Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Признание гражданина инвалидом осуществляется по результатам проведения медико-социальной экспертизы.
Медико-социальная экспертиза — это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (бюро медико-социальной экспертизы) исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.
В Российской Федерации создана следующая структура бюро медико-социальной экспертизы:
1. Федеральное бюро медико-социальной экспертизы — общероссийское бюро осуществляющее контроль за деятельностью региональных бюро. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения региональных бюро. Имеет полномочия отменять решения региональных бюро.
2. Главное бюро медико-социальной экспертизы-бюро медико-социальной экспертизы соответствующего субъекта Российской Федерации. имеет филиалы — бюро городов и районов соответствующего региона. осуществляет контроль за деятельностью филиалов. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения филиалов. Имеет полномочия отменять решения филиалов.
3. Бюро медико-социальной экспертизы — филиалы главного бюро, расположены в районах и городах соответствующего субъекта. Являются первичным звеном медико-социальной экспертизы.
В соответствии с действующим законодательством на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие функции:
1. установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3. изучение уровня и причин инвалидности населения;
4. участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
Кто направляет на медико-социальную экспертизу?
Пособие по инвалидности для 2 группы в 2023 году
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности II группы составляет 6044 рублей 48 копеек в месяц.
Категория получателей пенсии |
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учетом повышений к ней |
Инвалиды II группы |
Без иждивенцев – 6 044 рублей 48 копеек в месяц С 1 иждивенцем – 8 059,31 рублей в месяц С 2 иждивенцами — 10 074,14 рублей в месяц С 3 иждивенцами — 12 088,97 рублей в месяц |
Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности и повышения к ней увеличиваются на соответствующий районный коэффициент |
Инвалиды II группы, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин |
Без иждивенцев — 9 066,72 рублей в месяц С 1 иждивенцем – 12 088,97 рублей в месяц С 2 иждивенцами — 15 111,22 рублей в месяц С 3 иждивенцами — 18 133,47 рублей в месяц (независимо от места жительства) |
Инвалиды II группы, проработавшие не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин |
Без иждивенцев — 7 857,82 рублей в месяц С 1 иждивенцем — 10 477,10 рублей в месяц С 2 иждивенцами — 13 096,38 рублей в месяц С 3 иждивенцами — 15 715,66 рублей в месяц (независимо от места жительства) |
Дополнительная помощь для инвалидов
Финансовая помощь — не единственная мера поддержки, на которую могут рассчитывать инвалиды. Дополнительную помощь можно получить в различных сферах жизнедеятельности:
- Трудовые условия. Гражданин должен дать официальное согласие на сверхурочную работу, а также в выходной день, днем или ночью. Кроме того, трудовая деятельность не должна причинять дополнительный вред здоровью.
- Использование общественного транспорта. Дети-инвалиды могут пользоваться транспортом бесплатно, также данной льготой могут воспользоваться инвалиды I, II групп, а также граждане с ограниченным зрением или двигательными возможностями.
- Есть возможность водить ТС при условии, что будет установлен специальный знак. Кроме того, можно бесплатно парковаться.
- Скидки на приобретение медицинских препаратов. Льгота предусмотрена в размере 50 или 100% в зависимости от того, работает ли гражданин.
- Посещение общественных мест. Инвалиды I, II группы имеют право посещать медицинские учреждения без очереди и другие общественные места (в магазинах, поликлиниках).
- Проживание. Согласно установленным нормативам, пенсионер не должен проживать на площади менее 36 м², что в два раза больше, чем для человека с нормальным здоровьем. Денежные средства выделяются из государственного бюджета для специализированного оборудования и устройств.
- Получение социального жилья. Инвалиду предоставляется жилье при оформлении договора соцнайма. Для начала гражданина ставят на учет. Для инвалидов-сирот предоставление жилья осуществляется без очереди.
Важно отметить, что данный список неполный. Чтобы узнать более подробную информацию о льготах, достаточно посетить официальный сайт ПФР или прочитать закон о соцзащите. На государственном уровне предусмотрена гибкая система поддержки инвалидов различных категорий, что позволяет поддерживать уровень жизни граждан на должном уровне.
Что ждет ребенка-инвалида после 18 лет? Взрослая жизнь или череда новых проблем
Далеко не для всех наступление совершеннолетия ассоциируется с началом взрослой жизни и открывающимися горизонтами впереди. Для детей-инвалидов и их родителей 18-летие — это рубеж, за которым их ожидает масса новых трудностей. С чем они связаны?
До совершеннолетия все дети с инвалидностью находятся в одинаковом положении. У них нет, как у взрослых, разделения на группы. Есть одна общая категория, которая дает равные права на выплаты, льготы и реабилитацию.
Детская категория автоматически приравнивается к 1 группе инвалидности. Соответственно, до 18 лет ребенку положена пенсия максимального размера, а родителям, в качестве вспомогательного инструмента, назначается пособие ЛОУ. А что потом?
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница? // Администрация Беловского городского округа
Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение. Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).
Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ. Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.
- Предложен следующий вариант разграничения понятий:
- · Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
- · Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.
- Дети с ОВЗ и инвалиды: различие понятий
В законе «Об образовании» представлена только категория детей с ограниченными возможностями здоровья, что, как считают эксперты, ограничивает права инвалидов, не всегда попадающих в категорию ОВЗ. Именно поэтому отдельные специалисты настаивают на внесении изменений в законодательную базу и разделении спорных понятий.
Согласно статистике, около 40 тыс. российских детей-инвалидов не относятся к группе несовершеннолетних с ОВЗ, тогда как последних в системе образования зафиксировано в два раза больше.
Понимать, в чем отличие ОВЗ и инвалидов критично важно для исправления несовершенства образовательной системы, согласно которой дошкольники с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных коррекционных группах в ДОУ, а дети с инвалидностью — преимущественно в рядовых детских садах и группах либо же предпочитают надомное обучение.
При этом санитарными нормами закреплена пониженная наполняемость групп в детских садах, осуществляющих инклюзивное образование. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, в младших группах должно быть не более 10 детей, трое из которых имеют ограниченные возможности здоровья, а средних и старших группах не более 15 детей, где с ограниченными возможностями может быть только четверо.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г.
№ 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ.
Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.
В 2016 году Минтруда и соцзащиты издал приказ №1024н определил семь основных категорий жизнедеятельности, которые служат критерием оценки группы инвалидности.
К ним относят способность к общению, обучению, передвижению, самообслуживанию, ориентированию в пространстве и времени, труду и контролю над своим поведением, каждый из которых имеет три степени выраженности.
Инвалидность устанавливается, если функциональные нарушения организма выражены второй и третьей степенью выраженности в диапазоне 40-100%.
Детская инвалидность
Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:
· полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;
· утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.
То, в какой мере нарушены функции организма, влияет на присвоение малышу той или иной группы инвалидности.
I группа | Потребность в социальной защите и резко выраженное ограничение любого вида жизнедеятельности в силу стойкого нарушения здоровья — ключевой критерий отнесения ребенка к первой группе инвалидности. Несовершеннолетний причисляется к I группе, когда не способен к:
|
II группа | Ограничение одного или нескольких видов жизнедеятельности, социальная недостаточность, зависимость от других из-за расстройства функций организма — факторы отнесения ребенка ко II группе инвалидности. Показаниями является способность с помощью вспомогательных средств или других людей к:
Неспособность к:
|
III группа | Умеренно выраженные ограничения жизнедеятельности и потребность в социальной помощи, спровоцированные травмами, дефектами и заболеваниями. III группа инвалидности устанавливается, если с использованием вспомогательных средств ребенок способен:
|
Медико-социальное заключение об инвалидности оформляют по рекомендации медицинских учреждений федерального, регионального или городского значения.
Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшем его учреждении, а второй передается в местный отдел соцзащиты населения по месту жительства ребенка.
В заключении указывается не только рекомендуемая группа инвалидности, но рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом.
Размер льгот для ребенка инвалида
Когда статус ребенка-инвалида подтвержден, то рекомендуем не затягивать с подачей документов на получение льгот. Вот их примерный перечень:
- Медицинская помощь. Бесплатная реабилитация и оснащение всем необходимым, согласно перечню №2347-р от 30.12.2005. В этом списке такие важные и дорогостоящие нужности, как инвалидная коляска, слуховой аппарат, бесплатное обеспечение лекарствами.
- Льготы на транспорт. Не взимается плата за пользование городским транспортом, также у лица, сопровождающего ребенка. Пятидесятипроцентная скидка на авиабилеты, билеты РЖД. Не взимается плата за билеты при поездке к месту лечения (не чаще раза в год), также у сопровождающего лица.
- Жилье. Первоочередное обеспечение жильем сирот по наступлению совершеннолетия, если человек может себя обслуживать самостоятельно, согласно индивидуальной программе инвалида.
- Образование. Внеконкурсное зачисление в ВУЗы, техникумы и т. д.
- Санаторно-курортное лечение. Лагеря для деток от семи до пятнадцати лет. Санаторий для деток от четырех до четырнадцати лет. Базы отдыха для малообеспеченных семей. Путевки предоставляются безвозмездно или с пятидесятипроцентной скидкой.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий
По российскому законодательству дети-инвалиды имеют право на бесплатное протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, протезов, включая эндопротезы и ортезы, а также ремонт технических средств реабилитации (ТСР), протезно-ортопедические изделия в том числе.
Предоставление техсредства осуществляется в рамках ИПР.
Для того, чтобы получить ТСР, родителям ребенка-инвалида необходимо обратиться в региональное отделение Фонда социального страхования РФ по месту жительства или орган соцзащиты. К заявлению о предоставлении ТСР прилагаются свидетельство о рождении и паспорт законного представителя (другой документ, удостоверяющий личность) и ИПР.
В случае невозможности предоставления ТСР, его ремонта или самостоятельного приобретения ТСР, родители имеют право на компенсацию в размере потраченных средств, но не более стоимости соответствующего ТСР или услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240.
Бесплатно ремонт ТСР можно сделать на основании заключения медико-технической экспертизы, подав заявление в уполномоченный орган.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Группы и категории инвалидности у детей
Несовершеннолетний пациент получает категорию инвалидности при наличии заболеваний:
заболевания органов чувств, приводящее к снижению или отсутствию функции;
физические уродства; нарушение речи;
сниженная или полностью отсутствующая функция передвижения;
серьезные заболевания внутренних органов;
патологии кожных покровов.
Для пациента определяют группу инвалидности.
Первая группа. У ребенка серьезные нарушения формирования и развития внутренних органов. Пациент не может существовать без ежедневной помощи. К первой группе также относятся лежачие и серьезно больные дети-инвалиды.
Вторая группа – ребенок способен выполнить минимальные действия по самообслуживанию без присутствия опекуна при наличии медицинской техники.
Третья группа. Дети имеют ограничения из-за наличия заболевания. Они могут восстановить трудоспособность. Подтверждает наличие заболевания и степень прогрессирования лечащий врач.
Чем отличается инвалидность и ограниченные возможности здоровья
По разным оценкам, примерно 40 тысяч детей-инвалидов не попадают в категорию детей с ОВЗ. Это настоящая дискриминация детей-инвалидов. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ – это совершенно различные группы детей. В среднем по РФ детей-инвалидов в системе общего образования в два раза меньше, чем детей с ОВЗ.
Дети-инвалиды в основном обучаются в обычных классах, а дети с ОВЗ – в коррекционных классах и школах. Кроме того, в России дети с ОВЗ, имеют отличия от детей-инвалидов, на 80% – это дети с умственными нарушениями, задержкой психического развития, умственной отсталостью. У детей-инвалидов, как правило, меньше умственных нарушений.
Наиболее частый вопрос возникает в определении инвалидности или ограниченных возможностей малыша. С одной стороны, несовершеннолетние лица, которым устанавливается инвалидность, в любом случае имеет какие-либо функциональные отклонения, мешающие ему полноценно вести свою жизнедеятельность. Но в то же время, согласно российскому законодательству, далеко не все дети с такими ограниченными возможностями могут получить инвалидность.
В зависимости от степени утраты работоспособности и способности к самообслуживанию, различают три группы инвалидности:
- I группа. Способность к самообслуживанию полностью утрачена. Инвалид зависит от окружающих, постоянно нуждается в их помощи и уходе. Способность к передвижению утрачена, человек не может передвигаться без чужой помощи. Отмечается дезориентация во времени и пространстве. Человек не может общаться с окружающими, не в состоянии контролировать свое поведение.
- II группа. Способность к самообслуживанию утрачена частично: инвалид в состоянии себя обслуживать и передвигаться, но только с использованием специальных приспособлений или с помощью окружающих. Трудоспособность утрачена, либо человек может выполнять определенные виды работы, но нуждается в специальных условиях, особом оснащении рабочего места, посторонней помощи. Способность к обучению утрачена, либо человек может обучаться в специальных учебных заведениях, по особой адаптированной программе, либо только в домашних условиях. Ориентация во времени и пространстве, контроль над своим поведением возможны с помощью посторонних. Для того чтобы общаться с окружающими людьми, нужна посторонняя помощь или специальные устройства.
- III группа. Человек может себя обслуживать, применяя специальные вспомогательные средства. Он может передвигаться, но медленнее, чем здоровые люди, на меньшие расстояния. Способность к обучению сохраняется, но нужен специальный режим, помощь других людей помимо педагогов. Люди с третьей группой инвалидности не могут работать по профессии, вынуждены выполнять менее квалифицированную работу, в меньших объемах. Для адекватной ориентации во времени и пространстве нужны вспомогательные устройства. Скорость общения снижается, человек способен усваивать и передавать меньшие объемы информации.
Инвалиды с детства: понятие и льготы
Любая помощь от Правительства направлена на обеспечение больных детей и их опекунов, родителей всем необходимым.
Действия направлены на создание возможностей, которые бы соответствовали возможностям здоровых слоев населения. Компенсации на детей осуществляются через Пенсионные фонды или специальные МФЦ. Каждая система требует индивидуального самостоятельного оформления с предоставлением определенного пакета документов.
Справка: На региональном уровне может осуществляться дополнительная материальная поддержка. Перерасчет пенсий проводится ежегодно.
На 2023 год сумма пенсии составила 11900 рублей на одного ребенка – инвалида.
- Частью ежемесячных пособий является набор услуг:
- Предусмотрена ежемесячная выплата (ЕДВ) в размере 2678,31 рублей. На размер ежемесячной выплаты влияет неполный или полный отказ от предоставляемых услуг. Если они полностью сохранены, то сумма ЕДВ равна 1478 рублей. Разница в тысячу рублей без предоставления помощи в натуральной форме. Для оформления ЕДВ необходимо подать заявление в аналогичную организацию, что и при оформлении пенсий.
- Оплата проезда до санатория и обратно (проезд по железной дороге).
- Снабжение лекарственными препаратами, медицинской продукцией, лечебным питанием;
- Путевки в здравницу;
Право на социальное обслуживание вступает в силу с момента назначения ежемесячных пособий. Человек имеет право отказаться от получения услуг в «натуральном» виде.
В этом случае ему полагается денежная компенсация – 1048 рублей. В данном случае, в обязательном порядке пишется заявление об отказе от социальных услуг.
- Пенсионные выплаты назначаются ребенку, признанному инвалидом. Пенсия выплачивается до окончания инвалидности или достижения 18-летнего возраста. Сумма пенсий ребенка-инвалида и взрослого человека со статусом отличается. Размер выплат устанавливается Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Семьи, в которых проживает ребенок – инвалид могут рассчитывать на жилищные льготы.
Это значит, что семья получает право оплачивать лишь половину суммы за аренду жилья, коммунальные услуги и связь.
Существует список граждан, которым жилье выдается в первую очередь:
- ВИЧ;
- Людям, больным шизофренией;
- При диагнозе открытый туберкулез;
- ДЦП;
- Заболевания мочеполовой системы повышенной степени.
Справка: Правом на улучшение и расширение жилищных условий обладает не только больной ребенок, но и члены его семьи. Многие задают вопрос о том, сколько стоит проезд для заболевшего ребенка? Проезд по внутригородским и пригородным маршрутам на общественном транспорте бесплатен.
Дети – инвалиды, а также инвалиды 1 и 2 группы имеют 50-процентную скидку при проезде на железнодорожном, воздушном и речном транспорте с октября и до июня. Скидка действует только единожды в год.
Внимание: Данный вид послабления не распространяется на таксомоторные услуги. Ребенок имеет право учиться в общеобразовательных учреждениях.