Нужна ли лицензия на грузоперевозки в России и как его получить?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужна ли лицензия на грузоперевозки в России и как его получить?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Да, сложность еще и в том, что в каждом государстве ЕС такие компетентные органы относятся к разным структурам: в одной стране — к ведомству, отвечающему как раз за транспортное направление, в другом — за финансовое, а в третьем — вообще к Министерству иностранных дел…

Коды ОКВЭД для автомобильных перевозок

Чаще всего малый бизнес выбирает перевозки автотранспортом, поэтому начнём с класса 49. Здесь надо выбрать подкласс 49.4, название которого указывает, что в него включены коды, соответствующие деятельности автомобильного грузового транспорта и услугам по перевозкам.

Но, как мы уже отметили, трёх цифр в коде ОКВЭД для регистрации бизнеса недостаточно, поэтому ищем дальше:

  • 49.41 Деятельность автомобильного грузового транспорта;
  • 49.41.1: Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами;
  • 49.41.2: Перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами;
  • 49.41.3: Аренда грузового автомобильного транспорта с водителем;
  • 49.42: Предоставление услуг по перевозкам.

Кроме того, в перечень кодов ОКВЭД (грузоперевозки) для ИП в 2023 году можно включить дополнительные услуги по обработке и доставке:

  • 52.10 Деятельность по складированию и хранению;
  • 52.21 Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом;
  • 52.24 Транспортная обработка грузов;
  • 52.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками.

Дадим в таблице более подробное описание каждой из этих групп.

Код ОКВЭД

Транспортные услуги

52.10

  • деятельность инфраструктуры для хранения и складирования всех видов грузов, деятельность зернохранилищ, элеваторов, складов для генеральных грузов, складов-рефрижераторов, бункеров
  • хранение товаров в зонах свободной торговли
  • замораживание продуктов

52.21

  • деятельность железнодорожных вокзалов и терминалов, автовокзалов и автостанций, перегрузочных товарных станций
  • деятельность (эксплуатацию) автомобильных дорог, мостов, туннелей, автомобильных стоянок или гаражей, стоянок для велосипедов, стоянок для автофургонов в зимнее время
  • маневровые работы и формирование поездов
  • буксировку и техническую помощь на дороге

52.24

  • погрузка и разгрузка грузов и багажа пассажиров независимо от вида транспорта, используемого для перевозки

52.29

  • отправление грузов
  • подготовка или организация перевозки грузов сухопутным, водным или воздушным транспортом
  • организация отправки партий грузов или поштучных отправлений
  • подготовка транспортной документации и путевых листов
  • предоставление услуг таможенных брокеров
  • транспортная обработка грузов, например, временная упаковка в ящики, выгрузка, отбор проб и взвешивание товаров

Кому нужна лицензия на грузоперевозки

В 12 статье закона о лицензировании отдельных видов деятельности, в отношении автотранспортных перевозок упоминается только пассажирский автобус и транспортировка опасных веществ. Мы не касаемся сферы водного и железнодорожного транспорта. Так же есть производства, связь с которыми предполагает получение разрешения. Например:

  • военно-промышленное (оружие, хим. вещества, секретное оборудование);
  • фармакология (оборот вирусосодержащих, наркотических средств и т. п.);
  • утилизация опасных для жизни и здоровья отходов и пр.

Но к таковым видам перевозок не допускаются юрлица (ООО) и ИП. Поэтому, если ваш тип деятельности не указан в данном нормативе, требовать лицензию на перевозку груза вообще не имеют права. Единственное, кому она нужна — грузоперевозчику, транспортные средства которого пересекают кордоны РФ, т. е., осуществляющие международные рейсы.

Примечание: Нормативы о лицензировании деятельности по предоставлению услуг международных грузоперевозок, на которые ссылались до 2021 года существенно изменены либо утратили силу. Следует опираться на Постановление Правительства РФ №1588 (1/10-20 г.) «О допуске…» к данному виду перевозок. Документ вступил в силу с января 2021, действует до 2027 года.

Поэтому говорить о лицензии, уже не совсем верно, но тем ни менее, мы не разделяем данные понятия, чтобы не запутать читателя. Воспринимайте термины «удостоверение, допуск, разрешение», как ее аналоги.

Какие важные документы нужны для особых случаев грузоперевозок по России

Иногда приходится доставлять необычную продукцию. Тогда необходимо иметь при себе официальные бумаги:

  • удостоверение, по которому компании разрешена транспортировка огромных, опасных и других необычных партий;
  • свидетельство, из него понятно, что водитель прошел специальную подготовку и может заниматься перевозкой, а также отработал и получил водительский стаж более 3 лет без перерыва деятельности;
  • сертификат, который указывает на безопасность продукции и подтверждает свойства тары;
  • знак отличия для необычных товаров;
  • свидетельство о том, что ТС было подготовлено к выполнению задач;
  • маршрут с прописанным сроком разрешения на доставку;
  • Ф. И. О., адреса, телефонные номера всех лиц, которые имеют отношение к процессу отправки конкретной партии;
  • путевой лист, где прописан номер опасности по всем требованиям ООН.

Если партия обладает слишком большие или необычные габариты, сильно отличается от привычных, то придется и на это получить разрешение. Иначе двигаться по дорогам не выйдет. За получение такой справки предстоит заплатить госпошлину.

Памятка для экспортёра

  • Запрет на вывоз товаров из России. Постановлением № 311 Правительство РФ запретило отправлять на экспорт продукцию, представляющую ценность для экономики. Всем участникам ВЭД следует внимательно изучить нормативный акт и приложения к нему.
  • Вывоз в разрешительном порядке. Постановление № 312 определяет отдельные категории товаров, которые в порядке исключения можно вывозить за рубеж, при наличии веских оснований: например, для ремонта или модернизации. Для получения разрешения необходимо обращаться в контролирующее ведомство — Минсельхоз, Минпромторг, Минцифры, Минздрав, Минтранс, Минприроды.
  • Постановление № 313 определяет список недружественных стран, в которые запрещён экспорт отдельных видов сырья и материалов. В частности, под полный запрет попала продукция деревообрабатывающей отрасли.
  • Оформление сертификата СТ-1 — обязательная процедура для участников ВЭД, которые занимаются производством и реализацией продукции российского происхождения. Документ не только позволяет торговать со странами ЕАЭС в полном объёме, но и освобождает от таможенных пошлин.
  • Таможенное законодательство находится в стадии обновления. Прежде чем принимать решения об экспорте продукции, необходимо внимательно изучать нормативные акты и поправки к ним.

Далеко не всегда получение карточки допуска к международным автомобильным перевозкам заканчивается удачно. В некоторых ситуациях заявители получают отказ. Но на то должны быть соответствующие причины. Заявка транспортной компании или индивидуального предпринимателя не будет одобрена, если:

  • предоставленные документы окажутся недостоверными, в них будут содержаться ошибочные или ложные сведения;
  • заявитель не выполнит своих обязательств, предусмотренных действующим законодательством в отношении грузоперевозчиков;
  • транспортная компания или ИП находятся на грани официального банкротства;
  • организация заявителя ликвидируется по тем или иным причинам;
  • контролирующие органы других стран, куда планировала осуществлять грузоперевозки транспортная компания заявителя, обнаружили информацию, которая является причиной для отказа (невыполнение обязательств, задолженности и пр.).

Уполномоченные специалисты государственной транспортной структуры, которые занимаются рассмотрением заявлений и выдачей разрешений на международные грузоперевозки, обязаны в письменной форме сообщить об отказе. При этом обязательным условием является указание причины, по которой было принято соответствующее решение. Заявитель имеет законное право подать документы повторно. Но предварительно следует устранить все выявленные недочёты и исправить те недостатки, которые послужили причиной для отказа в выдаче лицензии. Если при повторной подаче все обнаруженные проблемы были устранены, у контролирующих органов уже не будет оснований для отказа в оформлении международной лицензии на грузоперевозки.

Устанавливаются ст. 333 Налогового Кодекса РФ:

  • За выдачу лицензии на грузоперевозки автомобильным транспортом – 7500 рублей.
  • За переоформление разрешения в связи с изменением места работы предприятия или изменения направления деятельности – 3500 рублей.
  • За переоформление в других случаях – 750 рублей.

Также транспортная инспекция занимается выдачей аттестатов:

  • За выдачу свидетельства, подтверждающего квалификацию работника – 1300 рублей.
  • Внесение изменений в аттестат из-за изменения ФИО – 350 рублей.
  • Выдача дубликата свидетельства из-за его утраты – 1300 рублей.

Какие перевозки автомобильным транспортом подлежат лицензированию. Ответственность за перевозки без лицензии

Согласно п. 24 ст. 12 закона о лицензировании если деятельность связана с перевозками людей автотранспортом, оборудованным под пассажиров в количестве от 8 и более человек, то перевозчик должен иметь соответствующее разрешение (лицензию).

Это правило касается всех случаев — и внутригородских, и междугородних перевозок.

Лицензия не нужна, если:

  • автотранспорт вмещает меньше 8 человек;
  • перевозятся собственные работники («вахта»);
  • осуществляется перевозка по заказу, а не регулярная (п. 24 ч. 1 ст. 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Нормативные акты, регулирующие сферу МАП

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»
  • Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272 «О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок»
  • Постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 г. N 845 “Об утверждении Правил допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1588 и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
  • Постановление Правительства России от 21 декабря 2020 г. №2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации»
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 26 октября 2020 г. № 438 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020 г. N 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 281 «Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена на право получения свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика»
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2020 г. № 278 «Об утверждении Условий осуществления двусторонних и транзитных международных автомобильных перевозок без разрешений»
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 28 июля 2020 г. № 259 «Об утверждении Особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств»
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 28 июля 2020 г. № 258 “Об утверждении Критериев и порядка определения вида выполняемой международной автомобильной перевозки груза”
  • Приказ Минтранса России от 21.08.2020 № 318 «Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о соответствии нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г. Женеве 1 сентября 1970 г.‚ для изотермических транспортных средств, транспортных средств-ледников, транспортных средств-рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году»
Читайте также:  Разрешается ли по социальной карте ездить на экспресс электричке

Непосредственно в Приказе Минтранса №179 содержится информация о том, как выполняется процесс получения лицензии на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом. Процедура считается длительной, так как приходится обращаться сразу в несколько учреждений. Поэтому выполняются для этого следующие этапы:

  • правильно составляется заявление, в котором указывается, для каких целей нужно разрешение, на каком транспорте будет выполняться перевозка грузов, а также приводится описание непосредственного груза;
  • заранее подготовленный пакет документов передается в нужные инстанции;
  • производится проверка документации специалистами;
  • в течение 10 последующих дней выносится решение, причем если оно является отрицательным, то заявитель получает уведомление, в котором в письменном виде приводится причина для такого решения;
  • если выдается разрешение, то с компанией производится согласование маршрута.

Только после реализации данных действий предоставляется допуск на перевозку опасных грузов. При этом заявитель может столкнуться с отказом в получении разрешения. Поэтому первоначально надо выяснить причину такого решения, после чего исправить выявленные нарушения.

Где получить допуск на перевозку опасных грузов? Первоначально необходимо обращаться в Росавтодор, так как именно в этой организации вносятся нужные сведения о ТС в реестр лицензий. Для этого выбирается региональное отделение учреждения. Далее для оформления лицензии на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом придется обращаться в Госавтонадзор. Здесь на основании данных из реестра формируется непосредственное разрешение на основании запланированного маршрута. В процессе данной деятельности запрашиваются разрешения на передвижение от владельцев дорог.

Получение лицензии на перевозку опасных грузов считается сложным процессом, во время которого необходимо учитывать множество нюансов. Поэтому нередко представители разных компаний сталкиваются с отказом в получении этого документа. Обычно это обусловлено следующими причинами:

  • в документах, поданных в государственные учреждения, имеются серьезные ошибки;
  • выявляются несоответствия в документации;
  • отсутствуют необходимые бумаги в пакете документов;
  • не разрешает владелец определенного участка дороги осуществлять транспортировку опасных грузов, что приводит к необходимости построения нового маршрута;
  • учредитель фирмы по разным причинам в прошлом был наказан за нарушение правил перевозки таких грузов.

Не допускается правильно оформленное разрешение передавать другим лицам, представленным частными гражданами или разными компаниями. Такое действие непременно приводит к досрочному отзыву лицензии.

Ответственность за работу без разрешения

Некоторые предприниматели просто принимают решение о перевозке опасных веществ без предварительного получения разрешения на этот процесс. Такая деятельность является серьезным нарушением законодательства, причем наказание может быть представлено в нескольких видах:

  • уплата значительного штрафа;
  • привлечение нарушителей к уголовной ответственности;
  • аннулирование ранее выданных лицензий и разрешений на работу с опасными веществами.

При выявлении нарушения сотрудник ГИБДД производит задержание транспорта, после чего грузовик отправляется на штрафстоянку. Груз конфискуется, причем нередко конфискации подвергается даже имущество ответственных лиц.

Штрафы отличаются для разных лиц:

  • водители уплачивают штраф в размере от 100 руб. до 1,5 тыс. руб.;
  • ответственные лица уплачивают от 5 до 10 тыс. руб.;
  • для юридических лиц штраф равен от 150 до 250 тыс. руб.

Поэтому желательно заранее позаботиться о получении официального разрешения.

Лицензирование автомобильных перевозок

Лицензирование автомобильного транспорта под собой подразумевает перевозки пассажиров, перевозки грузов. Лицензирующим органом является Министерство транспорта РФ. Также хочется отметить, что на каждый вид деятельности предоставляется своя лицензия.

Министерство транспорта РФ принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в срок не превышающий 30 дней с момента получения заявления с соответствующими документам, в котором прилагается опись документов. Лицензия на соответствующий вид выдается на 5 лет, в дальнейшем его можно будет продлить. Если у лицензиата происходят изменения в количестве автотранспортных средств, то он обязан будет уведомить орган в течение 15 дней об изменении. Что касается плановых проверок, то он проходят по-разному, для перевозки пассажиров-не чаще одного раза в год, а для перевозки грузов-не чаще одного раза в два года.

Проверка в рамках решения вопроса о выдачи лицензии:

Сами проверки проводятся на основании приказа руководителя лицензирующего органа. По их результату выносится акт или протокол, составленный в двух экземплярах-вам и для органа.

Читайте также:  Зачем нужен СНИЛС и как его получить?

Если имеются нарушения, то они обязательно прилагаются к протоколу, чтобы подтвердить свои требования к соискателю лицензии. Протокол подписывается обеими сторонами, и регистрируется в журнале органа и представляется руководителю органа.

Лицензирующий орган имеет право приостановить действие в получении лицензии, пока не будут исправлены ошибки, или вовсе отказать в получении лицензии, если были выявлены неоднократные нарушения или грубые нарушения.

После того, как орган вынес решение о приостановлении, то он уведомляет в течении трех дней соискателя лицензии. Также лицензия теряет юридическую силу, если организация ликвидируется, или прекращает свою деятельность в результате реорганизации, кроме преобразования либо прекращения свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Орган может аннулировать лицензию, если в течении трех месяцев организация не оплатит сбор за предоставление лицензии. Также лицензия может быть аннулирована по решению суда, если в контролирующий орган поступали на организацию жалобы, и эти жалобы сопровождались нарушением законных прав граждан.

Для того чтобы понять разницу между перевозкой пассажиров и перевозкой грузов, мы продолжим нашу тему в следующем заголовке.

Лицензирование перевозок грузов

В целом вопрос лицензирования касается следующих видов транспортных перевозок пассажиров и грузов:

  • на внутреннем водном транспорте — на речном транспорте перевозки отличаются по видам флота-осуществляемые самоходом и не самоходом, а также на судах смешанного плавания «Река-Море», также имеются виды прямые и местные. Основным различием является то, что для речной перевозки имеются сроки приема груза к перевозке.
  • по перевозкам морским транспортом, то они квалифицируются на внутренние-между портами одного моря, и на внутренние перевозки между портами разных морей, и перевозки в заграничном сообщении
  • посредством воздушного транспорта — для доставки грузов используют самолет и вертолет. Самолеты подразделяются на пассажирские и грузоперевозки-которого вместительность не должно превышать 100 м.куб., а пассажирский лайнер может доставлять груз не больше 20 тонн. Вертолеты так же подразделяются на несколько видов: многоцелевые или грузо-пассажирские воздушные суда; пассажирские. Не предназначаются для перевозки грузов; транспортные. Могут перевозить товары как внутри кабины пилота, так и на внешней подвеске; вертолеты – краны. Воздушные суда предназначаются для доставки товаров на тросах и выполнения наиболее сложных высотных работ.
  • автомобильного транспорта — выше перечислены все виды транспортных перевозок.
  • железнодорожного транспорта — данный вид лицензии имеет такие же требования, как и вышеуказанные, но отличается тем, что плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 3 года, продолжительностью не более 1 месяца. И один из требований к работникам является то, что сотрудник должен иметь стаж работы в данной сфере не менее 3 лет за последние 10 лет трудовой деятельности.

На морском транспорте — требование к лицензии особо щепетильные:

  1. Соблюдение законодательства РФ и Правилам морской перевозки для опасных грузов;
  2. Соблюдение правил пожарной безопасности;
  3. Наличие у соискателя производственных объектов
  4. Причалов, непосредственно связанных с нефтебазой и оборудованного нефтепроводом, соответствующего правилам технической эксплуатации;
  5. Наличия на судах необходимых судовых документов;
  6. Наличия у соискателя плана ликвидации аварийных ситуаций при работе с опасными грузами и предупреждения разливов нефтепродуктов;
  7. Наличие у соискателя должностных лиц, отвечающих за разгрузочную деятельность, за контроль безопасности мореплавания, докеров, соответствующей квалификации.

Документация при выдаче лицензии

  1. Заявление по поводу лицензирования услуг.
  2. Дубликаты документации учредителей юрлица, свидетельство о госрегистрации, в том числе, ИП.
  3. Заверенная выписка из ТР (торгового реестра) государства, где создана компания, желающая получить лицензию.
  4. Квитанция об уплате налога на процедуру (госпошлины).
  5. Дубликаты документов, доказывающих назначение лица, руководящего процессом организации перевозок и осуществление оных. ИП такие документы предъявлять нет нужды.
  6. Дубликаты документации, в которой отражен уровень профессиональных ЗУН (знаний, умений, навыков) лиц, занимающихся организацией и выполнением перевозок в соответствии с законодательством.
  7. Перечень единиц транспорта, предназначенных для перевозок, соответствующих требованиям, изложенным в положениях законодательной власти, условиям международных договоров в сфере транспортных перевозок.

Документацию в госорган предоставляет собственник бизнеса либо доверенное лицо.

Лицензирование деятельности в области автомобильного транспорта

Согласно Главе 12 Закона о лицензировании РБ деятельность в области автомобильного транспорта подлежит лицензированию, которое осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, обязаны получить лицензию для осуществления следующих услуг:

  • городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров;
  • междугородные автомобильные перевозки пассажиров;
  • международные автомобильные перевозки пассажиров;
  • международные автомобильные перевозки грузов.

Не подлежат лицензированию:

  • внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд;
  • внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров и багажа в нерегулярном сообщении;
  • международных автомобильных перевозок грузов с использованием автомобиля, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 тонны;
  • международных автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд с использованием легкового автомобиля;
  • движения порожнего транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования от его изготовителя (продавца) к покупателю.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *