Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минтранс – о лицензировании деятельности в области автотранспорта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.
По вопросам приема заявлений для получения лицензий и их готовности обращаться:
г. Брест | ул.л-та Рябцева, 45 | 8 (0162) 29-72-82 |
пн-пт 8.30-17.00 обед 13.00-13.30 |
г. Витебск | ул.Правды, 44 А | 8 (0212) 68-12-08 |
пн-пт 8.00-17.00 обед 13.00-14.00 |
г. Гомель | ул.Интернациоальная, 10 А | 8 (0232) 21-30-03 |
пн-пт 8.00-17.00 обед 13.00-14.00 |
г. Могилев | ул. Гомельское шоссе,1 | 8(0222)-42-88-34 |
пн-пт 8.00-17.00 обед 13.00-14.00 |
г. Гродно | ул. Суворова,256 | 8 (0152) 60-89-54 |
пн-пт 8.30-17.00 обед 13.00-13.30 |
г. Минск | пр-т Партизанский, 6 | 8 (017) 374-84-18 |
пн-пт 8.30-17.00 обед 13.00-13.30 |
Ужесточить вход на рынок
Через пару месяцев на общественное обсуждение (в июле 2021 г.) был вынесен проект указа «О вопросах автомобильных перевозок пассажиров».
Документ предусматривал дополнительные условия для защиты как пассажиров, так и водителей, отмечали в Минтрансе. Существенно изменялись правила работы такси.
Планировалось создать новый механизм допуска на рынок путем введения регистрационных карт транспортного средства (ТС), карт допуска водителя авто, диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и диспетчера такси (в электронном виде). Оформление и регистрация карт – платные. Заниматься нерегулярными перевозками без этих документов запрещалось.
К недобросовестным перевозчикам, нарушающим законодательство, планировалось применять ограничительные меры: приостановка действия карты допуска водителя на срок до одного месяца, а регистрационной карты ТС и карты допуска диспетчера – на срок до трех месяцев. При повторных нарушениях действие указанных карт вообще прекращалось.
Получить их повторно можно только через шесть месяцев.
Особая роль отводилась Транспортной инспекции Минтранса и ее филиалам. На учреждение возлагались выдача и внесение изменений в вышеназванные документы, а также право приостановить их действие за те или иные нарушения.
Также планировали ввести норму, согласно которой аренда транспортного средства с экипажем разрешается только юридическим лицам и ИП. Физические лица такого права не получали.
Предусматривалось обязательное заключение автомобильными перевозчиками – юридическими лицами или ИП (кроме ИП, осуществляющих деятельность самостоятельно без привлечения иных лиц) трудовых договоров с водителями.
И хотя Минтранс утверждал, что для добросовестных перевозчиков фактически ничего не изменится, предлагаемые нововведения не всем понравились. Так, недовольство многих участников рынка вызвал планировавшийся запрет принимать на работу в нерегулярных перевозках, включая такси, водителей по договорам подряда. То есть тех, кто таксует не на постоянной основе, а подрабатывает извозом после работы или по выходным.
Звучали опасения, что такси станет меньше, с рынка уйдут Uber и «Яндекс», следовательно, вырастут цены и ухудшится обслуживание пассажиров, часть людей останется без работы.
Однако подписание проекта указа затянулось, и регулятор в лице Минтранса попытался включить его нормы в проект закона, заменив заявительный принцип вхождения на рынок на разрешительный.
Лицензирование деятельности в области автомобильного транспорта
Согласно Главе 12 Закона о лицензировании РБ деятельность в области автомобильного транспорта подлежит лицензированию, которое осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, обязаны получить лицензию для осуществления следующих услуг:
- городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров;
- междугородные автомобильные перевозки пассажиров;
- международные автомобильные перевозки пассажиров;
- международные автомобильные перевозки грузов.
Не подлежат лицензированию:
- внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд;
- внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров и багажа в нерегулярном сообщении;
- международных автомобильных перевозок грузов с использованием автомобиля, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 тонны;
- международных автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд с использованием легкового автомобиля;
- движения порожнего транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования от его изготовителя (продавца) к покупателю.
Договор подряда: быть или не быть?
– Несомненно, по сравнению с тем, что прописано в действующем законодательстве, проект данного указа можно назвать тонким лучиком надежды на наведение порядка в сфере работы такси, но до прожектора перемен ему еще далеко.
Во-первых, согласно обоснованиям к проекту указа, законотворцы хотели исключить договоры подряда, или, как их еще называют, гражданско-правовые договоры, которые заключают с водителями. Цитирую: «привлечение водителей на основании гражданско-правовых договоров является недопустимым».
Поэтому в проекте указа прописали, что «юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся автомобильными перевозчиками, привлекают физических лиц в качестве водителей транспортных средств на основании трудовых договоров». Однако прямого запрета на заключение гражданско-правового договора нет! То, что можно заключить трудовой договор, так это и так все знают. Следовательно, документ может не достичь желаемого результата. Почему? Ответ прост: нет конкретики, а значит и «лазейки» появятся.
На мой взгляд, если бы подпункт 1 пункта 1 проекта указа звучал, например, вот так: «автомобильным перевозчикам для выполнения автомобильных перевозок пассажиров запрещается привлекать физических лиц в качестве водителей на основании гражданско-правовых договоров», то документ имел бы конкретный смысл.
Поясняю: как только в документе будет установлен запрет, то его нарушение как для перевозчика, так и для физического лица будет чревато применением фискальных санкций, предусмотренных статьей 170 Гражданского кодекса. Вряд ли кто-то захочет в одночасье лишиться всего полученного по запрещенной сделке.
О «лучике надежды», если договор подряда с водителями четко запретят. Самое главное – перевозчик будет нести ответственность, допустим, при ДТП, когда его водитель будет признан виновным. При гражданско-правовых договорах, как это зачастую работает сейчас, водитель не является сотрудником перевозчика, а значит в случае чего пассажиру придется обивать судебные инстанции и взыскивать ущерб с водителя как с физического лица, а не сотрудника службы такси.
Кроме того, пассажирская перевозка будет страховаться, а это значит, что пассажир, пострадавший при ДТП, сможет через страховую компанию перевозчика получить страховое возмещение. При этом водитель будет выполнять все требования, которые предъявляются к таксистам, например, проходить медосвидетельствование перед выездом на линию.
Нацоператор: пока лишь в мечтах?
Не затронули наши законодатели в проекте указа и такой инструмент, как «национальный оператор такси». Как следует из статьи 27 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», организация автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами либо оператором такси в случае его определения местными исполнительными и распорядительными органами. Порядок оплаты услуг оператора такси устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. О чем это говорит?
Местных исполнительных и распорядительных органов очень много. Многие уже назначили операторов. А это значит, что у семи нянек дитя без глазу. Да и Совмин порядок оплаты услуг не установил. Но меня смущает другое: если все такси в Беларуси частное, у нас что, бюджет резиновый, чтобы оплачивать работу местных органов или услуги оператора такси?
Возможность получения лицензии на перевозки для собственных нужд организации
Самое важное изменение, которое содержится во многих пунктах нового нормативного документа, — это возможность получения лицензии не только для коммерческих перевозок, но и на перевозки для собственных нужд организации:
1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее — Регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее — государственная услуга).
1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — Регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ее территориальных органов) при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — государственная услуга).
2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга в соответствии с настоящим Регламентом, являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или планирующие осуществлять регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, а также физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, запрашивающие сведения о конкретной лицензии (далее — соискатель лицензии, лицензиат, заявитель).
2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга (за исключением предоставления сведений о конкретной лицензии) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять или осуществляющие деятельность по перевозкам пассажиров автобусами на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (далее — коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя для их собственных нужд, или их уполномоченные представители.
То есть, старый регламент прямо говорил о том, что он не может использоваться при оформлении лицензии на перевозки для собственных нужд организации. Именно поэтому у многих организаций и возникали проблемы с получением лицензий в течение последних 2,5 лет.
Новый перечень документов для получения лицензии
20.1. В случае предоставления лицензии заявитель направляет:
1) заявление о предоставлении лицензии согласно приложению N 2 (для юридических лиц) или приложению N 3 (для индивидуальных предпринимателей) к настоящему Регламенту, в котором указываются:
…
3) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств;
4) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
5) копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) (в случае отсутствия данной лицензии у соискателя лицензии);
6) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств заявителя и прохождение ими медицинского освидетельствования;
7) опись прилагаемых документов;
8) уведомление о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.
20. Для получения лицензии заявителем представляются:
1) заявление о предоставлении лицензии и о включении сведений об автобусах в реестр лицензий, форма которого приведена в приложении N 1 (для юридических лиц) или приложении N 2 (для индивидуальных предпринимателей) к Регламенту;
2) копия приказа о назначении работника соискателя лицензии ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения — в случае, если лицензируемая деятельность будет осуществляться наемным работником соискателя лицензии;
3) копия договора с медицинской организацией или иной организацией, или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), — в случае, если предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры водителей осуществляются в соответствии с такими договорами;
4) копия свидетельства о регистрации автобусов, заявленных соискателем лицензии и, если такие автобусы не являются собственностью соискателя лицензии, а используются на ином законном основании, копии документов, подтверждающих указанное основание владения автобусом соискателя лицензии;
5) опись документов, форма которой приведена в приложении N 10 к Регламенту.
Из перечня документов исключены:
- документы, подтверждающие техническое обслуживание и ремонт ТС;
- документы, подтверждающие квалификацию и стаж работы водителей;
- документы о включении автобусов в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.
В новом списке появился лишь один полностью новый документ:
- копия приказа о назначении ответственно за обеспечение БДД в организации.
Как работает лицензия на автобус для водителей?
Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:
- Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
- Следить за безопасностью дорожного движения.
- Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
- Вести путевые листы.
- Использовать все необходимые приборы и оборудование.
- Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
- Осуществлять инструктаж работников транспорта.
- Организовывать стажировки.
- Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.
КРАТКО О СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЛИЦЕНЗИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
На 21.02.2021 г. в Республике Беларусь лицензируются следующие виды деятельности в сфере автомобильных перевозок:
- городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров;
- междугородные автомобильные перевозки пассажиров;
- международные автомобильные перевозки пассажиров;
- международные автомобильные перевозки грузов.
Не требуется получения лицензии для выполнения:
-
внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд;
-
международных автомобильных перевозок грузов с использованием автомобиля, предназначенного для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 тонны;
-
услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом в нерегулярном сообщении.
Причина изменений в законодательстве
Что послужило толчком для принятия данных нормативов? Лицензирование автобусов стало острым вопросом после ДТП, которое произошло в Забайкалье. 11.06 в 2017 году на автобусе перевозились 51 человек. По неосторожности водителя, он выехал с основной дороги, опрокинувшись в кювет, и совершил переворот. 14 пассажиров скончались на месте, 34 были травмированы в разной степени тяжести.
Вопрос участившихся авариях с участием автобусных транспортных средств встал на повестку дня мгновенно. М. Соколовым, занимавшим пост главы МинТранса на тот момент, было заявлено о готовящемся законодательном проекте, который включал в себя возврат процедуры получения лицензий на пассажирские перевозки.
В настоящее время, актуальные нормативные акты запрещают деятельность предпринимателям, у которых отсутствует разрешение, если оно требуется при осуществляемом виде работ.
Им нарушение грозит административным штрафом в разном размере:
- две/две с половиной тысячи ₽ с возможной конфискацией для граждан;
- четыре/пять тысяч ₽ с конфискацией — должностные лица;
- сорок/пятьдесят тысяч ₽ с конфискацией — юридические лица.
Перечень требований к автобусу, к перевозчику
Лицензирование автобусных перевозок предусматривает некоторые требования к транспорту, водителям и компании-перевозчику.
Водитель должен обладать:
- категорией «Д»;
- российским водительским удостоверением;
- общим водительским стажем от 3х лет с обязательным подтверждением в трудовой книжке.
Компания должна иметь:
- медицинского работника с соответствующим образованием. Как альтернатива, действующий договор с медучреждением, которое будет осуществлять дорейсовые медицинские осмотры водителей;
- штатные технически исправные машины с действующими талонами техосмотра;
- боксы, в которых будет осуществляться технический осмотр и ремонт ТС. Как альтернатива, действующий договор на стороннее обслуживание.
Транспорт должен быть снабжен:
- лицензионной карточкой;
- страховым полисом ОСАГО;
- обязательным страхованием для пассажиров;
- установленной системой ГЛОНАСС, ГЛОНАСС GPS.
Требования к лицензиату и его собственности
Требования касаются как самого соискателя, так и имеющихся у него во владении/аренде строений/зданий, автотранспорта (АТ), оборудования для его осмотра и обслуживания. Соискатель должен располагать:
- Помещением для техосмотра и ремонта автотранспортных средств либо предъявить договор на ТО его автомобилей.
- Лицензией на меддеятельность, связанную с предвыездным осмотром водителей (с 2016 года все организации, занимающие перевозками должны иметь). Альтернативой является действующий договор о медобслуживании с ООО или ИП, имеющим такую лицензию.
- Автотранспортом, соответствующие всем требованиям безопасности и оснащенным системой ГЛОНАСС либо GPS.
- Договора с водителями, имеющими стаж работы в данной области, квалификационные документы и свидетельство о прохождении медкомиссии.
А зачем нужна вообще лицензия, разве нельзя и без нее?
Конечно, многие соискатели неоднократно задумывались над этим вопросом, и им хотелось бы перешагнуть эту ступень, но нельзя, а почему, попробуем объяснить.
Лицензия — документ, который подтверждает, что физическое и юридическое лицо имеют полное право и профессионализм на перевозку пассажиров, что отвечает требованиям, указанным в нормативно правовых актах РФ.
При наличии лицензии, подтверждается:
- Перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, и никто из них может не переживать за свою сохранность и безопасность.
- Услуга по перевозке пассажиров соответствует закону РФ.
- Водитель имеет необходимый стаж и положительный опыт в данной сфере.
Указанный документ выдается в обязательном порядке только на внутреннюю перевозку пассажиров, если их количество не превышает восемь человек.
И напоследок хочется сообщить, что требования в данной деятельности ещё предъявляются к сотрудникам, и они должны соответствовать им:
- Водитель должен работать по трудовому договору, или договору подряда, должен иметь водительские права и стаж вождения.
- Технический и инженерный персонал должен иметь требуемые пропуски.
- Регулярно должны проходить медицинскую комиссию.
С чего начать: с Закона или Положения?
Лицензирование в области оказания транспортных услуг регулируется прежде всего Законом о лицензировании, в то время как Положение является подзаконным актом, в котором подробно описаны не общие, а отраслевые вопросы лицензирования, а именно:
- предъявляемые к перевозчику лицензионные требования и условия, а также виды их грубых нарушений, в результате которых может быть приостановлено действие лицензии;
- перечень документов, который должен собрать соискатель, и порядок рассмотрения лицензирующим органом представленных сведений о перевозчике;
- правила выдачи лицензии, выписки из лицензионной карточки и их дубликатов или заверенных копий.
По всем иным вопросам, связанным с лицензированием перевозок пассажиров, следует руководствоваться Законом о лицензировании.
Мы начнем с отраслевой тематики, рассмотрим лицензионные требования, предъявляемые к перевозчикам, использующим транспортные средства (ТС) вместимостью более 8 пассажиров.
Особенности лицензирования
Лицензия перевозчика может быть получена как в отношении собственного транспорта, так и арендуемого – в данном случае лишь необходимо, чтобы применяемые машины соответствовали всем требованиям, предъявляемым к транспорту и лицо, на имя которого оформляется разрешение, предоставило необходимый пакет документации.
После того, как получен такой документ, в течение 5 лет собственник авто или лицо, осуществляющее от его имени перевозки, может беспрепятственно оказывать услуги такого рода, по истечении же определенного времени потребуется заменить документ. Полученная перевозчиком лицензия как бы подтверждает факт, что он выполняет все существующие требования и нормы, обеспечивая безопасную перевозку граждан. При этом такой документ подтверждает, что перевозчик соответствует всем предъявляемым и существующим стандартам и имеет законное право осуществлять деятельность в сфере пассажирских перевозок.