практику. Изначально компанию ИФНС оштрафовала за неприменение ККТ. Затем компания обжаловала решение, и три инстанции ей отказали и посчитали решение ИФНС верным.

Какая ответственность продавца, когда чек пробит, однако номер фискального накопителя не соответствует сведениям карточки регистрации?

Далее компания обратилась в Верховный суд и объявила, что при наличии нарушения ее можно было привлечь к ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП за неприменение ККТ с нарушениями. Однако факта нарушения не было, поскольку заявитель своевременно направил в ИФНС заявление о перерегистрации онлайн-кассы.

Верховный суд ознакомился с доводами компании, а затем отменил предыдущее решение и передал дело на дополнительное рассмотрение.

Соответственно, каждое дело требуется изучать в отдельности и знакомиться со всеми обстоятельствами дела. Однако штрафных санкций можно избежать, когда все действия выполняются в соответствии с законодательством.

Порядок выполнения процедуры

Теперь перейдем уже непосредственно к конкретике. Посмотрим, как правильно закрываться, когда можно поработать удаленно, через личный кабинет на сайте. Для него понадобится еще и регистрационный ключ. На ресурсе ФНС нужно зарегистрироваться заранее. Естественно, большая часть предпринимателей для упрощения отчетности давно это сделала. Но остались такие, кто до сих пор не желают идти в ногу с прогрессом. Сразу отметим, что это неправильный выбор, который может сопровождаться серьезными финансовыми издержками.

Итак, при добровольной процедуре, нам нужно как-то оповестить орган, что произошел тот ил иной инцидент. Что мы хотим инициировать снятие с регистрации кассового аппарата в налоговой, и у нас на это есть резонные причины.

Дополнительные документы

Первым из них выступает отчет — снятие последних данных с регистратора, которые необходимы для завершения процедуры. Если сама техника функционирует, то с этим проблем никаких не будет. Гораздо сложнее ситуация, если она повреждена. Причем имеет значение и характер поломки. При каких-то неисправностях, связанных с кассовым оборудованием, которые не повлияли на сам фискальный регистратор, его можно просто извлечь. А вот если он пришел в негодность, и данные с него получить уже не выйдет, характер задачи меняется.

Необходимо будет отправить соответствующий запрос напрямую к производителю. Пояснить ситуацию, указать на необходимость формирования отчетности. Отказать в данном случае он не может по закону. Прибудет технический специалист, который либо увезет оборудование с собой, либо решит проблему на месте. В этом варианте выделяется дополнительное время, за которое нужно извлечь информацию. Это до 60 календарных дней с момента формирования заявки.

А вот если произошел факт хищения, то никаких итогов предоставить уже не получится, и ФНС по закону даже не может их требовать. Но при этом способен инициировать проверку, которая призвана выявить наличие или отсутствие кражи. Ориентироваться работники будут на доказательства обращений в инстанции. Поэтому как только ответственное лицо заподозрило преступление, хищение объекта, нужно сразу подать заявление в правоохранительные органы. Там получить талон о том, что прошение принято, и вместе с копией самой заявки сохранить его, а затем предъявить при проверке. Можно действовать и превентивно. То есть, когда происходит снятие с учета фискального накопителя, приложить к документам на отправку еще и все бумаги, полученные в полиции.

Когда и почему кассу снимают с учета

Порядок подробно описан в ст. 4.2 ФЗ № 54. Владелец может деактивировать и снять кассу с налогового учета по собственной инициативе, если:

  • решил заменить ее более новой моделью;
  • истек период налоговой амортизации — прошло 7 лет (день в день) с даты регистрации в ФНС России;
  • модель исключена из реестра ККТ;
  • аппарат продан, передан безвозмездно или в аренду другому владельцу — предпринимателю или компании;
  • дальнейшее применение ККТ не планируется;
  • кассовое оборудование сломано, утеряно или похищено;
  • принято решение о закрытии ИП или ЮЛ, применявшего кассу.
Читайте также:  Что грозит злостному неплательщику алиментов?

Объясняем, как заполнить бланк «на пальцах»

По своей структуре форма заявления состоит из трёх страниц, каждую из которых придётся заполнить и заверить подписью. Написать бумагу может лично руководитель организации (ИП) или представитель по доверенности. Для представителя потребуется указать документ, подтверждающий полномочия.

Начать заполнение бланка следует с его шапки. В ней указывается ОГРН/ОГРНИП, ИНН и КПП организации-налогоплательщика. Эти сведения необходимо продублировать на каждой странице. Заполняя форму в электронном виде, программа сделает это самостоятельно.

Ниже по документу в специально отведённом на то поле указывается полное наименование организации в соответствии с учредительными документами. Затем идёт блок с информацией о кассовом аппарате. Вносится его название и заводской номер конкретного экземпляра. В соответствующих ячейках необходимо отметить, если ККМ был утерян. Это важно для заявления, так как в таком случае сам аппарат к документу не будет приложен.

В последнем блоке на первой странице указывается ФИО руководителя предприятия или его представителя. Полнота и достоверность вышеуказанных сведений подтверждается рукописной подписью.

Основания для снятия ККТ с регистрационного учета в ФНС

С регистрационного учета в Федеральной налоговой службе контрольно-кассовая техника снимается в случаях, предусмотренных законом. В регулирующих нормах, фактически, прописано две группы оснований для этого:

Основания, по которым кассовый аппарат с учета в ФНС должен снять его владелец:

  • передача ККТ другому хозяйствующему субъекту;
  • потеря или хищение онлайн-кассы;
  • поломка кассового аппарата.

Основания, по которым онлайн-кассу с учета снимает сама ФНС:

  • обнаружение несоответствия кассового аппарата установленным требованиям закона;
  • истечение срока эксплуатации фискального накопителя;
  • прекращение хозяйствующим субъектом деятельности (в ЕГРЮЛ или ЕГРИП появляется соответствующая запись, и на ее основании ФНС снимает кассу с учета).

Важный нюанс: если в онлайн-кассе сломался конкретно фискальный накопитель (в то время как другие ее аппаратные компоненты работают нормально, и об этом свидетельствует, как вариант, тот факт, что другой накопитель без проблем распознается и работает), то снимать ее с учета не нужно. Но в этом случае накопитель подлежит замене, и после замены ФН необходимо перерегистрировать онлайн-кассу. При этом, процедура перерегистрации не предполагает снятия кассы с учета.

Как сформировать отчет о закрытии фискального накопителя

На практике принято выделять три основных типа ККТ. Они отличаются по своим возможностям и, соответственно, по способам закрытия ФН.

Смарт-терминалы оснащены встроенными программами для их регистрации в налоговой и снятия с учета. Для автономных касс и фискальных регистраторов такая возможность не предусмотрена, поэтому необходимо использовать специальные программы по регистрации онлайн-касс или драйверы ККТ, выпущенные производителем конкретного оборудования.

При подключении кассы к компьютеру и запуске программы большая часть раздела «Регистрация ККТ» заполнится автоматически. Недостающие данные можно дополнить самостоятельно. После этого нужно выбрать задачу «Закрытие ФН». Отчет должен сформироваться автоматически, его можно распечатать или сохранить в текстовом формате.

При закрытии ФН онлайн-касса должна быть подключена интернету, чтобы отчет также отправился оператору фискальных данных. С подробной инструкцией рекомендуем ознакомиться на сайте разработчика.

Что делать после снятия кассового аппарата с учета

Дальнейшие действия пользователя зависят от того, в чем заключались причины снятия онлайн-кассы с учета.

Если кассовый аппарат был передан другому хозяйствующему субъекту, то можно, если это будет необходимо, проинструктировать его на предмет регистрации онлайн-кассы в ФНС — как обязательного условия дальнейшего легального использования ККТ.

Если касса была утеряна, то нужно будет попытаться вернуть ее, заявив о пропаже в правоохранительные органы или организовав внутрикорпоративное расследование. Если эти меры окажутся успешными, то кассовый аппарат можно будет вновь зарегистрировать и начать им пользоваться.

Если ККТ сломалась, то нужно будет обратиться к ее производителю за получением данных об условиях и месте проведения гарантийного ремонта оборудования. А если гарантия закончилась — запросить контакты сервисного центра, в котором может быть проведен ремонт кассовой техники на коммерческой основе. После того, как устройство отремонтируют, можно будет вновь поставить его на учет в ФНС.

Если ФНС сняла онлайн-кассу с учета в силу того, что обнаружила несоответствие устройства установленным законом требованиям, то понадобится эти несоответствия устранить — и только после этого вновь ставить кассовый аппарат на учет. При невозможности устранить нарушения придется покупать новую кассу.

Если ККТ снята с учета ФНС по причине истечения срока действия фискального накопителя, то нужно будет купить новый, а затем зарегистрировать кассу.

Читайте также:  Основные средства (справочник)

Если кассовый аппарат снят с учета по причине прекращения деятельности ИП или юрлицом, то никаких действий производить не нужно — пока владелец бизнеса вновь не зарегистрировал хозяйствующий субъект.

Важный нюанс: во всех случаях, когда по завершении процедуры снятия кассы с учета на руках у ее владельца остается фискальный накопитель, необходимо обеспечить его безопасное хранение в течение 5 лет (пункт 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ). ФНС может запросить ФН при проверке. Это правило действует и при замене накопителя — когда нужно производить не снятие с учета онлайн-кассы, а ее перерегистрацию.

Привлечение к ответственности за мнимые и притворные расчёты

Бывают ситуации, когда продавец создаёт искусственный возврат денег – формирует чек возврата с помощью кассы, но фактически операцию не проводят.

Например, сотрудник магазина электронной техники продал смартфон за 50 000 рублей – владелец бизнеса должен заплатить налог с этой продажи. Продавец может провести на кассе возврат, тогда эта выручка не будет зафиксирована. Следовательно, платить налог будет не с чего. Покупатель, конечно же, никакой возврат не получит и даже не узнает об этой махинации со стороны магазина.

Таким образом, мнимые расчёты – это несуществующие кассовые операции, по которым фиксацию провели «для вида». Притворные расчёты – это операции, когда вместо одного расчёта производят другой с целью прикрытия первого.

Причины снятия KKT с учета

Основанием для того чтобы снять KKT с учёта могут послужить следующие причины:

  • Право собственности на ККМ может перейти другому лицу, к примеру, при реализации оборудования, предоставлении его в аренду или иных подобных сделок.

  • ККМ была похищена или потеряна.

  • Оборудование было сломано.

Снятие KKT в одностороннем порядке может быть произведено в случае если:

  • Ясно, что KKM не отвечает предписаниям закона, из-за чего применение является незаконным.

  • Срок службы ФН вышел больше 30 дней назад, но участник своевременно его не заменил.

  • Хозяйствующий субъект окончил свою деятельность (с занесением записи в государственном реестре)

Порядок снятия ККТ с учета в налоговой

Процедура снятия ККТ с учета регламентирована 54-ФЗ (ст 4.2). Состоит из следующих этапов:

1. Закрытие архива фискального накопителя

Отчет о закрытии архива ФН должен быть передан ОФД. Если остались не переданные в ОФД чеки – закрытие архива ФН невозможно!

2. Подача заявления о снятии ККТ с учета в налоговой

Чтобы миновать посещение налоговой службы и заполнение бумажных бланков, заявление можно подать в личном кабинете налогоплательщика ФНС. Для подписи заявления понадобится электронная цифровая подпись (ЭЦП).

3. Получить карточку о снятии ККТ с учета в налоговой

Применяемый в машинах фискальный накопитель должен обеспечивать хранение в неизменном виде в течение 30 дней реквизитов следующих фискальных документов (п. 4 ст. 4.1. ФЗ о ККТ):

  • отчет о регистрации и изменении ее параметров;
  • отчет об открытии смены;
  • кассовый чек и коррекционный чек;
  • отчет о закрытии смены и фискального накопителя;
  • отчет о состоянии расчетов;
  • подтверждение оператора.

В течение всего срока службы фискального накопителя и в течение 5 лет с момента окончания его использования должны сохраняться реквизиты отчета:

  • о регистрации;
  • об изменении параметров регистрации;
  • о закрытии фискального накопителя.

Что важно при снятии кассы с учета

Основной смысл операции по снятию кассы с регистрации в налоговых органах заключается в том, чтобы они могли проверить, насколько соответствует информация в кассовом журнале по отношению к сведениям фискальной памяти, а также последующей дезактивации аппарата, и передачи данных ЭКЛЗ на хранение. Здесь необходимо отметить, что строгой регламентации этой процедуры нет, поэтому каждый регион РФ по-своему регулирует данный процесс.

Прежде чем отправляться в территориальный отдел налоговой службы, нужно уточнить, какие именно требования предъявляет к процедуре снятия кассы с учета именно тот отдел ИФНС, в котором она была зарегистрирована.

Внимание! Иногда налоговики требуют, чтобы снятие фискальных отчетов с контрольно-кассовой техники проводилось только в присутствии их представителя. В этом случае нужно заранее договариваться с инженером из центра технического обслуживания о том, чтобы он мог в определенное время подъехать в налоговую. ИП или сотруднику компании, подающей заявление на снятие ККМ с регистрации, надо иметь с собой все необходимые документы и саму кассу.

Следует отметить, что не все территориальные инспекции так строго относятся к данному процессу. Некоторые не требуют привозить к ним кассовые машины и приглашать технического специалиста, они ограничиваются проверкой документов, главное в которых – корректное оформление и резолюция сертифицированного технического центра.

В еще более упрощенных схемах работники обслуживающих центров самостоятельно снимают блок ЭКЗЛ и собирают все документы для снятия кассы с учета в налоговой. При этом собственнику кассовой машины нужно всего лишь лично подъехать в налоговую с заявлением или отправить туда представителя с доверенностью. Сделать это надо либо в тот же день, либо, если это установлено в правилах местной территориальной налоговой инспекции – в трехдневный срок.

Читайте также:  Выделение долей в приватизированной квартире

Перед тем, как снимать кассовый аппарат с налогового учета, необходимо убедиться в том, что вся налоговая отчетность на текущее время сдана своевременно, никаких долгов перед налоговиками нет, все счета со стороны обслуживающей технику организации оплачены.

Кроме того, не лишним будет еще раз проверить правильность занесения информации в журнал кассира-операциониста, и проверить журнал технического обслуживания.

О порядке снятия ККТ с учета налоговыми органами в одностороннем порядке и о возможности повторного использования ККТ

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ПАО от 30.03.2022, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 16 статьи 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ) в случае если контрольно-кассовая техника снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой контрольно-кассовой техники с регистрационного учета по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе применяемой контрольно-кассовой техники, то в течение 60 календарных дней с даты ее снятия с регистрационного учета пользователь должен представить в налоговые органы все фискальные данные, которые хранятся в фискальном накопителе, применявшемся в контрольно-кассовой технике на момент ее снятия с регистрационного учета, и которые на момент такого снятия с регистрационного учета не переданы в налоговые органы. Пользователю направляется уведомление о необходимости предоставить все фискальные данные.

В настоящее время прорабатывается возможность исключения направления пользователю данного уведомления в случае, если передача соответствующих данных в ФНС произведена до момента истечения срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе применяемой контрольно-кассовой техники.

В соответствии с пунктами 15, 16 и 18 статьи 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ экземпляр контрольно-кассовой техники подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в случае, если уполномоченным органом установлен, в том числе при рассмотрении информации, полученной от третьих лиц, факт несоответствия экземпляра контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе применяемой контрольно-кассовой техники, либо в случае внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Иных причин для снятия налоговым органом экземпляра контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета Федеральным законом № 54-ФЗ не предусмотрено. Пользователи самостоятельно производят регистрацию, перерегистрацию и снятие контрольно-кассовой техники с регистрационного учета через кабинет контрольно-кассовой техники или с помощью подачи заявления на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган (пункт 1 статьи 4.2 Федерального закона 54-ФЗ).

Датой регистрации контрольно-кассовой техники, перерегистрации контрольно-кассовой техники, снятия контрольно-кассовой техники с регистрационного учета считается дата формирования налоговым органом соответственно карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, выдаваемых (направляемых) пользователю в течение десяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления (пункт 7 статьи 4.2 Федерального закона 54-ФЗ).

Учитывая изложенное, внесение изменений в порядок снятия налоговым органом экземпляра контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета не планируется. Пользователи самостоятельно могут обеспечить повторное использование ККТ в гораздо более сжатые сроки, не дожидаясь снятия налоговым органом экземпляра контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета.

Когда и зачем снимать ККТ с учета в налоговой?

Если Вы используете в работе контрольно-кассовую технику, то просто так снять ее с учета в налоговой инспекции невозможно — об этом стоит обязательно помнить! Вне зависимости от причин прекращения использования ККМ, эту процедуру придется проходить всем владельцам!

Причин, по которым Вам будет необходимо снять ККТ с учета может быть несколько:

  • замена старой модели на новое, современное и функциональное оборудование,
  • окончание срока использования ККТ,
  • перевод ККТ из одной налоговой инспекции в другую,
  • смена владельца, юридического лица или внесение изменений в структуре руководства юр. лица.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *