Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пояснительной записке, законопроектом предусматривается внести изменения в Налоговый кодекс Украины, которыми, в частности, предлагается освободить от налогообложения налогом на прибыль предприятий для юридических лиц и налогом на доходы физических лиц для граждан доходы в виде целевых культурных грантов, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств государственного и/или местных бюджетов, международной технической помощи для реализации проекта или программы в сферах культуры, туризма и в секторе креативных индустрий в порядке, установленном законом.
Категории плательщиков подоходного налога в Украине
В настоящее время НДФЛ обязаны платить все физические лица, получающие доход. Возраст, пол и другие подобные нюансы не влияют на уплату НДФЛ.
Плательщиков НДФЛ можно разделить на 3 группы:
- резиденты – граждане Украины, лица, не имеющие гражданства какой-либо страны, а также граждане зарубежных стран, которые проводят на территории Украины как минимум 183 дня за календарный год;
- нерезиденты – физлица, проживающие или находящиеся в Украине менее 183 дней в году, но осуществляющие здесь хозяйственную или профессиональную деятельность, приносящую им доход;
- налоговые агенты – работодатели, начисляющие, удерживающие и уплачивающие подоходный налог с доходов наемных работников.
Кого освободят от налога на прибыль
Также освободить от налогообложения налогом на доходы физических лиц суммы полученных физическими лицами, физическими лицами — предпринимателями и лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, культурных грантов при условии их полного и целевого использования, предусмотрев, что в случае неполного использования такого гранта, суммы которого возвращены предоставителю, или его нецелевого использования такие суммы признаются доходом и подлежат налогообложению на общих основаниях.
Таблица действующих налоговых ставок
Процентная ставка налога добавляется к стоимости товаров. На данный момент для плательщиков в Украине действуют такие проценты в зависимости от проводимых операций хозяйственной деятельности:
0 % — вывоз товаров за пределы таможенной территории и некоторые другие операции.
7 % — операции по поставке медицинских препаратов, ввоза медицинских изделий, материалов, оказания услуг в сфере культуры, искусства, проживания в гостиницах.
14 % — ввоз и поставка на таможенной территории некоторых видов сельскохозяйственной продукции: свиньи, КРС, зерновые, молоко и т.д.
20 % — основная ставка по налогообложению. Действует для всех операций бизнеса по умолчанию.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Налоговой ставкой 7% облагаются такие операции:
- Поставки на таможенной территории и ввоз на территорию Украины лекарственных средств и изделий для использования в медицинской отрасли. Они должны быть разрешены к производству и применению, учтены в Государственном реестре и соответствовать техническим требованиям.
- Поставка на таможенную территорию и ввоз медицинского оборудования, изделий, лекарственных средств для клинических испытаний. На испытания и применение средств должно быть разрешение от органов исполнительной власти сферы здравоохранения.
- Сервис по предоставлению проживания в отелях, гостиницах, хостелах.
- Проведение выступлений артистов, концертов, постановок оперы, балета, театра, цирка, музыкальных других культурных мероприятий.
- Проведение экскурсий в музеях, на территориях парков, зоопарках.
- Показ фильмов для людей с нарушение слуха, зрения.
Налогом по ставке 0% облагаются такие операции:
- По поставке товаров обеспечения жизнедеятельности воздушных и морских судов. А также для носителей космической отрасли.
- Услуги международных перевозок грузов и пассажиров любым транспортом.
- Работа с движимым имуществом, которое ввезено для работы, а после вывезено с таможенной территории страны.
- Все операции по экспорту и реэкспорту товаров за границы таможенной территории в режиме зоны беспошлинной торговли в странах Таможенного союза.
Регистрация плательщика НДС
Порядок проведения обязательной регистрации плательщика НДС предусматривает подачу заявления по месту жительства датой не позднее 10 числа следующего месяца, за превышением лимита в 1 млн. грн. Регистрация по собственному желанию предусматривает порядок подачи заявления за 20 дней до начала нового налогового периода. Если предприниматель еще до регистрации предприятия решил быть плательщиком НДС, то заявление можно подать при регистрации ФЛП или юридического лица. Оно подается в органе государственной регистрации в общем пакете документов.
При замене ставки единого налога на такую, при которой предусмотрен налог на добавленную стоимость, заявление для регистрации плательщика НДС предоставляют за 15 дней до наступления нового квартала. Когда плательщик меняет упрощенную систему на другое налогообложение, то заявление такому лицу следует подать до 10 числа следующего за переходом месяца. Когда срок припадает на выходной или праздничный день, то крайним сроком подачи заявления определяют следующий день.
Когда у налогоплательщиков есть права на электронный документооборот между ним и контролирующими органами, то заявление можно подать в электронной форме.
Заявление для регистрации подают лично руководитель или его представитель с документальным подтверждением своего статуса. Контролирующему органу выделяют три рабочих дня для внесения записи предприятия в реестр плательщиков НДС. Процедура проводится если нет оснований отказать в регистрации. Последним этапом регистрации плательщика НДС станет получение выписки из реестра плательщиков налога. Государственная фискальная служба предоставляет выписку по запросу организации в течение 2 рабочих дней. Действие выписки продолжается пока не внесены изменения.
Налог с продаж в Украине по президентам
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Петр Порошенко | 07.06.2014 — | 20.0000 | 20.0000 | 20.0000 | 20.0000 | 0.00% |
В Украине действует открытый Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения НДС.
При возмещении НДС действуют следующие требования:
- на основании данных Реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, после дня получения статуса согласованной суммы бюджетного возмещения перечисляет такую сумму с бюджетного счета на текущий банковский счет налогоплательщика в обслуживающем банке и/или на бюджетные счета для перечисления в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга такого налогоплательщика из других платежей, уплачиваемых в государственный бюджет, в предыдущем или текущем учетном периоде;
- право на возмещение НДС возникает, когда сумма налогового кредита превышает сумму налогового обязательства за отчетный (налоговый) период (возникает отрицательное значение НДС);
- налогоплательщик, имеющий право на получение бюджетного возмещения и принявший решение о возврате суммы бюджетного возмещения, подает в соответствующий контролирующий орган налоговую декларацию и заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, указанной в налоговой декларации;
- налогоплательщики, имеющие право на бюджетное возмещение в соответствии с настоящей статьей и подавшие заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, получают такое бюджетное возмещение в случае согласования с контролирующим органом заявленной суммы бюджетного возмещения по результатам камеральной проверки, а в случаях, предусмотренных законодательством, – по результатам документальной проверки. В случае наличия у налогоплательщика налогового долга бюджетному возмещению подлежит заявленная сумма налога, уменьшенная на сумму такого налогового долга.
Регистрация плательщиком НДС
Логичным является вопрос – когда наступает стадия перехода от статуса пассивного плательщика НДС к активному?
Налоговый кодекс Украины (НКУ) отвечает на этот вопрос:
1) субъект хозяйственной деятельности обязан зарегистрироваться плательщиком НДС в случае, если за последние 12 месяцев сумма, полученная в процессе реализации товаров, выполнения работ и предоставления услуг суммарно превышает 1 млн. грн. (в рассчитываемую выручку не входит суммы, оплаченного НДС). Важно акцентировать внимание на формулировке «за последние 12 месяцев» — здесь нет привязки к календарному году;
2) субъект хозяйственной деятельности может добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС.
Кроме того, плательщиками НДС могут выступать лица, которые специально не регистрируются в качестве плательщика, так, например, физлица, которые ввозят на территорию Украины товары, стоимость которых превышает законодательно установленный (см. Таможенный кодекс) лимит, обязаны при оформлении платежа заплатить НДС при оформлении такого товара.
Если Запад не поможет, проведем эмиссию
Публикация первых данных об основных параметрах госбюджета-2023 озадачила и даже напугала многих объемами затрат на оборону и силовые ведомства. По этим двум направлениям Украина планирует потратить в 2023 году около ₴1 трлн — а это почти 50% всех бюджетных расходов.
Во многом именно из-за беспрецедентных военных трат дефицит госбюджета на следующий год запланирован на уровне ₴1,29 трлн — 20% ВВП. При этом общие доходы государства составят около ₴1,28 трлн.
Ясность в вопрос о причинах, подтолкнувших правительство заложить такой громадный дефицит, внес премьер-министр Денис Шмыгаль. Проект госбюджета-2023 ориентирован на ленд-лиз, который Украина рассчитывает получить в следующем году от США. Кроме того, ожидается помощь государств ЕС и НАТО в вопросе финансирования и перевооружения украинских вооруженных сил.
По словам Шмыгаля, Киев ожидает, что страны Запада выделят на эти цели около $40 млрд. Поэтому в проекте госбюджета для покрытия дефицита и дополнительного финансирования экономики запланировано привлечение 1,4 трлн государственных заимствований. Главным образом, это и есть финансовая помощь США и ЕС.
Возникает вопрос — а что делать, если Соединенные Штаты и Евросоюз в следующем году не смогут предоставить Украине столь серьезные финансовые и военные вливания? Тогда НБУ придется провести масштабную эмиссию гривны для покрытия возникающего дефицита.
В этом году объем эмиссии Нацбанка уже достиг ₴300 млрд. Возможно, в 2023 году регулятору предстоит еще более серьезная «печать денег» — на ₴1 трлн. Такая необходимость возникнет, если не будет ожидаемых объемов зарубежной финансовой помощи.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Налог, который уплачивается с любых доходов по ставке в 18% от полученной суммы. Он применяется к широкому перечню доходов, важнейшие из которых:
- зарплата, поощрение, премия, компенсация;
- стипендия;
- средства, которые получил ФЛП как результат своей работы;
- средства, полученные от аренды имущества;
- инвестиционная прибыль от ценных бумаг;
- выигрыш в лотерею или азартные игры;
- проценты с депозитного счета.
НДФЛ не удерживают с пенсий, страховых выплат, государственных грантов и ковидных выплат. Госказначейство информирует, что за 2020 год в Украине уплатили 295,1 млрд грн этого налога.
В последнее время Верховная Рада приняла несколько новых законопроектов, которые могут увеличить количество налогов, которые платит украинец. Первый из них — №5600, который ввел новые налоговые правила игры для владельцев земли и недвижимости.
Ранее владельцы земельных участков считали либо на основе денежной оценки участка, либо, в его отсутствие, на основе площади. Ставки налога при наличии оценки были не более 3% и разделялись по назначению:
- не более 1% от оценки для общих земель;
- не менее 0,3% и не более 1% от оценки для сельхозземель;
- не более 0,1% от оценки лесных угодий.
Если оценка отсутствует, налог составляет 5% от денежной оценки за единицу земли по области.
В законе же, который вступил в силу с начала января 2022 года, ввели минимальную сумму налога, которую должен платить каждый владелец сельхозземли – 5% от стоимости участка. Если сумма всех выплат, которые выплачивает собственник участка (на доход, землю, единый налог и т.п.), менее 5%, то нужно будет доплатить эту разницу.
Среди чиновников и бизнеса мнения относительно этой нормы разделились. С одной стороны прогнозируют повышение стоимости участка в пять раз, а с другой — детенизацию сельхоздеятельности.
УСН с 1 января 2023 года
Все индивидуальные предприниматели не смогут применять УСН вне зависимости от вида деятельности.
Кроме того, некоторые организации также не вправе применять УСН:
- организации, имеющие один или несколько филиалов, состоящих на учете в налоговых органах;
- организации, осуществляющие обмен цифровых знаков (токенов) на иные цифровые знаки (токены), отчуждение цифровых знаков (токенов) за электронные деньги, а также получающие имущество (кроме денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте), если такое получение обусловлено осуществлением операций с цифровыми знаками (токенами) либо их наличием у организации;
- доверительные управляющие при доверительном управлении имуществом, вверители при доверительном управлении имуществом;
- для субъектов, получающих от других лиц наличные и (или) безналичные денежные средства, не составляющие их валовую выручку и не являющиеся суммами (выручкой, доходами), не включаемыми ими в валовую выручку, будет установлено право выбора — прекратить применение УСН либо уплачивать налог при УСН исходя из всех сумм поступлений на счет и в кассу, а не только из вознаграждения и дополнительной выгоды. Это важно для организаций, получающих денежные средства:
- на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров, договоров транспортной экспедиции либо по договорам, заключенным ими во исполнение таких договоров;
Примечание
Это изменение коснется в первую очередь туристических агентств, т. к. они работают по договору комиссии и деньги, полученные за туры не являются их выручкой, а перечисляются туроператору.
- как возмещение (оплату) расходов независимо от даты их осуществления и того, в чьих интересах они осуществлены, расходов, указанных в части второй подп. 5.3 п. 5 ст. 328 НК-2023;
Примечание
В том числе возмещение арендодателю (лизингодателю, наймодателю).
- в связи с участием в расчетах между иными лицами путем получения указанными организациями денежных средств от одного лица и их передачи (перечисления) другому лицу.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы: