Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эксплуатация подъемных сооружений. Правила безопасности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Грузоподъемные механизмы (ГПМ) – универсальные технические устройства, которые применяются в различных сферах и отраслях – на производстве, при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ, в складских и гаражных комплексах, при транспортировке различной продукции и т.д. На территории России ГПМ являются опасным оборудованием и подлежат учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), относятся к категории ОПО (п. 3 Приложения 1 к ФЗ №116) и подлежат обязательной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
На какие ПС распространяются требования ФНП (в ред. 2016 г.)
Список грузоподъемных средств, которые нужно использовать в соответствие с ФНП по ПС, приведены в п. 3 настоящего документа, представленного в новой редакции. Таким образом, в список того, на какие ПС распространяются требования ФНП, входят:
- краны-экскаваторы;
- краны-манипуляторы;
- краны-трубоукладчики;
- тельферы (тали электроприводные);
- подъемники (вышки);
- кабины и люльки, подвешиваемые на краны с целью перемещения рабочих;
- грузозахваты сменного типа, применяемые вместе с ПС;
- рельсы для передвижения подъемных средств;
- краны-штабелеры мостовые;
- электроприводные тележки, применяемые для перевозки грузов по рельсовым путям над землей;
- все типы грузоподъемных кранов;
- строительные подъемники;
- тара, используемая для перевозки грузов, кроме той, что применяют в портах и в металлургической промышленности.
IV. Монтаж и наладка ПС
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
27. Выбор оборудования для безопасного выполнения работ по монтажу (демонтажу) ПС должен соответствовать требованиям пунктов 17-19 настоящих ФНП, конкретному монтируемому ПС, составу работ, предусмотренному руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС, а также иным эксплуатационным документам ПС или разработанному технологическому регламенту на монтаж (демонтаж), в случае отсутствия такового в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС. 28. Такелажная оснастка и вспомогательные механизмы, используемые при выполнении монтажа ПС, до начала работы должны быть осмотрены и соответствовать их эксплуатационным документам. 29. Набор инструментов и приборов, необходимых для монтажа ограничителей, указателей и регистраторов параметров, определяют работники, выполняющие их монтаж, они же несут ответственность за качество выполненных работ.
Монтаж ограничителей, указателей и регистраторов параметров на уже изготовленных и находящихся в эксплуатации ПС должен выполняться работниками специализированных организаций в соответствии с требованиями, установленными разработчиками или изготовителями указанных приборов, а также с учетом конструктивных особенностей и назначения ПС.
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
65. Выбор оборудования для безопасного выполнения работ по ремонту, реконструкции или модернизации ПС должен соответствовать требованиям пунктов 17-19 настоящих ФНП, конкретному типу и конструкции ПС, а также составу работ, предусмотренному для приведения ПС в последующее работоспособное состояние. При выборе оборудования необходимо использовать указания по ремонту, а также требования к составу работ, приведенные в руководстве (инструкции) по эксплуатации данного ПС. 66. Такелажная оснастка и вспомогательные механизмы, используемые при выполнении ремонта, реконструкции ПС, до начала работы должны быть осмотрены и соответствовать их эксплуатационным документам. 67. Набор инструментов и приборов, необходимых для ремонта, реконструкции ограничителей, указателей и регистраторов параметров, определяют работники организаций, выполняющие указанные работы с учетом указаний в эксплуатационных документах.
(п. 67 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
V. РЕМОНТ, РЕКОНСТРУКЦИЯ ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПС ОПО
Выбор оборудования
65. Выбор оборудования для безопасного выполнения работ по ремонту, реконструкции или модернизации ПС должен соответствовать требованиям пунктов 17 — 19 настоящих ФНП, конкретному типу и конструкции ПС, а также составу работ, предусмотренному для приведения ПС в последующее работоспособное состояние.
При выборе оборудования необходимо использовать указания по ремонту, а также требования к составу работ, приведенные в руководстве (инструкции) по эксплуатации данного ПС.
66. Такелажная оснастка и вспомогательные механизмы, используемые при выполнении ремонта, реконструкции ПС, до начала работы должны быть осмотрены и соответствовать их эксплуатационным документам.
67. Набор инструментов и приборов, необходимых для ремонта, реконструкции ограничителей, указателей и регистраторов параметров, определяют специалисты и персонал организаций, выполняющие указанные работы.
Требования к выбору материалов и качеству сварки при ремонте, реконструкции или модернизации ПС
68. Материал (сталь), применяемый для ремонта, реконструкции или модернизации элемента металлоконструкций ПС, по механическим свойствам и химическому составу должен соответствовать исходному материалу (стали) ремонтируемого элемента, указанному в паспорте ПС. В случае отсутствия нужной марки стали разрешается применить ее аналог.
Выбор аналога материала (стали), а также сварочных материалов для ремонта, реконструкции или модернизации элемента металлоконструкций ПС должен производиться с учетом механических свойств, химического состава, свариваемости с ремонтируемым элементом, а также с учетом нижних предельных значений температуры окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний ПС и степени агрессивности окружающей среды, в которой эксплуатируется ПС.
Качество материала (стали), применяемого при ремонте, реконструкции или модернизации ПС, должно быть подтверждено сертификатом изготовителя материала (стали).
Выбор сварочных материалов для сварки двух различных по свойствам сталей определяется сталью, имеющей более высокие механические свойства.
69. При приемке металлопроката для выполнения работ по ремонту, реконструкции или модернизации металлоконструкций ПС специализированной организации следует проверить:
соответствие сортамента и марок сталей, поступивших по наряд-заказам, клеймам или биркам предприятия-изготовителя;
отсутствие видимых в прокате расслоений, трещин, раковин, закатов, вмятин и общих остаточных деформаций.
При наличии отклонений от указанных требований бракованная партия металлопроката не должна отправляться на склад и использоваться при последующих работах.
70. Металлопрокат, прошедший приемку, должен быть отправлен на хранение в соответствии с порядком (инструкцией), принятым в специализированной организации.
Места и порядок хранения металлопроката, принятые в организации, должны быть доведены до сведения каждого работника организации.
71. Хранить металлопрокат следует в помещениях оборудованных складов. Допускается временное хранение (в течение 3 месяцев с момента поставки) профильного проката на специально оборудованных стеллажах на открытом воздухе.
72. Стальной прокат перед подачей в производство должен быть проверен на соответствие сопроводительной документации, очищен от поверхностной коррозии, влаги, снега, льда, масла и других загрязнений, если временно хранился на открытом воздухе, согласно указаниям пункта 71 настоящих ФНП.
73. Правку стального проката (при необходимости) в зависимости от профиля следует выполнять на листоправильных, сортоправильных машинах или прессах в холодном состоянии.
Разрешается правка стали местным нагревом по технологии, разработанной специализированной организацией.
Предельные допустимые значения прогибов проката после правки должны соответствовать требованиям технических условий (далее — ТУ) на ремонт, реконструкцию или модернизации ПС.
74. Торцы деталей из профильного металлопроката независимо от способа обработки не должны иметь трещин, а также заусенцев и завалов более 1 миллиметра.
75. Резку листового металлопроката следует выполнять по разработанной технологии и принятой в специализированной организации.
76. При ремонте, реконструкции или модернизации элементов металлоконструкций ПС следует применять виды электросварки, указанные в ТУ на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС и обеспечивающие требуемое качество сварных соединений.
77. Для ПС, изготовленных из высокопрочных сталей (с пределом текучести 700 МПа и выше), ремонт элементов металлических конструкций с применением сварки должен выполняться только в закрытых помещениях.
Специализированным организациям, не аттестованным на выполнение сварки высокопрочных сталей, выполнение указанных работ запрещается.
78. Контроль качества ремонтных сварных соединений должен проводиться в рамках положения о контроле соблюдения технологических процессов, разработанного в специализированной организации, согласно требованиям пункта 14 настоящих ФНП.
79. Объемы контроля должны обеспечивать качество выполненных сварочных работ.
Визуальный контроль и измерение стыковых сварных соединений расчетных элементов должны производиться по всей протяженности соединения. Если внутренняя поверхность сварного соединения недоступна для осмотра, осмотр и измерение производятся только с наружной стороны.
Контроль сварных соединений отремонтированных расчетных элементов металлоконструкций проводят только после устранения дефектов, выявленных при визуальном контроле.
При составлении рабочей процедуры неразрушающего контроля объем выполнения последнего назначают с учетом типа сварного соединения и прочностных свойств металлоконструкций.
Перед проведением просвечивания соответствующие участки сварного соединения должны быть промаркированы с таким расчетом, чтобы их можно было легко обнаружить на снимках.
При этом обязательному радиографическому или ультразвуковому контролю подвергают начало и окончание сварных швов стыковых соединений поясов и стенок коробчатых металлоконструкций балок, колонн, стрел.
Контроль стыковых сварных соединений радиографическим или ультразвуковым методом должен выполняться в соответствии с ТУ на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС, разработанным специализированной организацией.
При этом суммарная длина контролируемых участков сварных соединений устанавливается специализированной организацией в ТУ на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС и должна составлять не менее:
50 процентов от длины стыка — на каждом стыке растянутого пояса коробчатой или ферменной металлоконструкции;
25 процентов от длины стыка — для всех остальных стыковых соединений.
Ремонтные сварные соединения элементов металлоконструкций из высокопрочных сталей подвергают 100-процентному неразрушающему контролю.
Применение капиллярного контроля сварных швов (кроме стыковых) устанавливается специализированной организацией в ТУ на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС.
к Федеральным нормам и правилам
Нормы браковки элементов рельсовых путей опорных и подвесных подъемных сооружений
Рельсовый путь опорных ПС на рельсовом ходу подлежит браковке при наличии следующих дефектов и повреждений:
трещин и сколов любых размеров;
вертикального, горизонтального или приведенного (вертикального плюс половина горизонтального) износа головки рельса более 15 % от соответствующего размера неизношенного профиля.
Браковку шпал (или полушпал) наземного кранового пути производят при наличии следующих дефектов и повреждений:
в железобетонных шпалах не должно быть сколов бетона до обнажения арматуры, а также иных сколов бетона на участке длиной более 250 мм;
в железобетонных шпалах не должно быть сплошных опоясывающих или продольных трещин длиной более 100 мм с раскрытием более 0,3 мм;
в деревянных полушпалах не должно быть излома, поперечных трещин глубиной более 50 мм и длиной свыше 200 мм, поверхностной гнили размером более 20 мм под накладками и более 60 мм на остальных поверхностях.
Монорельсовый путь подвесных кранов, электрических талей и монорельсовых тележек подлежит браковке при наличии:
трещин и выколов любых размеров;
уменьшения ширины пояса рельса вследствие износа ΔВ ≥ 0,05В;
уменьшения толщины полки рельса вследствие износа Δδ ≥ 0,2δ при одновременном отгибе полки f1 ≤ 0,15δ.
Рис. Схема проведения измерений величин износа и отгиба полки
монорельса при проведении его дефектации:
В — первоначальная ширина полки; ΔВ — износ полки; t — толщина
стенки; f1 — отгиб полки; δ — первоначальная толщина полки на
расстоянии (В — t)/4 от края; Δδ — уменьшение толщины полки
вследствие износа
Билеты Б.9.3 (Б.9.31)
Специалисты, эксплуатирующие опасные производственные объекты, для допуска к работе, согласно законодательству, должны быть обучены и аттестованы по направлению деятельности. Тестовые билеты области аттестации Б.9.31 Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых применяются подъемные сооружения, предназначенные для подъема и перемещения грузов взяты из официального сайта Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и включают в себя следующие темы для изучения: — Общие требования для ПС;- Ремонт, реконструкция или модернизация ПС ОПО;- Эксплуатация ПС ОПО;- Оценка соответствия ПС, применяемых на ОПО, и экспертиза их промышленной безопасности. Данные темы объединены в блок вопросов и ответов и представлены на сайте.
Правила безопасности ОПО, на которых , регламентируют их эксплуатацию не только для самого объекта, но и для сторонних (привлекаемых) компаний, осуществляющих работы по монтажу (демонтажу), ремонту, модернизации, наладке подъемных механизмов. Такие организации обязаны быть специализированными, являться ЮЛ или ИП, а также иметь квалифицированных специалистов и рабочий персонал, необходимые для работ материалы и механизмы. Всё используемое оборудование и материалы должны проходить сертификацию в соответствии с законодательством РФ.
Сотрудники специализированной организации должны выполнять работы в соответствии с требованиями безопасности ОПО. Для каждого вида работ у работников должно иметься соответствующее удостоверение о квалификации.
Новые правила по ОПО: особенности использования подъёмных сооружений
С 1 января 2021 г. вводятся в действие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».
Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61983).
Федеральные нормы и правила устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения, в том числе к работникам указанных объектов; безопасности технологических процессов, на которых используются подъемные сооружения, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Положения Правил распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.
- Новая редакция правил: «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». ФНП в области промышленной безопасности от 26 ноября 2020 года №461. Приказ Ростехнадзора от 26 ноября 2020 года №461
- Старая редакция: «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (с изменениями на 12 апреля 2016 года) (отменен с 01.01.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 N 1192)
Главные изменения в промышленной безопасности в 2020 году, которых с нетерпением ожидали как руководители предприятий, так и сотрудники контролирующих органов, были связаны с планами по пересмотру основного нормативного документа, который регулирует деятельность компаний относительно промбезопасности. Речь идет о федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ.
В начале года Ростехнадзор подготовил обстоятельный проект обновленной редакции этого закона. Он предполагал существенные изменения законодательства в области промышленной безопасности, включая:
- обновление нормативной базы;
- введение классификации технических, производственных устройств;
- сужение сферы промышленной безопасности за счет исключения из ее состава непрофильных блоков, включая нормативный срок эксплуатации зданий, конструкций и другие вопросы;
- внедрение оптимизированного алгоритма проведения плановых проверок с учетом принципов риск-ориентированного подхода и введения системы аудита промышленной безопасности;
- внедрение системы дистанционного мониторинга работы производственных объектов;
- дополнительные требования к безопасности выполнения отдельных видов работ и операций.
Разработанный ведомством законопроект согласно установленному порядку был размещен на Федеральном портале проектов нормативных документов для прохождения обязательной процедуры многоступенчатого рассмотрения.
Впрочем, проект регуляторной гильотины оказал свое воздействие не только на упомянутый законопроект. Он также повлек за собой серьезные изменения в экспертизе промышленной безопасности. Сейчас Ростехнадзор уже разработал новый порядок проведения этой процедуры, которые учитывают обязательные требования к нормативным документам. Он получит статус федеральных норм и правил, то есть будет обязателен к исполнению любыми субъектами Федерации. Сейчас документ уже размещен на портале проектов и успешно прошел процесс общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.
Кроме этого, по ходу реализации проекта по сокращению объема регулирующей и нормативной документации изменения в промышленной безопасности в 2021 году коснутся еще многих правовых актов Ростехнадзора. Всего предполагается, что свое действие прекратят около 180 разных постановлений и приказов. Это произойдет с 1 января 2021 года.
Изменения в сфере промышленной безопасности, связанные с коронавирусом Вторым важнейшим фактором, который повлиял на ситуацию в российской экономике, включая сферу промбезопасности, стало распространение коронавирусной инфекции. Вспомним, что в первой половине года на большинстве предприятий был объявлен карантинный период, в рамках которого функционировать продолжала лишь небольшая часть наиболее важных производств. В мае 2020 года карантин был отменен, однако деятельность компаний была возобновлена с серьезными ограничениями, направленными на то, чтобы препятствовать распространению COVID-19.
Эти ограничения были направлены в первую очередь на то, чтобы минимизировать взаимодействие людей друг с другом. Они коснулись и деятельности государственных органов – контролирующей, лицензионной и прочей. При этих обстоятельствах Правительство решило снизить административное давление на бизнес и производство и приняло ряд решений, направленных на упрощение работы предприятий в таких условиях.
Для этого было принято особое постановление от 1 октября 2020 года № 1580, которое внесло корректировки в ранее опубликованное постановление от 3 апреля 2020 г. № 440.В результате этого решения начали действовать следующие нормы:
- продлен срок, в течение которого предприятиям, осуществляющим эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производств, разрешается не переоформлять лицензию, если у них изменился адрес выполнения работ. Указанный срок пролонгирован до 1 января 2022 года. Впрочем, если руководство компании все же намеревается переоформить лицензию по этому основанию, оно может это сделать;
- произошли изменения в аттестации в области промышленной безопасности, а также безопасности эксплуатации гидротехнических объектов и объектов электроэнергетики. Срок действия уже выданных свидетельств продляется до 1 июля 2021 года вне зависимости от даты, обозначенной документом. При этом предприятиям разрешается организовывать аттестацию и раньше;
- срок действия удостоверений по охране труда также продлевается до 1 июля 2021 года с аналогичным порядком проведения подготовки и проверки знаний работников до указанного срока. Таким же образом останутся действительными свидетельства о прохождении обучения по безопасному выполнению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения граждан и организаций.
При этом Ростехнадзор на своем официальном сайте, публикуя соответствующие разъяснения, напоминает, что указанные меры будут действовать только до обозначенных дат. По окончании сроков продления соответствующих разрешений срок действия перечисленных документов будет считаться истекшим. Это значит, что предприятия, работающие на их основании, окажутся нарушителями норм законодательства и могут быть привлечены к ответственности с применением соответствующих статьей КоАП.
ФНП устанавливают необходимые требования к:
- деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (далее также — подъемные сооружения, подъемные средства, ПС), в том числе к работникам указанных ОПО;
- безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются подъемные сооружения, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:
- а) грузоподъемные краны всех типов;
- б) мостовые краны-штабелеры;
- в) краны-трубоукладчики;
- г) краны-манипуляторы;
- д) строительные подъемники;
- е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
- ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
- з) электрические тали;
- и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
- к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
- л) тара для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
- м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;
- н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).
Самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) осуществляют грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме. В процессе производства работ самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки), независимо от их возможности перемещения, следует относить к стационарно установленным грузоподъемным механизмам.
4. Требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются следующие ПС:
- а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов;
- б) применяемые на объектах использования атомной энергии, а также оказывающие влияние на ядерную и радиационную безопасность;
- в) с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей;
- г) установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах;
- д) утратил силу. — Приказ Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146;
- е) предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений с навесным оборудованием (например, вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием), а также кабин (люлек) с людьми, используемых в качестве аттракционов;
- ж) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры);
- з) краны для подъема створов (затворов) плотин без осуществления зацепления их крюками;
- и) домкраты;
- к) манипуляторы, используемые в технологических процессах.
Новые правила по подъемным сооружениям (ФНП), 2021 год
В новой редакции ФНП по ПС действительно много изменений, касающихся не только списка ПС. Особое внимание стоит обратить на следующие нюансы:
- В п.3 приказа есть дополнение про краны-манипуляторы, самоходные краны и вышки. Вне зависимости от возможностей передвижения их считают стационарно закрепленными механизмами.
- В п. 5 убрали информацию по поводу необходимости сертификатов и деклараций соответствия для ПС, впервые введенных в эксплуатацию. Подобное оборудование перечисляется в приложении №3 ТР ТС 010/2011.
- Согласно п. 6, теперь требования ФНП ПС на ОПО (опасных производственных объектах) обязательны для ПС и применяемого с ними оборудования, которые стали использоваться еще до вступления в силу ТР ТС 010/2011.
- В п. 148 теперь говорится о ПС, которые не требуют учета в исполнительных органах, которые занимаются ведением реестра ОПО. Ранее они не подлежали учету в Ростехнадзоре.
Также среди изменений в новой версии документа стоит отметить приложения, которые были добавлены:
- Приложение 12 «Границы опасных зон по действию опасных факторов».
- Приложение 13 «Предельные нормы браковки элементов ПС». Они указываются для случаев, когда руководство или инструкция к ПС их не содержит.
- Приложение 14 «Особенности оценки технического состояния зданий, сооружений и подкрановых конструкций с истекшим сроком службы или опасными повреждениями».
В п. 144 ФНП по ПС приводятся важные сведения относительно Дубликата паспорта и руководства ПС. В дополнении говорится, что эти документы должны быть изготовлены либо производителем ПС, либо специализированной организацией, у которой есть лицензия на проведение экспертиз.
В области строительства на возведение или реконструкцию любого объекта разрабатывается проект производства работ (ППР). Он может составляться и на работы, которые осуществляются при возведении опасных объектов с применением подъемных средств.
При использовании грузоподъемных машин и осуществлении погрузочно-разгрузочных работ разработку ППР можно вести в соответствии с РД-11-06-2007. В этом документе приводятся:
- общие сведения об эксплуатации грузоподъемных машин;
- нюансы разработки ППР на работу с применением ПС и технологических карт (ТК) на погрузочно-разгрузочные работы (кем и как разрабатываются документы);
- правила и требования в отношении согласования готовых ППР и ТК (подлежат согласованию с владельцем грузоподъемного механизма и утверждению генподрядной организацией);
- необходимость регистрации ППР в территориальных органах Ростехнадзора.
Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533
Применение Правил безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения, обязательно на территории Российской Федерации для предприятий, которые относятся к этой категории.
Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы «Охрана труда». Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!
Соблюдение норм промышленной безопасности при использовании ПС является ключевым фактором . Рассматриваемые Правила должны применяться не только на уровне руководства компании, но и соблюдаться каждым работником. Документ регулирует порядок производства работ как в штатных (рабочих) ситуациях, так и в случае аварии, описывает порядок ее ликвидации.
Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461
10. Деятельность по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции или модернизации ПС в процессе эксплуатации ОПО осуществляют специализированные организации, выполняющие хотя бы один из следующих видов работ:
разработку проектов производства работ, технологических карт и схем строповок для объектов, на которых используются грузоподъемные краны, краны-манипуляторы, подъемники (вышки), строительные подъемники;
обслуживание, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкцию (модернизацию), наладку ПС и (или) регистраторов, ограничителей, указателей, систем дистанционного управления ПС, электро-, пневмо- и гидрооборудования ПС;
обслуживание, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкцию (модернизацию), наладку рельсовых путей, по которым перемещаются ПС;
проведение технических освидетельствований, неразрушающего контроля, технического диагностирования, экспертизы промышленной безопасности ПС;
проведение комплексного обследования рельсовых путей (далее — специализированные организации).
Конкретный перечень требований данного раздела ФНП к специализированной организации определяется видами, типами, моделями ПС и технологическими процессами, заявленными специализированной организацией для своей последующей деятельности.
11. Изменения конструкции ПС и (или) оборудования ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Госкорпорации «Росатом» при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения, возникающие при их ремонте, реконструкции или модернизации, должны проводиться в соответствии с требованиями документов по стандартизации ядерно-оружейной продукции, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией.
12. Структура управления в специализированной организации должна обеспечивать каждому работнику конкретную сферу деятельности и пределы его полномочий.
13. Распределение ответственности работников организации должно быть определено в положении о контроле соблюдения технологических процессов специализированной организации.
14. Специализированная организация должна:
располагать необходимым персоналом, а также инженерно-техническими работниками, уполномоченными на выполнение своих обязанностей, в том числе выявления случаев отступлений от требований к качеству работ, от процедур проведения работ и для принятия мер по предупреждению или сокращению таких отступлений;
определить процедуры контроля соблюдения технологических процессов;
установить ответственность, полномочия и взаимоотношения работников, занятых в управлении, выполнении или проверке выполнения работ.
15. Технологическая подготовка производства и производственный процесс в специализированной организации должны исключать использование материалов и изделий, на которые отсутствуют сертификаты, паспорта и другие документы, подтверждающие их качество.
16. Специализированная организация должна располагать необходимыми материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, оборудованием, обеспечивающими возможность выполнения заявленных видов работ.
17. Для обеспечения технологических процессов выполнения работ по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции и модернизации в процессе эксплуатации, установленных с учетом руководства (инструкции) по эксплуатации ПС, эксплуатационных документов входящего в его состав оборудования (при наличии этих документов), специализированная организация в зависимости от осуществляемых видов деятельности должна иметь:
а) комплекты необходимого оборудования для выполнения работ по контролю технического состояния ПС до и после выполнения работ.
Для выполнения работ по неразрушающему контролю специализированная организация должна иметь или привлекать аттестованную лабораторию, в том числе, если монтаж, ремонт, реконструкция или модернизация выполняются с применением сварки;
б) комплект необходимого оборудования для выполнения работ по резке, правке и сварке металла, а также необходимые сварочные материалы;
в) контрольно-измерительные приборы и оборудование, позволяющие выполнять наладочные работы, оценивать работоспособность, выполнять ремонт либо регулировку ограничителей, указателей, регистраторов, а также систем управления ПС;
г) контрольно-измерительные приборы, позволяющие оценивать работоспособность и регулировку оборудования ПС;
д) оборудование, позволяющее выполнять планово-высотную съемку и рихтовку рельсовых путей (для ПС, передвигающихся по рельсам);
е) комплекты рабочих чертежей и документации на технологии ремонта металлоконструкций монтируемых (ремонтируемых, реконструируемых или модернизируемых) ПС;
ж) программы-методики испытания, проведения технических освидетельствований монтируемых (ремонтируемых, реконструируемых или модернизируемых) ПС и организовывать проведение их испытаний по завершении выполненных работ;
з) необходимое оборудование для выполнения монтажных (демонтажных) работ (такелажные и монтажные приспособления, грузоподъемные механизмы, домкраты, стропы);
и) вспомогательное оборудование (подмости, ограждения), которое может быть использовано при проведении работ;
к) документацию на ПС, монтаж (демонтаж), наладка, ремонт, реконструкция или модернизация которого осуществляются.
18. Средства измерений, используемые в процессе испытаний ПС, должны быть поверены или калиброваны.
Приложение N 2
к Федеральным нормам и правилам
в области промышленной безопасности
«Правила безопасности опасных
производственных объектов,
на которых используются подъемные
сооружения», утвержденным
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 26 ноября 2020 года N 461
Границы опасных зон по действию опасных факторов
1. Границы опасных зон в местах, над которыми осуществляется перемещение грузов ПС, а также вблизи строящегося здания должны приниматься от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета груза при его падении согласно таблице 1.
При промежуточных значениях высоты возможного падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлета допускается определять методом интерполяции.
Новая нормативная база по промышленной безопасности с 2021 года
ФНП устанавливают необходимые требования к:
- деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (далее также — подъемные сооружения, подъемные средства, ПС), в том числе к работникам указанных ОПО;
- безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются подъемные сооружения, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:
- а) грузоподъемные краны всех типов;
- б) мостовые краны-штабелеры;
- в) краны-трубоукладчики;
- г) краны-манипуляторы;
- д) строительные подъемники;
- е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
- ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
- з) электрические тали;
- и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
- к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
- л) тара для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
- м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;
- н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).
Самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) осуществляют грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме. В процессе производства работ самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки), независимо от их возможности перемещения, следует относить к стационарно установленным грузоподъемным механизмам.
4. Требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются следующие ПС:
- а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов;
- б) применяемые на объектах использования атомной энергии, а также оказывающие влияние на ядерную и радиационную безопасность;
- в) с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей;
- г) установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах;
- д) утратил силу. — Приказ Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146;
- е) предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений с навесным оборудованием (например, вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием), а также кабин (люлек) с людьми, используемых в качестве аттракционов;
- ж) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры);
- з) краны для подъема створов (затворов) плотин без осуществления зацепления их крюками;
- и) домкраты;
- к) манипуляторы, используемые в технологических процессах.
22 мая 2019 года состоится Общее собрание членов НП «Безопасность ПТО», по адресу: г. Челябинске, ул. Труда, д. 179, зал – Vega.
Предварительная повестка дня Общего собрания.
1. Регистрация членов и кандидатов в члены НП «Безопасность ПТО».
2. Вступительное слово Председателя Совета Партнёрства.
3. Избрание Секретаря Общего собрания НП «Безопасность ПТО».
4. Обсуждение повестки дня Общего собрания и предложений по её изменению и дополнению. Принятие повестки дня Общего собрания.
5. Отчет Председателя Совета Партнерства о деятельности Партнёрства за истекший период. Утверждение Отчёта и годовой бухгалтерской отчетности Партнёрства.
6. Отчет Председателя Контрольной комиссии.
7. Отчет Председателя Дисциплинарной комиссии.
8. Обсуждение предложений по приоритетным направлениям деятельности Партнерства и принятие по ним решений.
9. Обсуждение федерального закона «О промышленной безопасности».
Просим Вас предварительно рассмотреть приложенные материалы, по возможности, внести предложения по уточнению, дополнению повестки дня Общего собрания.
В ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» на опасных производственных объектах (ОПО) эксплуатируют подъемные сооружения (ПС), перечисленные в п. 148 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (ФНПпоПС), утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, — не подлежащие учету в органах Ростехнадзора (мостовые краны до 10 т), — и с ручным приводом грузоподъемностью до 20 т, на которые требования ФНП по ПС не распространяются.
В соответствии с п. 264 ФНП по ПС не подлежащие учету в органах Ростехнадзора ПС экспертизе промышленной безопасности не подлежат. Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также пп. 6 и 32 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» обязывают проводить экспертизу промышленной безопасности в отношении технических устройств, эксплуатируемых на ОПО, после окончания нормативного срока эксплуатации с внесением заключений данной экспертизы в реестр территориальным органом Ростехнадзора.
Прошу разъяснить порядок продления срока безопасной эксплуатации ПС, нерегистрируемых в органах Ростехнадзора, а также ПС с ручным приводом грузоподъемностью до 20 т, эксплуатируемых на ОПО, в связи с отказом местного территориального органа Ростехнадзора во внесении в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, выданных экспертной организацией.
Актуальность: Действующий
Изменения: Изм. от 12.04.2016 г.
Для обеспечения необходимых условий безопасности на промышленных объектах с повышенным уровнем опасности, где работы ведутся с применением подъемных средств (ПС), соблюдают правила, описанные в приказе Ростехнадзора №533 от 12 ноября 2013 года. Он претерпел некоторые изменения и 25 мая 2016 года был опубликован повторно с корректировками от 12.04.2016. За составление документа ответственна Федеральная служба, осуществляющая технологический, экологический и атомный надзор.
Сокращенное название документа – ФНП по ПС, что расшифровывается, как «Федеральные нормы и правила по подъемным сооружениям». В редакции приказа 533 ФНП ПС от 12.04.2016 с изменениями около 130 корректировок. Они коснулись следующего:
- применения требований в отношении разных видов ПС и совместимого с ним оборудования;
- списка ПС, которые не нужно регистрировать в надзорных органах;
- объектов, которые попадают под действие приказа, и тех, на которые требования документы не распространяются;
- требований к дубликатам паспорта и руководства ПС.
Список грузоподъемных средств, которые нужно использовать в соответствие с ФНП по ПС, приведены в п. 3 настоящего документа, представленного в новой редакции. Таким образом, в список того, на какие ПС распространяются требования ФНП, входят:
- краны-экскаваторы;
- краны-манипуляторы;
- краны-трубоукладчики;
- тельферы (тали электроприводные);
- подъемники (вышки);
- кабины и люльки, подвешиваемые на краны с целью перемещения рабочих;
- грузозахваты сменного типа, применяемые вместе с ПС;
- рельсы для передвижения подъемных средств;
- краны-штабелеры мостовые;
- электроприводные тележки, применяемые для перевозки грузов по рельсовым путям над землей;
- все типы грузоподъемных кранов;
- строительные подъемники;
- тара, используемая для перевозки грузов, кроме той, что применяют в портах и в металлургической промышленности.
Сначала освободили, а потом передумали
Благодаря Закону от 17.03.20 г. № 533-IX (далее — Закон № 533) в подразд. 10 разд. XX Налогового кодекса (далее — НК) появился, в частности, п. 52 4 , который освобождал налогоплательщиков от платы за землю за март и апрель 2020 года. Чтобы воспользоваться этой льготой, нужно было уточнить ранее поданные налоговые декларации. Но затем депутаты спохватились, что своими действиями они лишили местные органы власти денег, в которых те сейчас так нуждаются!
Давайте рассмотрим подробнее, что же произошло.
Прежней редакцией п. 52 4 подразд. 10 разд. XX НК было установлено: с 1 марта по 30 апреля 2020 года не начисляется и не уплачивается плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности). От платы за землю освобождаются как физические, так и юридические лица.
Но Законом от 30.03.20 г. № 540-IX (далее — Закон № 540) этот пункт изложен в новой редакции (действует со 2 апреля) – теперь плату за землю можно не начислять и не уплачивать лишь за март 2020 года.
Важный нюанс! И в прежней, и в новой редакции п. 52 4 подразд. 10 разд. XX НК установлено, что не платить можно только за земельные участки, которые используются физическими и юридическими лицами в хозяйственной деятельности.