Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок применения ККТ и БСО при осуществлении кассовых операций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сначала несколько слов о том, что относится к бланкам строгой отётности. Четкого перечня документов, которые можно было бы отнести к БСО, законодательно не установлено. Обычно в эту категорию относят квитанции, билет, талоны, абонементы, наряды, путевки.
Кому не нужны кассовые аппараты для БСО
Не выдавать БСО и кассовые чеки могут предприниматели, которые не обязаны использовать онлайн-кассу при расчетах. Это те, кто:
- работают в труднодоступной местности, перечень таких районов устанавливают региональные власти;
- принимают оплату от физлиц через платежных агентов;
- работают как самозанятые, электронные чеки им нужно формировать через приложение «Мой налог»;
- продают ценные бумаги и работают в кредитных организациях;
- продают товары на ярмарках и выставках, при условии демонстрации товаров с рук — например, бабушки, которые продают цветы или семечки;
- продают газеты и журналы в киосках, при условии, что бумажная продукция составляет не менее 50% от общего ассортимента;
- ремонтируют обувь, сумки, изготавливают ключи;
- сдают в аренду собственное жилье.
Предприниматели, которые не попали в перечень, должны выдавать кассовые чеки или БСО, чтобы подтвердить факт оплаты товаров или услуг.
Законодательное урегулирование
П. 2 ст. 2 ФЗ №54 говорит о возможности применения БСО вместо кассовой техники при оказании населению услуг, входящих в соответствующий перечень ОКУН.
Федеральный закон от 03 июля 2016 года №290-ФЗ внес изменения в вышеупомянутый ФЗ №54, сделав список услуг, оплата за оказание которых может регистрироваться с помощью БСО, без ККТ, исчерпывающим.
В 2008 году правительство РФ обновило положение об осуществлении расчетов без применения кассовой техники (Постановление от 06 мая 2008 года №359). В нем подробно освещены требования к этому виду документации, порядок расчетов с их помощью, особенности бухучета и утилизации. Главные изменения (по сравнению с предыдущими требованиями) заключаются в следующем:
- старые формы БСО признаются неактуальными и применяться не могут;
- предприниматели должны сами разработать новые формы БСО (кроме отдельных видов деятельности, для которых утверждены типовые);
- БСО должны содержать некоторые реквизиты в обязательном порядке;
- нужно указывать типографские данные, если БСО печатались таким способом.
Как учитывать бланки по старой версии 54-ФЗ
Необходимо учитывать БСО, которые изготовлены в типографии. Если они произведены при помощи автоматизированной системы, их учет осуществляется через аппаратно-программные инструменты, а также под наблюдением налогоплательщика.
Чтобы работать с типографскими бланками, необходима специальная книга учета БСО. Ее листы необходимо прошить, пронумеровать, а также заверить у директора и главного бухгалтера фирмы, поставить печать организации.
Руководитель компании и его подчиненный заключают договор. Отныне сотрудник фирмы должен вести БСО и получать денежные средства от клиентов фирмы, которым оказываются услуги. Сотрудник должен заполнять БСО в соответствии с Постановлением № 359.
Прием типографских БСО на предприятие осуществляет специальная комиссия.
БСО всегда хранятся в надежном месте.
Сфера применения ККТ.
Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных названным законом.
Под расчетами понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
Таким образом, при приеме (получении) денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за выполняемые работы, оказываемые услуги положения Закона № 54-ФЗ возлагают на учреждение обязанность применять ККТ в учреждении (письма Минфина РФ от 08.02.2019 № 03-01-15/7887, от 06.03.2019 № 03-01-15/14640).
Отметим, что до 01.07.2019 было разрешено не применять ККТ в учреждении и не выдавать БСО организациям и ИП (п. 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ):
-
осуществляющим расчеты с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);
-
осуществляющим расчеты при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;
-
осуществляющим зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов;
-
предоставляющим займы для оплаты товаров, работ, услуг;
-
предоставляющим или получающим иное встречное предоставление за товары, работы, услуги.
Штрафы за невыдачу БСО
Если при принятии платы за услуги, которые оказаны физическому лицу, организация или ИП не выдаст бланк строгой отчетности, сформированный на ККТ, или же не выбьет обычный кассовый чек, то может последовать штраф в соответствии со статьей 14.5 КоАП. Пункт 2 этой статьи содержит санкции за неприменение контрольно-кассовой техники. Штраф составит:
- для ИП — 25-50% выручки без БСО или чека, но не менее 10 тыс. рублей;
- для организаций — 75-100% выручки, но не менее 30 тыс. рублей.
При повторном нарушении (если при этом сумма выручки без фискальных документов будет более 1 млн рублей) могут приостановить деятельность на срок до 90 дней, а должностное лицо — дисквалифицировать на 1-2 года.
Если БСО (или чек) не выдать или не направить клиенту в электронной форме, то может быть наложен штраф по пункту 4 ст. 14.5 КоАП. ИП оштрафуют на 2 тыс., а организацию — на 10 тыс. рублей.
Также за несоблюдение порядка и сроков хранения бланков строгой отчетности (в случае, если их применение обязательно), для ИП и должностных лиц организаций предусмотрен штраф в размере от 2 000 до 3 000 рублей (статья 15.11 КоАП РФ).
Кроме этого, за отсутствие БСО (как первичного документа) предусмотрена ответственность по статье 120 НК РФ.
Бланк строгой отчетности вместо кассового чека (нюансы)
- выдачи (приема) наличности с использованием автоматических устройств для расчетов в кредитных организациях (включая электронные средства платежа);
- продажи печатных СМИ и сопутствующих им товаров, если доля продажи печатной продукции составляет не менее половины товарооборота, а сопутствующие товары соответствуют утвержденному субъектом РФ ассортиментному перечню;
- продажи ценных бумаг;
- продажи билетов, талонов, проездных документов, дающих право на проезд в общественном транспорте, в салонах транспортных средств;
- реализации питания в образовательных учреждениях;
- торговли на ярмарках, розничных базарах, выставках, на специально отведенных площадках, исключая торговлю в обустроенных и обеспечивающих демонстрацию и сохранность товаров торговых местах;
- ярмарочной торговли непродовольственными товарами, перечень которых установлен Правительством РФ;
- разносной торговли (кроме продажи технически сложных товаров и продовольствия, требующего особых условий хранения и реализации) в вагонах пассажирских поездов, с лотков и ручных тележек, других средств малой механизации;
- продажи мороженого, разливных безалкогольных напитков в киосках;
- продажи кваса, молока, растительного масла, живой рыбы и других безакцизных разливных товаров с автоцистерн, продажи сезонных овощей и фруктов вразвал;
- приемки утильсырья от населения, исключая металлолом, лом драгоценных металлов и драгоценных камней;
- оказания услуг по ремонту и окраске обуви;
- оказания услуг металлоремонта — изготовления ключей и мелкой металлической галантереи;
- оказания услуг няни и сиделки;
- продажи изделий народного промысла, если реализация производится самим изготовителем;
- оказания услуг по вспашке огородов и распилке дров;
- оказания услуг носильщиков на вокзалах, в портах, в аэропортах;
- сдачи от ИП в аренду недвижимого имущества (жилья);
- работы в удаленных населенных пунктах, перечень которых утвержден специальным постановлением Правительства РФ;
- продажи лекарств и медизделий медицинскими организациями, расположенными в сельской местности, где отсутствуют аптечные пункты, или аптечными пунктами ФАП, расположенных в деревнях и селениях;
- реализации товаров, услуг и изделий религиозно-обрядового назначения культовыми организациями, имеющими соответствующую лицензию, в местах осуществления ими деятельности.
Однако для лиц, не применявших ранее ККТ (а к их числу относятся те, кто оформляет расчеты через БСО), закон № 290-ФЗ, содержащий правила перехода к применению обновленного закона № 54-ФЗ, установил дату начала обязательного использования кассовых аппаратов более поздней, чем общая (01.07.2019) – с 01.07.2019 (п. 9 ст. 7). При этом юрлицам и ИП, выдающим заказчикам БСО, в законе № 290-ФЗ был отведен отдельный пункт (п. 8 ст. 7), и в нем тоже присутствовала дата 01.07.2019.
Следующие преимущества таких документов говорят в пользу их применения:
- При выездной работе проще выписать бланк, чем пользоваться переносной кассой.
- БСО не нуждается в регистрации в налоговых органах.
Раньше сюда можно было записать отсутствие необходимости покупки ККМ, а значит и его ежегодного обслуживания. Но теперь, к 1 июля 2023 года, автоматизированные устройства для расчета будут у всех, поэтому оба пункта можно исключить. Отрицательные особенности:
- Бланки используются только при оказании услуг населению.
- Отпечатанные БСО заполняются вручную, что не очень удобно, когда клиентов много.
- Существуют строгие требования к учету и хранению таких документов.
- Новые партии форм нужно вовремя заказывать и отслеживать их количество.
Практика использования «Дореформенных» БСО
Так или иначе, в законе было закреплена «связка»: БСО — это, главным образом, услуги (вне зависимости от системы налогообложения), и именно такого определения владельцам бизнеса следовало придерживаться. Сами бланки подлежали оформлению в соответствии с правилами, утвержденными, как мы уже знаем, отдельным нормативным актом — постановлением № 359.
Как мы уже отметили выше, БСО можно было использовать вместо ККТ, когда оказывались услуги населению. Исключений из этого правила закон не устанавливал — БСО мог применяться сервисами абсолютно во всех случаях, если это было удобнее для бизнеса. ИП или юридическое лицо, оказывающие услуги, часто выбирали БСО вместо чека, так как их можно было выписывать без применения кассовых аппаратов — которые, понятное дело, доставались предприятию не бесплатно (и стоили, в целом, не дешевле, чем онлайн-кассы сейчас).
Как скоро БСО перестанет быть действительным: точные сроки «реформы» (таблица)
Итак, долгое время — более 10 лет с момента своего принятия в 2003 году, Закон № 54-ФЗ не претерпевал существенных изменений. Он предписывал ИП и юрлицам, отпускающим товары и оказывающим услуги гражданам, во всех случаях, когда его положениями не было предусмотрено иного:
- выдавать гражданам кассовые чеки;
- при оказании конкретно услуг — по желанию выдавать вместо кассовых чеков бланки строгой отчетности;
- при продаже товаров в рамках ЕНВД и ПСН — по желанию выдавать вместе кассовых чеков товарные.
При этом — и следует обязательно отметить данное обстоятельство, в соответствии с «дореформенным» Законом № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника представляла собой устройства, функционирующие строго локально — без подключения к интернету (по крайней мере, без подключения в целях исполнения требований федерального законодательства). Данные о платежах записывались в ККМ на специальную защищенную память (ЭКЛЗ), и подлежали считыванию налоговиками при проверках.
В течение первых лет действия Закон № 54-ФЗ, безусловно, корректировался. Так, в нем постепенно появились нормы, регламентирующие прием оплаты с помощью банкоматов, устанавливающие льготы для предприятий на ЕНВД и ПСН. Но «революционными» — с точки зрения влияния на характеристики инфраструктуры кассового обслуживания, эти изменения назвать сложно.
В свою очередь, редакция закона от 03.07.2016 года привнесла эту «революционность» с избытком. В соответствии с ней начали происходить все те события, о которых мы сказали выше — внедрение онлайн-касс, отмена юридически значимых типографских БСО (да, собственно, и отмена БСО, которые бы вообще играли юридически значимую роль).
Однако, данная «революция» происходила не сразу (собственно, она и не завершена еще). Можно выделить ее следующие основные этапы (сопоставляя с ними специфику применения БСО — и схожих с ними по существу товарных чеков). Для удобства отразим ключевые факты об этом в табличном виде.
Этапы «реформы» норм законодательства о применении ККТ (вступления норм Закона № 54-ФЗ и дополняющих его нормативных актов в законную силу) | Применение «дореформенных» БСО — в соответствии:
· с Законом № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года; · с постановлением № 359. |
Применение «дореформенных» товарных чеков — в соответствии с подпунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года | Применение «реформированных» БСО— в контексте положений Закона № 54-ФЗ в редакции от 03.07.2016 года и более новых. | Применение «реформированных» товарных чеков — в соответствии с подпунктом 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 03.07.2018 и более новых. |
Период между принятием Закона № 54-ФЗ в редакции от 03.07.2016 года и 1 февраля 2017 года
В этот период онлайн-кассы можно было начинать применять добровольно. Использование ККТ старого образца — с ЭКЛЗ, было легальным. |
Осуществлялось в «дореформенном» порядке.
БСО могли выдаваться вместо чеков ИП и юрлицами, оказывающими услуги. По желанию — ИП и юрлицами, освобожденными от использования ККТ. |
Осуществлялось в «дореформенном» порядке.
Товарные чеки могли выдаваться ИП и юрлицами на ЕНВД и ПСН. |
Осуществлялось по усмотрению хозяйствующего субъекта. | Не осуществлялось: в законе отсутствовала норма. |
С 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года.
Онлайн-кассы стали обязательны для всех хозяйствующих субъектов, кроме тех, в отношении которых были прописаны исключения:
· по статье 2 Закона № 54-ФЗ (определявшей перечни ИП и юрлиц, которые освобождены от применения ККТ); · по Закону № 290-ФЗ в редакции от 03.07.2016 года (устанавливавшей, что ИП и юрлица, оказывающие услуги гражданам, могут выдавать БСО вместо кассовых чеков), а ИП и юрлица на ЕНВД и ПСН — товарные чеки. |
Стало обязательным для всех хозяйствующих субъектов, кроме ИП и юрлиц:
· оказывающих услуги; · работающих на ЕНВД или ПСН. |
|||
С 1 июля 2018 года по 1 июля 2019 года | Осуществляется в «дореформенном» порядке ИП и организациями, оказывающими услуги населению:
· без работников — в любой сфере деятельности; · с работниками — в любой сфере, кроме общепита |
Осуществляется в «дореформенном» порядке:
· ИП на ПСН и ЕНВД с работниками — осуществляющие деятельность во всех сферах, кроме торговли и общепита; · ИП на ПСН и ЕНВД без работников — во всех сферах |
Стало обязательным для всех хозяйствующих субъектов, кроме:
· ИП без работников, оказывающих услуги; · ИП на ПСН и ЕНВД — с работниками (во всех сферах, кроме общепита и торговли, без работников (во всех сферах) |
Осуществляется, начиная с 03.07.2018 года ИП на ПСН с ограничениями, прописанными в статье 2.
Осуществляется, начиная с 03.07.2018 года ИП и юрлицами, работающими в труднодоступных местностях. |
С 1 июля 2019 года (если законом не будет установлено иного)
Закон № 54-ФЗ полностью вступает в силу. |
«Дореформенные» БСО теряют юридическую силу и могут применяться неофициально:
· если ИП или юрлицо освобождены от применения ККТ — для выдачи покупателю по инициативе продавца в целях поддержания доверия; · если ИП или юрлицо не освобождены от применения ККТ — для выдачи вместе с кассовым чеком (например, если БСО представлен маршрутной квитанцией для авиабилета). |
«Дореформенные» товарные чеки теряют юридическую силу, практическое их использование неофициально особого смысла не имеет (но это не так, если ранее ИП, освобожденному от применения ККТ, было привычно выдавать покупателям именно товарные чеки). | Стало обязательным для всех ИП и юрлиц, в отношении которых нет исключений, установленных статьей 2 Закона № 54-ФЗ. |
Как уже отмечалось выше, существуют обязательные формы БСО, отказываться от которых нельзя. Рассмотрим основные из них:
Наименование БСО | Что собой представляет |
ТУР-1 | Это туристическая путевка, утвержденная приказом Минфина №60Н. Выдается такой БСО после оплаты физлицом за путевку одновременно с иными документами. БСО содержит основные данные о продавце и о поездке, приобретенной клиентом. Данная форма заполняется в двух экземплярах, один из которых остается в турфирме, а второй отдается клиенту. Обязательными реквизитами данного документа являются:
· наименование компании (полностью, а также в сокращенном виде); · ИНН, ОКПО, контакты и адрес; · номер туроператора согласно реестру; · название документа (Туристская путевка); · коды ОКПД2; · вид услуги; · число дней, на которых оформлена путевка; · ФИО, паспортные данные клиента; · дата, сумма (цифрами и прописью); · ФИО, должность сотрудника фирмы, принявшего деньги за путевку; · печать; · надпись о том, что часть путевка представляет собой часть договора на оказание туруслуг. |
Залоговая квитанция | Залоговый билет выдается ломбардами также в двух экземплярах, один из которых остается в ломбарде, а второй выдается клиенту. Вместо такого документа ломбард может выдавать кассовый чек. Обязательными реквизитами в этом случае являются:
· наименование ломбарда, его местоположение; · ФИО заемщика, его паспортные данные и место жительства; · информация о заложенной вещи; · оценка вещи, сколько за нее выдается денег; · дата выдачи займа и на какой период; · возможность досрочного погашения займа (отсутствие такой возможности); · данные о выдавшем займ лице; · подпись клиента (его согласие). |
Квитанция А7 | Квитанция А7 применяется при заключении страхового договора. Обязательными реквизитами данной квитанции являются следующие:
· наименование страхователя (полное и краткое); · серия и номер полиса; · дата начала действия договора; · страховка; · сумма оплаты (цифрами и прописью), а также способ оплаты (наличные или безнал); · печать; · данные о страховщике; · ФИО и подпись клиента; · дата заключения сделки. |
В законодательство России по применению контрольно-кассовой техники внесен ряд изменений, которые вступили в силу с марта 2022 года. Минэкономразвития РФ стал новым регулятором в сфере контроля, введен мораторий на плановые проверки.
Кроме того, внесены предложения по трансформации КоАП и закона № 271-ФЗ от 30.12.2006 в части наказаний за нарушение правил использования ККТ. Основные новации коснутся компаний, управляющих розничными рынками. На июнь 2022 года законодательные инициативы находятся на стадии рассмотрения и утверждения.
Какие реквизиты должен содержать образец бланка строгой отчетности вместо кассового аппарата
Применяемый до 01.07.2019 бланк БСО должен включать следующие реквизиты:
- наименование, серию и номер;
- название хозяйствующего субъекта, его ИНН, адрес;
- вид предоставляемой услуги;
- цену услуги;
- фактическую сумму, принятую поставщиком услуг от клиента;
- дату оплаты услуги (выдачи БСО);
- Ф. И. О. сотрудника фирмы, который принял оплату и выдал БСО;
- печать организации — если она применяется.
По желанию хозяйствующего субъекта в бланк могут включаться иные уместные реквизиты.
В типографском бланке должны указываться:
- наименование, адрес, ИНН типографии;
- сведения о тираже — номер, год, размер.
Если при заполнении БСО допущена опечатка либо если его не удалось заполнить четко — соответствующий документ перечеркивается и сдается в бухгалтерию. Он должен храниться там в течение 5 лет.
В случае если для той или иной услуги конкретный формат БСО установлен на уровне федеральных нормативных актов, то организация применяет соответствующий формат. В нем могут приводиться реквизиты, как совпадающие с теми, что указаны выше, так и совершенное иные.
Например, в БСО, применяемом в качестве основы для электронного билета на пассажирские средства транспорта (утвержден приказом Минтранса РФ от 18.05.2010 № 116), могут отражаться сведения о статусе документа. Он может быть открытым, аннулированным, закрытым, принимать иные значения в соответствии с п. 2 Приложения к приказу 116.
Можно ли использовать чекопечатающие машины
Чекопечатающая машина (ЧПМ) — та же кассовая машина, но без ЭКЛЗ, не требующая прохождения регистрации в ИФНС. Используются такие аппараты, когда предпринимателю или организации по закону можно не использовать для расчетов с клиентами кассу, однако учредитель предпочитает контролировать сотрудников и величину денежных поступлений. Проще говоря, закон наличие машины не требует, но владелец бизнеса нуждается в чеках по всем платежам. В таких случаях можно было приобрести и ККТ, просто не регистрировать ее в органах ИФНС, однако ЧПМ обойдется намного дешевле, плюс с ней не будет необходимости в ежегодной замене ЭКЛЗ. Обслуживание чекопечатающей машины будет стоить примерно сто рублей в месяц. А все данные, хранящиеся в ЧПМ являются собственностью организации.
Нормативные акты по теме
Нормативные акты представлены следующим списком документов:
п. п. 7, 8, 9 Закона № 290-ФЗ | О переходе на онлайн-кассы компаний на ЕНВД |
Федеральный закон N 290-ФЗ | О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт |
Закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ | О применении на предприятии контрольно-кассовой техники |
п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ,
письмо Минфина от 10.04.2015 № 03-01-15/20479 |
О применении ККМ предприятиями на ЕНВД, занимающимися продажей алкогольной продукции (кроме пива, медовухи, сидра, пуаре) |
ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ | О штрафах за неприменение онлайн-ККТ |
п. 8 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ | Об обязательном применении ККМ при реализации подакцизных товаров |
Поручение президента от 13 декабря 2001 г. № Пр-2184 | О внедрении аппаратов с криптографическими методами защиты фискальной памяти |
Постановление Правительства от 23.07.2007г. № 470 | О порядке проведения регистрации ККМ |
ст. 2 п. 2.1 Закона № 54-ФЗ,
ст. 16, 26 закона №171-ФЗ |
О возможности не применять ККТ при розничных продажах организацией на ЕНВД |
Кто освобождается от применения ККТ
Перечень случаев, когда можно работать без ККТ, имеет исчерпывающий характер и указан в пп. 2, 3, 5, 6 ст. 2 закона № 54-ФЗ. Это ситуации:
- выдачи (приема) наличности с использованием автоматических устройств для расчетов в кредитных организациях (включая электронные средства платежа);
- продажи печатных СМИ и сопутствующих им товаров, если доля продажи печатной продукции составляет не менее половины товарооборота, а сопутствующие товары соответствуют утвержденному субъектом РФ ассортиментному перечню;
- продажи ценных бумаг;
- продажи билетов, талонов, проездных документов, дающих право на проезд в общественном транспорте, в салонах транспортных средств;
- реализации питания в образовательных учреждениях;
- торговли на ярмарках, розничных базарах, выставках, на специально отведенных площадках, исключая торговлю в обустроенных и обеспечивающих демонстрацию и сохранность товаров торговых местах;
- ярмарочной торговли непродовольственными товарами, перечень которых установлен Правительством РФ;
- разносной торговли (кроме продажи технически сложных товаров и продовольствия, требующего особых условий хранения и реализации) в вагонах пассажирских поездов, с лотков и ручных тележек, других средств малой механизации;
- продажи мороженого, разливных безалкогольных напитков в киосках;
- продажи кваса, молока, растительного масла, живой рыбы и других безакцизных разливных товаров с автоцистерн, продажи сезонных овощей и фруктов вразвал;
- приемки утильсырья от населения, исключая металлолом, лом драгоценных металлов и драгоценных камней;
- оказания услуг по ремонту и окраске обуви;
- оказания услуг металлоремонта — изготовления ключей и мелкой металлической галантереи;
- оказания услуг няни и сиделки;
- продажи изделий народного промысла, если реализация производится самим изготовителем;
- оказания услуг по вспашке огородов и распилке дров;
- оказания услуг носильщиков на вокзалах, в портах, в аэропортах;
- сдачи от ИП в аренду недвижимого имущества (жилья);
- работы в удаленных населенных пунктах, перечень которых утвержден специальным постановлением Правительства РФ;
- продажи лекарств и медизделий медицинскими организациями, расположенными в сельской местности, где отсутствуют аптечные пункты, или аптечными пунктами ФАП, расположенных в деревнях и селениях;
- реализации товаров, услуг и изделий религиозно-обрядового назначения культовыми организациями, имеющими соответствующую лицензию, в местах осуществления ими деятельности.
См. также статью «Кто должен перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2021 года?».