Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзорная жалоба в Верховный суд по уголовному делу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По общему правилу ухудшение положения осужденного или оправданного лица в результате пересмотра приговора по жалобе такого лица не допускается. В соответствии со ст.ст. 389.24, 401.6, 412.9 УПК РФ приговор или постановление суда первой инстанции в худшую сторону может изменено только по жалобе потерпевшего либо по представлению прокурора.
Срок подачи надзорной жалобы
Срок подачи надзорной жалобы в рамках уголовного судопроизводства законом не регламентирован, если в прошении идет речь об улучшении положения осужденного. В таком случае допускается подача надзорной жалобы в том числе:
- во время нахождения осужденного лица в местах лишения свободы;
- после освобождения из МЛС и отбывания наказания;
- после погашения судимости.
Таким образом, начать обжалование вступившего в законную силу судебного решения можно в любой момент.
В п. 3 ст. 412.4 УПК РФ в качестве основания к отказу в принятии надзорной жалобы установлен пропуск срока обжалования в порядке надзора. Однако норма, предусматривавшая годичный срок для обжалования судебных постановлений в надзорной инстанции в течение 1 года со вступления приговора или иного акта суда в законную силу, существовала только
- с 01.01.2013 г. до 11.01.2015 г. – для всех надзорных жалоб в уголовном процессе;
- до 01.01.2013 г. – для жалоб, предусматривавших поворот к худшему для осужденного в случае фундаментального нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшего на законность приговора.
Ухудшение положения лица при пересмотре дела в порядке надзора
По общему правилу ухудшение положения осужденного или оправданного лица в результате пересмотра приговора по жалобе такого лица не допускается. В соответствии со ст.ст. 389.24, 401.6, 412.9 УПК РФ приговор или постановление суда первой инстанции в худшую сторону может изменено только по жалобе потерпевшего либо по представлению прокурора.
Данные положения суды распространяют и на рассмотрение дел в надзорной инстанции. Ухудшение положения осужденного допустимо только на основании жалобы другого участника процесса. Надзорная инстанция вправе выносить постановления только в пределах надзорной жалобы. Соответственно, по жалобе осужденного, требующего, например, более мягкого наказания, назначать более суровое нельзя (постановление президиума Верховного суда РФ от 28.05.2014 № 69-П14).
В какой срок подается заявление
Срок подачи надзорной жалобы по уголовному делу не установлен. Таким образом, после вступления решения в силу ее можно направить в суд в любое время.
Ранее существовала норма, определявшая срок подачи надзорной жалобы продолжительностью 1 год. Однако это ограничение действовало лишь до начала 2013 года и для тех прошений, которые подавались в целях ухудшения положения обвиняемого. В период с 1 января 2013 года по 11 января 2015 года ограничение распространялось на все жалобы.
Сейчас срок подачи заявления не регламентирован. Направить обращение можно:
- в период отбывания наказания;
- после освобождения;
- после погашения судимости.
Стоит заметить, что повторное направление обращений по тем же самым обстоятельствам не допускается.
Срок подачи и рассмотрения жалобы
До 2015 года подавать заявление на обжалование постановлений в порядке надзора требовалось до истечения 1 года. Сегодня законодательство РФ не устанавливает конкретных сроков для подачи документа.
Однако если жалоба была направлена в верховный суд РФ, который выявил основания для пересмотра постановления, необходимо истребование уголовного дела. Подобные документы хранятся в течение определенного срока.
Так, период хранения уголовного дела по тяжким преступлениям составляет 15 лет. После того как этот срок подойдет к концу, материалы дела подвергаются уничтожению. Президиум лишается возможности оценить то, насколько вынесенные в прошлом постановления соответствуют законодательству.
Что касается сроков рассмотрения жалобы, то изучение обращения состоит из двух частей.
Президиум может аннулировать дело, внести в приговор изменения или оставить обращение без удовлетворения/рассмотрения.
Можно отменить постановление суда первой и других инстанций – до решения Президиума. После аннулирования дела возможны такие варианты дальнейших действий:
- прекращение производства по конкретному делу;
- возвращение дела на повторное рассмотрение в Суд первой инстанции (к примеру, в областной суд);
- возвращение дела в генпрокуратуру.
Также Президиум может отменить результаты апелляционного/кассационного рассмотрения дела и направить его в тот же суд.
В случае изменения приговора вносимые корректировки должны улучшать положение заявителя. Ухудшение разрешено в 2 ситуациях:
- лицо нарушило условия досудебного соглашения о взаимодействии;
- уполномоченные лица допустили искажение законодательства, что оказало существенное влияние на результаты рассмотрения дела.
В какой срок подается заявление
Срок подачи надзорной жалобы по уголовному делу не установлен. Таким образом, после вступления решения в силу ее можно направить в суд в любое время.
Ранее существовала норма, определявшая срок подачи надзорной жалобы продолжительностью 1 год. Однако это ограничение действовало лишь до начала 2013 года и для тех прошений, которые подавались в целях ухудшения положения обвиняемого. В период с 1 января 2013 года по 11 января 2015 года ограничение распространялось на все жалобы.
Сейчас срок подачи заявления не регламентирован. Направить обращение можно:
- в период отбывания наказания;
- после освобождения;
- после погашения судимости.
Стоит заметить, что повторное направление обращений по тем же самым обстоятельствам не допускается.
Возможности Верховного суда при рассмотрении жалоб в порядке надзора
Законодательством определен спектр действий, предусматривающих наличие возможностей судебных органов относительно принятия решений в отношении представленных требований и документационного обеспечения:
- не удовлетворять поставленные условия заявителем, оставить их в прежнем виде;
- подвергнуть отмене предыдущие решения, постановления, приговоры, после чего производственные действия подходят к завершению;
- подвергнуть отмене предыдущие решения, постановления, приговоры, затем, направить сформированную базу материалов на анализ в судебный орган первой инстанции;
- произвести отмену предыдущего решения, полученного в порядке апелляционного характера, в будущем направить базу собранных сведений в суд той же самой инстанции;
- произвести отмену предыдущего решения, полученного в порядке кассационного характера, в будущем направить базу собранных сведений в суд той же самой инстанции;
- подвергнуть отмене предыдущие решения, постановления, приговоры, затем передать пакет документов на рассмотрение в прокуратуру;
- внести изменения в уже имеющиеся постановления, приговоры, решения;
- не рассматривать поданную заявителем жалобу, но при определенных основаниях (если документ оформлен не в соответствии с требованиями, установленными законодательством; он представлен от лица, не имеющего права заниматься подачей от своего имени; срок, отведенный для обжалования, упущен; поступило заявление об отзыве жалобы; документ направлен вразрез с требованиями закона).
Надзорное производство основывается на проверке судом материалов дела. Процедура состоит из следующих этапов.
- Направление надзорной жалобы вместе с приложениями в Верховный суд.
- Принятие документов, их учет, направление в нужное подразделение суда, регистрация входящей жалобы и иных справок.
- Рассмотрение документов на выявление того, нужно ли их возвращать без дальнейшего изучения дела.
- Направление документов на их предварительное изучение конкретным судьей. Он самостоятельно выясняет, есть ли основания для пересмотра дела. Если ответ положительный, он организовывает запрос материалов, которые подготовили суды нижестоящих инстанций, и выносит постановление о направлении документов в Президиум. Если ответ отрицательный, заявитель получает отказ в передаче документов.
- Направление в Президиум жалобы и истребованного дела.
- Проведение судебного заседания, пересмотр дела в присутствии прокурора и составителя жалобы.
- Вынесение постановления.
Существует несколько оснований для возврата жалобы заявителю без дальнейшего изучения документа:
- в тексте жалобы отсутствует важная информация;
- заявитель не приложил требуемые документы;
- установленный законом период обжалования подошел к концу;
- документы направило лицо, которое не имеет на это права;
- был зафиксирован отзыв документов;
- заявитель выступил с требованием обжаловать судебное постановление, не указанное в ч.3 ст. 412.1 УПК РФ.
Жалоба в верховный суд
Главная ⁄ Физическим лицам ⁄ АДВОКАТ — ЖАЛОБА В ВЕРХОВНЫЙ СУД
Самым высшим органом в стране разбирающим вопросы, касающиеся пересмотра судебных решений, является Верховный суд. Его члены рассматривают гражданские и административные, уголовные дела и ведут надзор за соблюдением законов в работе других судов.
Обычно жалоба в Верховный суд подается только после рассмотрения вопроса другими нижестоящими организациями, только если она ранее была рассмотрена в кассационной, апелляционной и надзорной службах. Подавая ее нужно правильно оформить, составить грамотное пояснение и собрать пакет документов.
Как это делается известно немногим специалистам даже среди юристов.
Правильно составленная жалоба в Верховный суд РФ должна быть полностью обоснована, в ней нужно указать в чем и каким образом были допущены нарушения прав человека иначе ее вернут, даже не приступив к рассмотрению.
Чтобы ее подать необходимо ссылаться на ранее полученные судебные акты в нижестоящих судах. Есть определенный порядок ее представления, который необходимо обязательно соблюдать. Только опытный адвокат знает, что и как нужно делать.
Перед тем как подать жалобу в верховный суд нужно собрать пакет бумаг, предоставить точные проверенные факты, которые раньше небыли предъявлены.
Надзорная жалоба. Производство по уголовным делам в надзорной инстанции
Надзорная инстанция — это суд, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов. Рассмотрение уголовных дел в порядке надзора осуществляется в составе не менее трех судей федерального суда надзорной инстанции.
Подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их адвокаты или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в порядке, установленном УПК РФ. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в части, касающейся гражданского иска. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением. Ходатайства остальных участников именуются надзорными жалобами.
Надзорная жалоба или представление, подаваемое прокурором составленные в соответствии с требованиями статьи 375 УПК РФ, направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, имеющий право в соответствии со статьей 403 УПК РФ пересматривать обжалуемое судебное решение.
К надзорной жалобе или представлению прилагаются заверенные надлежащим образом (под заверением надлежащим образом подразумевается заверение документов судом):
— копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;
— копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;
— в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении.
Не допускается пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела.
Теоретически (в соответствии с УПК РФ) надзорные жалоба или представление рассматриваются судом надзорной инстанции в течение 30 суток со дня их поступления. На практике, срок рассмотрения определяется загруженностью суда надзорной инстанции.
В необходимых случаях судья, рассматривающий надзорную жалобу или представление, вправе истребовать в пределах компетенции, установленной статьей 403 УПК РФ, любое уголовное дело для разрешения надзорных жалобы или представления. Изучив надзорные жалобу или представление, судья выносит одно из следующих постановлений:
— об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления;
— о возбуждении надзорного производства и передаче надзорной жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.
Председатель верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Председатель Верховного Суда Российской Федерации либо его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления. В этом случае он отменяет такое решение и выносит постановление, предусмотренное пунктом 2 части третьей статьи 406 УПК РФ.
Надзорное производство в нашей правовой системе двух ступенчатое: надзор на уровне субъекта федерации и надзор, осуществляемый Верховным судом РФ. Возбуждение надзорного производства может иметь место на любой из этих ступеней, например: в возбуждении надзорного производства было отказано судьей суда субъекта федерации и председателем данного суда, но в последующем вынесено постановление о возбуждении надзорного производства судьей Верховного суда РФ, в таком случае, надзорное дело направляется для рассмотрения по существу в Президиум суда субъекта федерации.
Отказ Президиума суда субъекта федерации в удовлетворении надзорной жалобы или представления не является окончанием надзорного производства, после этого имеется возможность добиваться рассмотрения надзорной жалобы в Президиуме Верховного суда РФ.
При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по уголовному делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных. Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении.
Возвращая уголовное дело на новое рассмотрение, суд надзорной инстанции должен указать, в суд какой инстанции возвращается данное уголовное дело. В случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько лиц, суд не вправе отменить приговор, определение или постановление в отношении тех оправданных или осужденных, в отношении которых надзорные жалоба или представление не принесены, если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение. Указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей инстанции.
Определение или постановление суда первой инстанции, определение суда кассационной инстанции, определение или постановление суда надзорной инстанции подлежат отмене или изменению, если суд надзорной инстанции признает, что:
— определение или постановление суда первой инстанции незаконно или необоснованно;
— определение или постановление вышестоящего суда необоснованно оставляет без изменения, отменяет или изменяет предшествующие приговор, определение или постановление по уголовному делу;
— определение или постановление вынесено с нарушением требований УПК РФ, которое повлияло или могло повлиять на правильность вынесенного судом определения или постановления.
Всё об уголовных делах
Тайна комнаты
— нарушение тайны совещательной комнаты прямо упомянуто Верховным судом в числе нарушений «искажающих суть правосудия» (п. Пленума № 2). То есть, это «сильное» нарушение.
Безусловность
— в кассации, в отличие от апелляции не указаны так строго «явные» и «безусловные» причины для отмены. В апелляционной норме ч.2 389.17 указан перечень явных оснований отмены, в кассационной норме (ч.2 и ч.3 401.15 УПК) есть 2 чисто «технических» основания, но такого прямого перечня как для апелляции нет;
— те нарушения, что в апелляции работают, в кассации могут не срабатывать: потому что:
а) для апелляции: достаточно процессуальных нарушений «повлиявших или которые могли повлиять на исход дела», то есть подлежит оценке даже предположительное влияние на исход дела (ч.1 389.17);
б) для кассации: нужны только «повлиявшие на исход дела (ч.1 401.15);
Первостепенные аргументы
— это те нарушения, которые Вы оцениваете как самые «сильные», самые очевидные и наиболее близкие к «существенным»;
— их роль: проломить «барьер» первичного изучения, убедить судью передать дело на рассмотрение.
Начало жалобы
— в кассационной жалобе, в первой «линии» должен идти самый сильный аргумент;
— задача: заинтересовать судью, производящего первичное «изучение» жалобы. Если мы начинаем изложение с второстепенных «слабых» аргументов, то тратим ресурс внимания судьи;
— если, к примеру в судах низших инстанций в прениях, вполне уместно строить тактику «разогрев, затем приводим самые сильные аргументы», то в кассационной жалобе этого я бы делать не стал (личное мнение, но я в нем полностью убежден, кассация вообще не терпит излишеств и «красивостей»).
Статья 412.12. УПК РФ. Пределы прав Президиума Верховного Суда Российской Федерации
- При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора.
- Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации являются обязательными для суда, вновь рассматривающего уголовное дело.
- Президиум Верховного Суда Российской Федерации в случае отмены судебного решения не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Лица, пользующиеся правом принесения жалобы и представления в порядке надзора
Право обжалования вступившего в законную силу судебного решения в суд надзорной инстанции принадлежит перечисленным в законе участникам судебного разбирательства, должностным лицам в пределах их полномочий, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы (ч.1 и 2 ст. 401.2, ч. 1 ст. 412.1, ст. 123 УПК).
Вступившие в законную силу судебные решения могут быть пересмотрены в порядке надзора по жалобам осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей и представителей. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска. Обращения указанных лиц именуются над зорными жалобами.
При определении круга должностных лиц, правомочных приносить надзорные представления, законодатель отсылает к ч. 2 ст. 401.2 УПК. В этой норме, регулирующей кассационное производство, на званы Генеральный прокурор РФ и его заместители, а также прокурор субъекта РФ, приравненный к нему военный прокурор и их заместители. Но прокурор субъекта РФ и его заместители уполномочены на принесение представления только в президиум суда субъекта РФ (ч. 2 ст. 401.2 УПК), тогда как надзорной инстанцией может быть только Президиум Верховного Суда РФ, что обеспечивает экстраординарный характер надзорного производства. Генеральный прокурор РФ и его заместители могут приносить кассационные представления в любой суд и в силу ч. 1 ст. 412.1 УПК — надзорные представления в Президиум Верховного Суда РФ. Следовательно, экстраординарность надзорного производства обеспечивается еще и тем, что только Генеральный прокурор РФ и его заместители могут инициировать надзорную проверку. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ч. 3 ст. 412.3 УПК).
Следует обратить внимание, что среди субъектов обжалования приговора или иного судебного решения не назван государственный обвинитель. Это можно объяснить также экстраординарным характером надзорного производства. Государственный обвинитель обязан своевременно реагировать на все нарушения и ошибки, допускаемые при производстве по уголовному делу. Для их исправления он обязан в первую очередь использовать такую ординарную форму проверки, как апелляционное производство. Кассационное производство тоже можно скорее отнести к ординарной форме проверки, однако уже в кассационном порядке представление вправе приносить не государственный обвинитель, а прокурор субъекта РФ и его заместители или Генеральный прокурор РФ и его заместители. В надзорном порядке, как уже указано, такое право есть только у Генерального прокурора РФ и его заместителей. Вместе с тем действующий УПК устанавливает, что жалоба и представление имеют равное процессуальное значение.
Правом принесения надзорной жалобы наделены и иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что само по себе отсутствие в законе указания на право того или иного участника уголовного судопроизводства либо иного лица, интересы которого затрагиваются судебным решением, обжаловать принятые в отношении его и вступившие в законную силу судебные решения не может расцениваться как основание для лишения права на такое обжалование. УПК гарантирует каждому участнику уголовного судопроизводства право обжаловать действия (бездействие) должностного лица, осуществляющего уголовное судопроизводство, в той части, в которой они затрагивают его интересы, и не предусматривает каких-либо изъятий из числа судебных решений, подлежащих обжалованию в порядке надзора.
Ограничение права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, на том лишь основании, что эти граждане не были признаны в установленном порядке участниками производства по уголовному делу, недопустимо, поскольку обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве обусловливается не формальным признанием лица тем или иным участником производства по уголовному делу, а наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего его права.
К иным лицам, наделенным правом принесения надзорной жалобы в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы, могут быть отнесены, например, лицо, на имущество которого ошибочно наложен арест в целях исполнения приговора (в части гражданского иска или конфискации имущества), лицо, уголовное дело в отношении которого прекращено, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера.
Суды надзорной инстанции признают право обжалования судебного акта в порядке надзора: а) за заявителем (в случае отказа в принятии дела частного обвинения к производству мирового судьи); б) экстрадируемым, т. е. лицом, выдаваемым другому государству для осуществления в отношении его уголовного преследования; в) лицом, выдаваемым для отбывания наказания государству, гражданином которого оно является; г) лицом, осужденным судом другого государства, переданным в Российскую Федерацию для отбывания наказания в виде лишения свободы, в отношении которого судами приняты решения о признании приговора другого государства и о приведении его в соответствие с уголовным законом РФ; д) лицами, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовному делу (члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи, следователи, адвокаты и другие лица, указанные в ст. 447 УПК).
Пределы прав суда надзорной инстанции
Предмет проверки суда надзорной инстанции. Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению исключительно законность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда (ч. 1 ст. 412.1 УПК), т. е. проверка судебных решений в надзорном порядке осуществляется только по вопросам права.
При этом подвергается проверке вся предшествующая постановлению приговора или иного судебного решения процессуальная деятельность только с точки зрения соблюдения процессуальной формы и применения материального закона, но не разрешения дела по существу. Суд надзорной инстанции ограничивается проверкой правильности применения норм материального и процессуального права.
В отличие от суда апелляционной инстанции, он не проверяет, на сколько собранные доказательства (с точки зрения их допустимости, достаточности и объективности), установленные обстоятельства (с точки зрения их доказанности и полноты выяснения) и выводы (с точки зрения их соответствия обстоятельствам дела) позволяют применять ту или иную норму материального права, т. е. проверяет только законность, но не обоснованность судебного акта.
П. А. Лупинская отмечала, что «законность выносимых в процессе решений определяется в целом следующим: решение должно быть вынесено компетентным лицом или органом своевременно; вынесению решения должны предшествовать проведенные в соответствии с законом процессуальные действия, с помощью которых установлены обстоятельства, определяющие принятие решения; при квалификации деяния, назначении наказания, разрешении гражданского иска должен быть правильно применен соответствующий закон; решение должно быть облечено в установленную законом процессуальную форму, содержать необходимые реквизиты этого правового акта».
Действие ревизионного начала в надзорном производстве. Разделение процессуальных функций, наделение сторон равными процессуальными правами, свобода обжалования в суд незаконных действий и решений — всем этим обусловлено правило, сформулированное в ч. 1 ст. 412.12 УПК, о том, что при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда РФ проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. Иными словами, законность судебного решения проверяется лишь в той части, в которой оно обжаловано, и в отношении тех осужденных, оправданных, которых касается жалоба или представление. Таким образом, пределы рассмотрения дела в надзорном порядке в значительной мере определяются самими сторонами при принесении жалоб и представлений, что обусловлено действием принципа состязательности.
Однако в надзорном производстве, как и в кассационном, допускается ревизионный порядок пересмотра: в интересах законности суд вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора (ст. 412.12 УПК). Представление суду надзорной инстанции такого права обусловлено публичным началом в деятельности суда. В УПК речь идет не об обязанности, а о праве суда. Суд не связан доводами жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.
Например, если нарушение, указанное в жалобе (нарушение права на защиту), повлекло и иные, не указанные в жалобе нарушения (не правильные выводы суда о доказанности вины подсудимого или не правильную квалификацию его деяния), надзорная инстанция должна выявить и указать в своем решении все нарушения и принять меры к исправлению их всех. В связи с нарушениями, выявленными по жалобе, представлению, суд вправе проверить, не затрагивают ли эти нарушения закона тех осужденных по делу, которые не приносили жалобы и которых не касается представление. При этом если суд обнаруживает одно из оснований для отмены судебных решений, он от меняет приговор в отношении всех осужденных по делу.
Ревизионное начало в надзорном производстве имеет своей целью выявить те нарушения закона, которые существенны для принятия решения по жалобе или представлению, но в них не указаны. При этом суд может принять только то решение, которое направлено в пользу осужденного.
Право суда надзорной инстанции проверить все производство по уголовному делу и в отношении всех осужденных обязывает суд уст ранить все выявленные в судебном заседании нарушения материального и процессуального закона, если их устранение влечет улучшение положения осужденного (осужденных). Иное противоречило бы положениям ст. 6 УПК. Поэтому, изменяя или отменяя приговор в надзорном порядке как в отношении лица, принесшего жалобу, так и в отношении иных осужденных по делу, суд не может ухудшить их положение (например, он не может применить закон о более тяжком преступлении, отменить условное осуждение, изменить вид колонии для отбывания наказания и т. д.), однако может принять решение, направленное в пользу осужденного (изменить квалификацию преступления, изменить меру наказания в сторону его смягчения и др.).
Действие запрета поворота к худшему в надзорном производстве. Законодатель устанавливает идентичные правила о повороте к худшему для кассационного (ст. 401.6 УПК) и надзорного (ч. 2 ст. 412.9 УПК) производства, поэтому действие запрета поворота к худшему в над зорном производстве можно уяснить только путем сопоставлений указанных выше статей. Из ч. 2 ст. 412.9 УПК следует общее правило, что поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается.
Правило о недопустимости поворота к худшему служит важной гарантией свободы обжалования, но применительно к надзорному производству оно имеет свои ограничения и существенно отличается от действия подобного запрета в апелляционном производстве. Согласно ст. 389.24 УПК в апелляционном производстве оно ограждает осужденного и оправданного от опасности по своей жалобе или жалобе своего защитника оказаться в худшем положении по сравнению с вынесенным приговором. Изменение обвинительного приговора с ухудшением положения осужденного или отмена оправдательного приговора и направление дела на новое рассмотрение в первую инстанцию в апелляционном порядке возможны только при наличии соответствующих представления прокурора или жалоб потерпевшего, частного обвинители или их представителей.
Применительно к кассационному и надзорному производству поворот решения к худшему не зависит от того, кто приносит надзорные жалобу, представление. Ограничения поворота к худшему здесь связаны со сроком пересмотра. Пересмотр приговора, постановления, определения суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного или лица, в отношении которого дело было прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу. Следует обратить внимание на термин «пересмотр». Он обозначает, что исчисление годичного срока должно производиться не на момент подачи жалобы, а на момент рассмотрения и разрешения дела в надзорной инстанции. День вынесения решения надзорной инстанции (собственно сам пересмотр) должен иметь место в пределах года, не превышать года со дня вступления в законную силу проверяемого решения.
Сколько рассматривается надзорная жалоба по уголовному делу согласно УПК РФ
Срок рассмотрения надзорных представлений и жалоб в Верховном суде складывается из 2 частей:
- С момента регистрации поступивших документов до вынесения судьей решения о передаче материалов в Президиум. Как указано в ст. 412.6 УПК, в этой части дело рассматривается:
- до 1 месяца, если уголовное дело не было запрошено из места хранения;
- до 2 месяцев, если оно истребовано в ВС. При этом время пересылки дела в указанный срок не включается.
- Со дня вынесения постановления о передаче дела в Президиум до дня судебного заседания. Согласно ст. 412.10 УПК, для этого отведено 2 месяца.