Частые вопросы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Частые вопросы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.

Срок и адресаты представления аудиторского заключения

Аудиторское заключение в настоящее время не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а нормами НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью (письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).

В ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) закреплена обязанность экономического субъекта представлять один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации организации.

Согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ при представлении в орган государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется:

  • вместе с такой отчетностью либо

  • не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (смотрите дополнительно приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

Порядок проведения, этапы и результаты аудита

Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ. Он охватывает такие вопросы, как порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности, требования к аудиторам и оформлению аудиторских заключений, кодекс профессиональной этики, членство в СРО, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, а также меры дисциплинарного воздействия на аудиторов за нарушения профессиональных стандартов. Положениям именно этого документа в первую очередь должны следовать аудиторы и аудируемые компании при проведении проверок бухгалтерской отчетности.

Обратите внимание!

С 1 января 2017 года аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Вместе с тем аудит бухгалтерской отчетности за 2016 год разрешено провести (завершить) в соответствии с ФСАД, утвержденными Правительством Российской Федерации и Минфином России, если договор с аудиторской организацией был подписан до 2017 года.

Сроки проводимых проверок могут быть различны в зависимости от того, проводится ли аудит в обязательном порядке или инициативном и является ли он сплошным или выборочным. Самый пик сезона проведения аудита приходится на февраль–март в силу того, что годовая бухгалтерская отчетность сдается в ФНС России в течение 90 дней после окончания отчетного периода. Сроки проведения инициативного аудита полностью зависят от желания аудируемого лица.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ООО и перечне кредиторских требований составляется после окончания срока, указанного в публикации в «Вестнике» (не менее двух месяцев).

О составлении такого баланса нужно снова сообщить в налоговую инспекцию по форме № P15016. Если при первой подаче формы в разделе 2 указывалась причина подачи заявления «3», то для уведомления о составлении промежуточного баланса надо вписать цифру «4». Кроме уведомления в налоговую сдают решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс и копию листа «Вестника» с публикацией или подтверждающие документы.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Требования удовлетворяют в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ:

  1. требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;
  2. расчеты по выплате зарплаты и выходных пособий работников, принятых по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
  3. расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. расчеты с другими кредиторами.

Если денежных средств ликвидируемого ООО не хватает для погашения всех задолженностей, то имущество общества должно быть продано с публичных торгов.

Объекты проверки при проведении аудита от КСК-ГРУПП

КСК-ГРУПП входит в число лидеров на рынке аудиторских услуг России. Мы работаем с государственными структурами, предприятиями малого и среднего бизнеса, крупными корпорациями во всех сферах деятельности. Вы можете заказать инициативный аудит своего бизнеса по следующим направлениям:

  • анализ учетной политики, налогового и бухгалтерского учета, отчетности;
  • оценка показателей финансовой, бухгалтерской отчетности и учета, проверка правильности их формирования;
  • налоговая экспертиза;
  • анализ показателей и точности формирования налогооблагаемой базы;
  • проверка полноты и правильности ведения первичных документов, надлежащее отражение их в регистрах налогового и бухгалтерского учета;
  • оценка результатов инвентаризации материальных ценностей, в том числе для подготовки годовой отчетности;
  • анализ правильности ведения кадровой документации.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Читайте также:  Признание права собственности на недвижимость

Под выполнением проверки подразумевается описание бизнес-процесса, анализ целей процесса, определение рисков и контрольных процедур, оценка дизайна и тестирование операционной эффективности контрольных процедур.

Основные практические рекомендации по выполнению проверки заключаются в следующем.

  • Проведение анализа целей аудируемого процесса даст представление о существенных недостатках СВК процесса. Анализ целей можно провести на соответствие формулировок критериям SMART, определить соотношение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей, соотношение целей аудируемого подразделения и корпоративного центра.
  • Одним из эффективных способов подтверждения дизайна контрольных процедур является метод прослеживаемых операций / walk throught. Для этого нужно выбрать конкретные операции или документы и проследить их путь от начала до конца процесса.
  • Дизайн контрольной процедуры – это совокупность элементов, составляющих контрольную процедуру: покрытие риска контролем, место выполнения контроля, исполнитель контроля, информация и ресурсы, условия выполнения, объем контроля, метод контроля, свидетельства контроля, регламент контроля.

Для оценки дизайна контроля необходимо установить связь между бизнес-целями и рисками, рисками и контрольными процедурами, отвечающими на соответствующий риск. Дизайн контрольной процедуры не эффективен, если контроль отсутствует, контроль не закрывает риск полностью (остаточный риск выше допустимого), присутствует конфликт разграничения полномочий.

Наличие контрольных процедур, для которых отсутствуют конкретные риски, целесообразно анализировать дополнительно. Возможно, контрольная процедура избыточна. Соотношение один риск – одна контрольная процедура не обязательно оптимально: одна контрольная процедура может покрывать несколько рисков.

  • Тестирование операционной эффективности связано с ответами на вопросы:
    • Как применялась контрольная процедура?
    • Постоянство, с которым она применялась в течение периода проверки?
    • Кем (или посредством чего) она применялась?

    Для проведения тестирования необходимо определить тип тестирования (наблюдение, опрос, изучение, воспроизведение). Для получения более высокой степени уверенности рекомендуется проводить тестирование одной и той же процедуры, используя различные типы тестирования.
    Определение периода времени для выбора тестирования зависит:

    • от наличия предположений о наличии несоответствий;
    • тестирования данного контроля в предыдущих периодах/отчетах;
    • размера периода тестирования (квартал, год и т.д.);
    • частоты осуществления контрольных процедур (ежедневно, ежемесячно, ежеквартально и т.д.);
    • контрольной среды.

    Определение размера тестирования (выборки) зависит:

    • от размера генеральной совокупности;
    • числа отклонений, которые могут возникнуть;
    • оценки риска наличия неэффективного контроля.
  • При определении выборки важно проверить генеральную совокупность на однородность, полноту и корректность. Использование статистических методов формирования выборки позволит распространить полученные результаты на всю генеральную совокупность.
  • Поскольку результаты тестов являются одним из важнейших элементов формирования аудиторского отчета, все тесты необходимо документировать надлежащим образом. Рабочие бумаги должны содержать достаточные доказательства для обоснования наблюдений СВА и/или обоснования сильных сторон бизнес-процесса (в случае, если по результатам внутренней аудиторской проверки недостатки или возможности улучшения системы внутреннего контроля бизнес-процесса не выявлены). При этом в рабочих бумагах должна отражаться только та информация, которая необходима для обоснования.

Порядок аудита и новые нормы

1. Независимый аудит вправе проводить:

  • организации, у которых в штате есть аудиторы со стажем работы не менее 3 лет;
  • предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность также не менее 3 лет.

При этом компании/ИП должны нести обязательства за причинение вреда в связи с осуществлением аудита, то есть у них должен быть заключен договор страхования гражданской ответственности в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Перечень аудиторских организаций и аудиторов – ИП будет размещен на сайте Министерства финансов Республики Беларусь.

2. Привлечь стороннюю организацию для осуществления оценки можно, но только если ликвидация инициирована самим субъектом хозяйствования, а также в связи:

  • с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
  • с нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством;
  • с признанием судом, рассматривающим экономические дела, государственной регистрации юридического лица недействительной (далее – ликвидация по решению собственника).

3. Оказание аудиторских услуг должно быть закреплено соответствующим договором.

И заключить его нужно еще до того, как заявление о ликвидации будет подано в исполком. А при подаче заявления указать в нем сведения о данном договоре.

4. По результатам аудита должны быть составлены заключение и отчет. И согласно Постановлению №500 в отчете обязательно должна присутствовать информация о:

  • задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджет;
  • не прекращённых обязательств перед таможенными органами;
  • о наличии сделок с субъектами, входящими в реестр организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
  • описание фактов нарушения законодательства;
  • и иные сведения, подлежащие независимой оценке.

Требования к отчету предусмотрены п. 6 Постановления №500. Однако стоит учитывать, что их перечень является открытым.

5. Аудиторское заключение и отчет необходимо предоставить в течение 20 рабочих дней с подачи заявления о ликвидации:

  • налоговой инспекции;
  • таможенному органу;
  • в «Белгосстрах» по месту регистрации.

Эта обязанность накладывает на аудитора ограничение по срокам оказания услуг и проведения проверки. К тому же, важно помнить, что аудиторская проверка и заключение должны быть даны по периоду, которые законодательно установлены для процесса ликвидации.

По общему правилу этот период составляет 3 календарных года, предшествующих году, когда принято решение о ликвидации, плюс уже истекший период в текущем году. В Постановлении № 500 прямо указано, что именно за такой период аудиторам придется проверять расчеты по страховым взносам. Но для проверки налоговых вопросов период пока не ограничен (ч.2. п.13 Указа Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).

Проверка уплаты взносов в ФСЗН аудиторами не предусмотрена.

6. По новым правилам сведения, которые налоговые, таможенные органы и Белгосстрах предоставляют в регистрирующий орган, могут быть основаны:

  • на той информации, которой данные органы уже располагают (например, данные мониторингов и камеральных проверок);
  • на аудиторском заключении, которое предоставляет ликвидируемый субъект;
  • на результатах проверки, проведенной этими органами самостоятельно.
Читайте также:  Опекунство над пожилым человеком или инвалидом

Из этого следует, что собственная проверка госорганами может и не проводиться, но гарантии на это нет, даже если аудиторское заключение предоставлено положительное.

Кроме того, предусмотрен ряд случаев, когда проверки и вовсе не избежать. Так, проверка все равно придет, если:

  • имеющаяся, например, у налоговой информация не соответствует данным в аудиторском отчете;
  • если аудитор выявил у компании или ИП ряд нарушений, и они не были устранены за 30 рабочих дней с момента подачи заявления о ликвидации;
  • если у ликвидируемого субъекта были сделки с контрагентами, включенными в реестр организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
  • если аудитор, проводивший проверку, не соответствовал требованиям законодательства.

• Проверка расчетов по налогам с ГНИ, ПФР и ФСС

Во-первых, компания должна подтвердить, что ничего не задолжала государству, поэтому важным этапом аудиторского сопровождения предприятия при ликвидации является сверка всей налоговой отчетности и выплат в социальные фонды. Столкновение с налоговой, требующей выплатить все до последней копейки, может потребовать особых усилий: направления запросов, официальных писем и разъяснений. Здесь зачастую необходимо участие не только финансовых специалистов, но и профессиональных юристов.

• Расчет с кредиторами

• Контроль оценки имущества компании

При ликвидации компании возникают две стороны, заинтересованные в получении прибыли — это кредиторы и собственники предприятия. Аудитор обязан, с одной стороны, обеспечить исполнение всех законных требований кредиторов, а с другой — проследить, чтобы стоимость имущества, принадлежащего компании, и ее активов не была занижена. Выполнение последнего условия крайне важно для владельцев предприятия.

• Составление промежуточного ликвидационного баланса

После проведения взаиморасчетов аудиторы составляют баланс предприятия и согласовывают его с органом, в котором предприятие было зарегистрировано. После чего ликвидационный баланс должен быть утвержден на общем собрании акционеров или учредителей. Если баланс предприятия оказывается положительным, то на аудиторов ложится обязанность грамотно и в соответствии с законом перевести активы на частных лиц — владельцев компании — и разделить корпоративную собственность между учредителями согласно их вкладу в уставной капитал предприятия.

Если вы задумались о прекращении деятельности своей компании, проведение аудита предприятия необходимо уже на этапе принятия решения о ликвидации. Всесторонняя аудиторская проверка даст вам возможность понять, способна ли фирма продолжать свое существование. О необходимости ликвидации можно говорить только при наличии значительных убытков от основной деятельности фирмы, отягощенных такими неблагоприятными обстоятельствами, как наличие крупных долгов или судебных исков.

В промежуток времени, указанный в предыдущем пункте, в налоговую необходимо сдать расчет по страховым взносам.

Налоговый кодекс не содержит четких указаний относительно порядка и сроках предоставления деклараций компанией, завершающей деятельность. Но согласно пояснениям из пп. 3, 4 ст. 55 НК РФ, декларации по выплатам с годовым налоговым периодом (налог на прибыль и имущество организаций и т.д.) должны содержать сведения за период с начала года до дня ликвидации. За этот же период сдаются расчет по форме 6-НДФЛ и справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ. А вот периоды, за которые необходимо отчитаться в декларациях с месячным и квартальным налоговым периодом, в том числе НДС и ЕНВД, нужно согласовать со своей ИФНС.

  1. Обязательный. Аудит и анализ бух.отчетности с целью подтверждения ее достоверности. Регламентируется Законом от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» и выполняется ежегодно. При большом объеме операций возможно поэтапное проведение.
  2. Инициативный. Происходит проверка бухгалтерии, налоговых отчислений и прочих направлений деятельности по инициативе владельцев либо руководства компании. Может быть сплошным или выборочным по желанию заказчика.
  3. Специальный. Проводится для изучения налоговой отчетности, кадров, бизнес проектов, актуален при ликвидации предприятия. Инициируется руководством, предварительно составляется план с указанием основных направлений, масштаба работ.

Как предсказать банкротство предприятия?

Для прогнозирования банкротства предприятия следует провести финансовый анализ организации. Еще до банкротства предприятие может проявлять признаки банкротства. Все признаки банкротства можно разделить на 2 большие группы, рассказала Виктория Проскурина — член некоммерческого партнерства СРО «Экспертный совет», исполнительный директор финансово-аналитического бюро «Рост» г. Челябинск.

К первой группе признаков банкротства относятся показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем. На них собственнику или руководителю предприятия необходимо обратить пристальное внимание и принять срочные меры. Собственник или руководитель может не знать, как избавиться от признаков несостоятельности предприятия первой группы. В этом случае самое разумное — привлечь специалистов для финансового анализа, аудиторов или арбитражных управляющих. Во вторую группу признаков банкротства предприятия входят показатели, неблагоприятное значения которых не означают, что финансовое состояние предприятия критическое. Однако эти признаки несостоятельности также требуют принятия соответствующих мер, так как сигнализируют о возможном резком ухудшении финансового состояния предприятия в будущем.

Вероятность банкротства в недалеком будущем

Возможность резкого ухудшения финансового состояния в будущем при отсутствии соответствующих мер

Повторяющиеся существенные потери в основной деятельности, выражающиеся в хроническом спаде производства, сокращении объемов продаж и хронической убыточности;

Наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

Низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденция их к снижению;

Увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме;

Дефицит собственного оборотного капитала;

Систематическое увеличение продолжительности оборота капитала;

Наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции;

Использование новых источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях;

Неблагоприятные изменения в портфеле заказов;

Падение рыночной стоимости акций предприятия;

Снижение производственного потенциала.

Чрезмерная зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта;

Потеря ключевых контрагентов;

Недооценка обновления техники и технологии;

Потеря опытных сотрудников аппарата управления;

Вынужденные простои, неритмичная работа;

Неэффективные долгосрочные соглашения;

Недостаточность капитальных вложений и т.д.

Как правило, собственник предприятия, определив негативную сторону функционирования своего предприятия, стремится разными путями улучшить ситуацию. Однако порой ему это не удается, возникает процедура банкротства.

Аудит при банкротстве предприятия

В основном аудиторов привлекают на добанкротной стадии, когда идут суды между кредиторами, рассказала Зайцева Елена Олеговна — член центрального совета некоммерческого партнерства «Российская Коллегия Аудиторов», председатель Совета Уральского территориального округа, директор компании «ПРЕМЬЕР-АУДИТ».

Читайте также:  Уплата НДФЛ с 1 января 2023 года

По ее мнению, стоимость услуг аудиторских фирм полностью окупаются эффектом, который может получить конкурсный управляющий. Основная цель аудита предприятия в рамках процедуры банкротства — увеличить конкурсную массу. Для этого аудиторы проводят экспертизу сделок с последующим возвратом активов, выявляют признаки фиктивного и преднамеренного банкротства, проводят экспертизу формирования кредиторской задолженности в предбанкротный период.

«За 18 лет аудиторской деятельности в моей практике не было ни одного случая, чтобы аудиторами не были выявлены факты преднамеренного банкротства» , — поделилась опытом Елена Зайцева.

Практически всегда обнаруживается вывод активов, мнимые сделки, поэтому в целях увеличения конкурсной массы рекомендуется использовать аудитора. Многие помнят резонансное дело Уралсевергаза. Создавались управляющие компании, которым отгружалась электроэнергия и тепло. Эти фирмы были созданы путем вывода денежных средств, все долги оставались у Уралсевергаза. Действительно, такое бывает нередко. При проведении экспертизы организаций, которые задолжали крупные суммы денег, может оказаться, что фирмы создавались не для оказания услуг населению, а для вывода активов.

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ-БАНКРОТОВ

Вопрос о несостоятельности (банкротстве) – один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет базовые «правила игры» и для промышленных гигантов, и для мелких магазинов.

Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством. В соответствии с Федеральным Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 16 октября 2002 г. под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Правовое регулирование функционирования несостоятельных организаций предопределяет значительные отличия в построении бухгалтерского учета, формировании отчетности и проведению аудиторской проверки на предприятии-банкроте от его ведения на действующих хозяйственных субъектах.

При банкротстве сталкиваются разнородные, а порой и противоположные, по своей экономической природе интересы широкого круга действующих лиц, что нередко приводит к злоупотреблениям со стороны руководства должника, арбитражного управляющего и отдельных кредиторов.

Результатом банкротства предприятия может стать, как внешнее управление, направленное на восстановление платежеспособности предприятия-банкрота, так и принудительное прекращение хозяйственной деятельности неплатежеспособной организации по решению арбитражного суда с открытием конкурсного производства, по завершении которого, юридическое лицо как субъект права ликвидируется. При этом на каждой стадии банкротства предприятия назначается арбитражный управляющий, основной целью работы которого является обеспечение имущественных интересов кредиторов должника на основе сохранности оставшегося имущества, либо последующего справедливого распределения этого имущества между кредиторами в соответствии с положениями действующего законодательства.

Контроль со стороны государства за деятельностью такого специфичного сектора экономики, где сталкиваются имущественные интересы широкого круга лиц, претерпел в последнее время значительные изменения, связанные с ликвидацией главного контролирующего органа – Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству, и передачей всех полномочий Федеральной налоговой службе РФ.

Таким образом, совокупность экономических и правовых особенностей функционирования предприятий, признанных арбитражным судом несостоятельными, влияет на эффективность организации учетно-контрольной работы, повышение которой может быть обеспечено за счет использования услуг индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. В условиях функционирования экономики в конкурентной среде, повышение эффективности применяемых методических подходов к проведению аудита несостоятельных организаций и оказанию сопутствующих аудиту услуг становится для таких субъектов экономики необходимым условием выживания и развития.

Важно! Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление в конкретной компании проблем, связанных с кассовыми операциями, движением денег и ведением бухгалтерии.

Задачей аудита является проверка всех документов и хозяйственных операций компании, регламентируемых законодательством РФ. Данная процедура должна проводиться по Федеральным стандартам аудита, которые содержат требования, указания, положения к данной процедуре, а также примеры из практики.

Порядок ведения кассовых операций регламентируется законом №54-ЗФ. Кроме того, при проведении аудита следует обращать внимание на следующие нормативные акты:

  1. Методические указания по инвентаризации и финансовых обязательств;
  2. Указания Банка РФ «Об осуществлении наличных расчетов»;
  3. Постановление Госкомстата №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету кассовых операций, по учету инвентаризации».

В зависимости от вида аудита список документов для проверки может различаться:

  • При обязательном анализе оценке достоверности подлежит вся бухгалтерская отчётность и финансовая документация. Отказать специалисту нельзя. Если не предоставить ему документы, то в зависимости от их существенности проверяющий может отказаться от проверки. В случае потери документации решение аудитора зависит от ее важности. При отказе от составления заключения достоверность отчётности подтверждена не будет, внутренние и внешние пользователи информации могут решить, что организация скрывает некоторые детали бухгалтерии.
  • При добровольном аудите контроль проводится только по тем вопросам, которые оговорены в договоре и письме-обязательстве. Например, может оцениваться только учёт кассовых операций, расчётов с бюджетом или покупателями и заказчиками, основных средств, нематериальных или оборотных активов. В таком случае специалист запросит все документы, касающиеся оговорённых отдельных областей и выразит мнение только относительно их.

Что проверяют в ходе аудита?

Что проверяет аудит? В ходе ревизии проводится инвентаризации материальных активов, оценка правильности ведения расчетов и перечисления налоговых выплат и взносов во внебюджетные фонды. Сопоставляются данные о состоянии счетов, поданные в налоговую инспекцию, информация о расчетах с поставщиками в сравнении со сведениями, полученными от контрагентов. Оценивается, грамотно ли ведутся налоговая и бухгалтерская отчетности и не нарушает ли предприятие в ходе деятельности нормы гражданского, трудового и налогового законодательства.

Если речь идет об инициативном аудите, приглашенная компания проверяет только те участки, которые были прописаны в договоре. К примеру, проверка может быть посвящена ведению кассовых операций, расчету с покупателями, обороту основных средств и т. п. При этом аудитор оценивает документы, которые касаются указанных моментов, и выражает заключение по конкретному фронту работ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *