Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда молодой специалист может получить перераспределение – просто о законах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
У молодого человека в апреле выпуск из колледжа, а потом нужно год отработать по распределению. Но в июле его могут призвать в армию. Зачтется ли служба в армии в срок отработки по распределению?
Сроки отработки по распределению
Эту информацию можно найти в статье 72 действующего Кодекса.
2 года отрабатывают те, кто получил:
среднее специальное образование, кроме лиц, которые в год окончания ССУЗа поступили в вуз на дневную бюджетную форму и получили образование на соответствующих условиях; лиц, которые отработали по распределению не менее одного года после получения профессионально-технического образования.
общее высшее образование, кроме лиц, поступивших в год получения общего высшего образования в вуз для получения углубленного высшего образования на дневную бюджетную форму и получивших соответствующее образование на этих условиях.
специальное высшее образование, кроме лиц, поступивших в аспирантуру (адъюнктуру) на дневную бюджетную форму и получивших соответствующее образование на этих условиях.
углубленное высшее образование, если для получения этого образования они поступили в УО в тот же год, когда получили общее высшее образование в дневной бюджетной форме, кроме лиц, принятых (зачисленных) в год получения углубленного высшего образования в аспирантуру (адъюнктуру) на дневную бюджетную форму и получивших соответствующее образование на этих условиях.
1 год отрабатывают те, кто получил:
профессионально-техническое образование, кроме лиц, поступивших в год получения профессионально-технического образования в ССУЗы, вузы на дневную бюджетную фомру и получивших соответствующее образование на этих условиях.
среднее специальное образование, если они отработали по распределению не менее одного года после получения профессионально-технического образования, кроме лиц, поступивших в год получения среднего специального образования в вузы на дневную бюджетную форму и получивших соответствующее образование на этих условиях.
В Беларуси утвердили новые Кодекс об образовании и правила поступления в вузы. Документы расширяют возможности целевой подготовки будущих специалистов. Одна из норм, которая вступит в силу раньше остальных, касается именно такого набора. Уже с 1 марта нынешнего года по новым правилам направлять на целевое обучение могут любые организации и предприятия. Причем неважно, где они расположены. Ранее работодатель должен был размещаться в малых населенных пунктах либо на загрязненных территориях. Что это дает? Это неплохой вариант, скажем, для столичных поликлиник или школ, где ощущается нехватка сотрудников. Со следующего же года в вузах намерены увеличить количество бюджетных мест для такой категории абитуриентов. Так, на сельскохозяйственные специальности можно будет набрать до 70 % от контрольных цифр приема, на медицинские — до 80 %, на иные специальности — до 60 %.
— Это серьезное повышение, — считает начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь Сергей Касперович. — Но столько ребят, которые решили поступать по целевому договору, может и не быть. Предположим, на педагогическую специальность выделено 30 бюджетных мест, из которых в соответствии с обновленным Кодексом об образовании на целевой прием имеют право отдать до 60 %, то есть максимум 18 мест. И в этом случае только 12 останется для тех, кто участвует в общем конкурсе. Соответственно, конкуренция среди них возрастет? Сергей Касперович считает, что реальная картина будет далеко не такой: возможности набора есть, но ни предприятия, ни абитуриенты этим по максимуму не пользуются. — Мы видим это из сложившейся практики, — говорит собеседник. — Не каждый наниматель готов заказать специалиста, спланировав свою кадровую потребность на несколько лет вперед.
Льготы для победителей университетских олимпиад
В соответствии с новыми нормами отдельные вузы смогут проводить университетские олимпиады по некоторым предметам и специальностям — их перечень определит Министерство образования.
Как рассказал С. Касперович, задания на таких олимпиадах будут находиться «в русле школьных предметов», но с включением творческих или связанных со спецификой вуза элементов.
Победители университетских олимпиад без вступительных испытаний смогут поступить в вуз, который проводил соревнования, на отдельные специальности (их список также сформируют заранее).
— Республиканская олимпиада никуда не денется. Вузовские олимпиады — это дополнительная траектория, интересная и перспективная, с моей точки зрения, возможность попробовать себя в таком соревновательном деле, — прокомментировал изменение С. Касперович.
Аттестат работает на абитуриента
Что касается уровня ПТО, в этом случае для учащихся новаций не планируется – зачислять, как и прежде, будут по конкурсу аттестатов.
А вот в учреждения ССО в 2023 году впервые будут принимать по конкурсу среднего балла школьного аттестата как на базе 9 классов, так и на основе 11 классов.
К слову, раньше одиннадцатиклассникам приходилось сдавать ЦТ, а выпускникам с дипломом ПТО, которые хотят продолжить обучения на уровне ССО с сокращенным сроком, – вступительные экзамены по профильным предметам.
Однако ребята, которые мечтают освоить специальности «Спортивно-педагогическая деятельность», «Физическая культура» и ряд творческих направлений, придется держать внутренний экзамен. Оно и понятно: чтобы выучится на дизайнера, художника или скульптора, стать хорошим вокалистом, нужны особые способные и таланты.
Кем осуществляется распределение?
Распределение выпускников осуществляется комиссией. Ее состав утверждается руководителем учреждения образования или государственного органа ежегодно не позднее 1 февраля.
Примечание:
В учреждениях образования, в которых количество выпускников превышает 500 человек, допускается создание нескольких комиссий. При осуществлении распределения учреждением образования в работе комиссий могут принимать участие представители государственных органов, организаций – заказчиков кадров, общественных объединений, в том числе профессиональных союзов.
Комиссия принимает решение о распределении выпускника с учетом:
- результатов успеваемости;
- участия в научно-исследовательской, общественной работе;
- места прохождения производственной и преддипломной практики;
- состояния здоровья, семейного положения и места жительства семьи;
- рекомендации учреждения образования о наиболее целесообразном направлении выпускника на работу;
- его личных пожеланий.
Предприятия, дающие целевое направление в 2023 году
С 2019 года программу целевого набора и работодателя, который участвует в программе, ищет сам абитуриент. Целевое обучение предполагает квоты и отдельный конкурс, и фактически обучение «целевиков» оплачивается из государственного бюджета. Поэтому заказчиком обучения, к которому должен обратиться абитуриент, могут выступать только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например, Сбербанк.
Все типы предприятий, к которым можно обратиться за направлением на целевое обучение:
1. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
2. Государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия.
3. Государственные корпорации.
4. Государственные компании.
5. Организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
6. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
7. Акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации.
8. Дочерние хозяйственные общества организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7.
9. Организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.
Плюсы и минусы целевого обучения
В программе целевого набора есть 2 стороны медали, которые вам нужно оценить и принять, если вы решились поступать в вуз на целевое направление.
Минусы:
— Вы подписываете договор на ближайшие 6-9 лет, а это требует взвешенного решения.
— Если вы не выполняете условий договора с заказчиком (были отчислены, не отработали положенный срок), вы вынуждены выплатить вузу всю стоимость обучения и работодателю стоимость проживания и выплаченных стипендий (около 1-1.5 млн, в зависимости от вуза и города, за весь период учебы).
— Если работодатель не выполнил обещание по трудоустройству, он обязан выплатить выпускнику компенсацию в 3-кратной величине начисленной заработной платы в субъекте РФ (хотя для выпускника это можно отнести и к плюсам :)).
— Если вы обучаетесь по договору о целевом обучении, то, вероятнее всего, вы не сможете перевестись на заочное или перейти на полноценный бюджет, если ваш будущий работодатель не пойдет вам навстречу. Так, для медиков могут возникнуть проблемы, если студент планирует идти в ординатуру, а несговорчивый работодатель требует отработки по договору сразу после окончания специалитета.
“ | Из отзывов студентов: «Пошел на целевое, потому что баллов ЕГЭ не хватало, чтоб достойно конкурировать на бюджете». |
— Молодого специалиста могут уволить, если он нарушает законодательство о труде, — говорит юрист. — Например, за систематические прогулы или нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.
Также «распределенца» могут уволить, если упраздняется должность, в которой он работает, или если организация вовсе ликвидируется.
— Тогда выпускнику должны предложить аналогичную должность где-то в другом месте. Однако, если ее нет, могут выдать справку о свободном трудоустройстве.
А вот уволиться, как другие работники, по собственному желанию или соглашению сторон молодой специалист на распределении не может.
Какие вопросы будут на экзамене?
Как уже говорилось, поступающие по целевому направлению будут сдавать экзамен, учитывая профиль специальности. Если специальность филологическая, нужно сдать либо русскую, либо белорусскую литературу. Если специальность медицинская – химию или биологию на выбор (в зависимости от того, какой предмет сдавался на ЦЭ по окончании школы).
К примеру, на испытании по белорусской литературе будут вопросы, посвященные творчеству народных писателей и поэтов Якуба Коласа, Янки Купалы, Максима Богдановича, Кондрата Крапивы, Ивана Мележа и так далее.
Вопросы к экзаменам по всем предметам уже доступны на сайте министерства образования, к ним можно уже начинать готовиться.
Задания разработал Национальный институт образования, в них вопросы сугубо по школьной программе. По каждому предмету – 50 вопросов, а в билете будет два.
Счет в 70 тысяч рублей воспринял с «улыбкой безумца»
Учиться в Военной академии Максим (имя изменено) хотел по многим причинам. Было понимание, что армия — гарант стабильности. Это, говорит, идеальный вариант для тех, кто «не очень амбициозен и толком не понимает, чего хочет от жизни». Во время службы, рассуждает, человеку показали, что он должен делать, и тот выполняет свой фронт работы.
— В то же время служба дает хорошую зарплату, льготы на квартиру, — называет армейские бонусы собеседник. — Да и при поступлении на некоторые специальности хватает невысокого балла.
К третьему курсу молодой человек в будущей профессии разочаровался — и решил забрать документы. Через три месяца, рассказывает, ему по месту прописки пришло письмо из академии. Там по годам расписано, за что и сколько он должен. В общей сложности это более 70 тыс. рублей. На вопрос, почему так много, отвечает: он жил в общежитии казарменного типа, его, как и других курсантов, одевали, трижды в день кормили. Да и стипендия, не отрицает, была неплохая.
— Как восприняли такой счет?
— С улыбкой безумца, который понимал, что ему терять нечего, — честно признается Максим. — Но еще до отчисления я услышал хорошую фразу: жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на то, что не нравится. Цена бездействия больше, чем цена ошибки. Я разочаровался в профессии военного. Решил рискнуть и что-то поменять в своей жизни.
Родители Максима, вспоминает собеседник, переживали из-за ситуации больше, чем он. Когда отчислялся, говорит, они интересовались: «Какие у тебя планы?» Сын пояснил: идти в гражданский вуз. Свое слово он сдержал. Сейчас Максим — студент.
— Сразу они часто спрашивали: уверен ли я в своем решении, а когда увидели, что поступил, а значит, не собираюсь без дела шататься по Минску, у них появилось доверие ко мне, — рассказывает собеседник. — Они успокоились и теперь лишь периодически спрашивают, что я дальше планирую.
Какие у Максима планы? Скоро у него суд.
— Я жду заседания и пока ничего не плачу, — описывает ситуацию собеседник. — А дальше нужно будет решать, как быть. Скорее всего, придется искать работу. Возможно, понадобится оставить университет, ведь совмещать довольно сложно.
Анатолий Маникало уходил из столичной гимназии в IT-компанию через непростую процедуру перераспределения.
Фактически он отработал положенные два года, смена места работы пришлась на его законный учительский отпуск. Но и в отпуске распределенный молодой специалист «принадлежит» организации, в которую его направили. Анатолию удалось перераспределиться по взаимной договоренности всех сторон: IT-компания оформила документ-заверение о готовности принять молодого специалиста на работу; руководство гимназии письменно подтвердило, что не против отпустить; затем все эти бумаги Анатолий предоставил в деканат университета.
Претендовать на перераспределение могут беременные, инвалиды, семейные и другие «льготники». В Положении о распределении есть ряд пунктов (например, ликвидация компании-нанимателя или сокращение штатов), которые также дают основания для перераспределения. Если новая нужная вакансия не найдется, выпускник может получить так называемый свободный диплом. Но при этом он теряет статус молодого специалиста и обещанные статусом льготы (на прописку, жилье, подъемные выплаты и т.п.). И особым порядком решается, придется ли обладателю свободного диплома возмещать стоимость своего обучения.
В гимназию, которая считается лучшей в белорусской столице, вместе с Анатолием Маникало пришли по распределению еще 10 молодых педагогов. После отработки положенных двух лет остались двое; освободившиеся места вновь заполнили специалистами по распределению.
— Почему уходят? Низкая зарплата — ставка молодого учителя примерно 55 долларов. Работал на полторы ставки, плюс всевозможные доплаты (например, за победу моей ученицы на олимпиадах) — получалось долларов 200-230. Но главное, с чем не смог смириться, — с отношением к нам, молодым учителям, как к рабам подневольным. Мы должны были гнать классы заполнять трибуны на стадионах, мыли полы в кабинетах, выслушивали многочасовые головомойки и делали массу всяких других бессмысленных дел, — рассказывает Анатолий.
Признается: скучает по своим гимназистам и поддерживает с ними контакт, мотивируя на развитие. «И в этом единственный плюс моей двухлетней отработки», — говорит он.
Анатолий Маникало уходил из столичной гимназии в IT-компанию через непростую процедуру перераспределения.
Фактически он отработал положенные два года, смена места работы пришлась на его законный учительский отпуск. Но и в отпуске распределенный молодой специалист «принадлежит» организации, в которую его направили. Анатолию удалось перераспределиться по взаимной договоренности всех сторон: IT-компания оформила документ-заверение о готовности принять молодого специалиста на работу; руководство гимназии письменно подтвердило, что не против отпустить; затем все эти бумаги Анатолий предоставил в деканат университета.
Претендовать на перераспределение могут беременные, инвалиды, семейные и другие «льготники». В Положении о распределении есть ряд пунктов (например, ликвидация компании-нанимателя или сокращение штатов), которые также дают основания для перераспределения. Если новая нужная вакансия не найдется, выпускник может получить так называемый свободный диплом. Но при этом он теряет статус молодого специалиста и обещанные статусом льготы (на прописку, жилье, подъемные выплаты и т.п.). И особым порядком решается, придется ли обладателю свободного диплома возмещать стоимость своего обучения.
Преграда на пути к Болонскому процессу
Белорусская система распределения критикуется Европой. В Болонском процессе — программе интеграции европейского образовательного пространства — Беларусь в том числе и из-за этого все еще остается с «дорожной картой».
Белорусские чиновники не скрывают: распределение помогает «закрыть» прежде всего финансово непривлекательные вакансии. Даже в Минске к нынешнему распределению было свободно более 400 мест для врачей, 359 для инженеров, 516 для медсестер, 153 для менеджеров…
«Нормальные ребята приходят по распределению, подготовка хорошая, а опыта наберутся — если захотят. Но вот чуть наберутся опыта, отработают обязательный срок — и, как правило, уходят. В Россию едут, идут в частные центры — там зарплата не сравнима с нашей зарплатой участкового в поликлинике. Молодые сейчас хотят денег, перспектив, свободы», — рассказывает Ольга С., замглавврача одной из минских поликлиник.
Ольга просит не называть ее настоящее имя — с некоторых пор почти всем госслужащим в Беларуси запрещено общаться с прессой без одобрения высокого министерского начальства, переданного через соответствующую пресс-службу.
«Такая вот «свобода». Попадаешь в систему — и тоже как крепостной. С дипломом», — поясняет врач.
Это значит, что я сам могу выбрать, где мне работать ближайшие два года?
Не совсем так. У университета заключен договор с некоторыми предприятиями, которым он должен предоставить определенное количество выпускников. В первую очередь «заполняются» эти места. Опять же, право первого выбора предоставляется ребятам с самым высоким средним баллом. Например, Антон, выпускник строительного факультета, всегда хорошо учился и занимался научной деятельность. Право выбора будущего места работы принадлежало ему одному из первых, он принес заявку от работодателя и распределился туда, куда хотел. Если же ваша успеваемость оставляет желать лучшего, «картина» для вас может сложиться не всегда благоприятно.
В этом году на энергетическом факультете молодого человека распределили на Минский подшипниковый завод. Он был расстроен, так как уже два года работал в конструкторском бюро, откуда на него была заявка и где хотел проходить распределение. Но из-за того, что по среднему баллу он был третьим с конца, ему придется проходить распределение не там, где хочется.