Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «45.Правовой режим иностранных граждан и его особенности.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Временно проживающие иностранные граждане — это лица, имеющие РВП, оформленное в установленном порядке, предоставляющее возможность проживать на территории РФ. Срок, на который иностранцы получают РВП, равняется 3 годам, после чего им необходимо получить вид на жительство (ВНЖ), поскольку такое разрешение не продлевается. Этот факт коренным образом отличает этот статус иностранного лица от двух остальных, поскольку срок действия миграционной карты продлевается неоднократно, а вид на жительство (ВНЖ) не имеет такого срока (исключение составляют высококвалифицированные работники, чей срок ВНЖ равняется сроку действия разрешения на работу). В целях идентификации иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, имеют отметку в документе, удостоверяющем личность, о том, что им предоставлено такое право. Если такого документа нет, РВП оформляется отдельно.
Кто имеет статус временно проживающих
Особенность составляет и то, что такой работник осуществляет трудовые обязанности только на территории субъекта пребывания. Исключение составляют работники, входящие в перечень из приказа Минздравсоцразвития № 564н от 28.07.2010. Таким лицам работа вне субъекта пребывания разрешена, но не более 10 дней.
Начисление страховых взносов на выплаты высококвалифицированным иностранным специалистам
Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами – высококвалифицированными специалистами определены в ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ. Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности. Условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) не менее определенного уровня в зависимости от специальности, в частности:
-
для научных работников и преподавателей, иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, – в размере от 83 500 руб. из расчета за один календарный месяц;
-
для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны, – в размере не менее 58 500 руб. из расчета за один календарный месяц;
-
для высококвалифицированных специалистов, являющихся медицинскими, педагогическими или научными работниками, в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера – в размере не менее 1 000 000 руб. из расчета за один год (365 календарных дней);
-
для иных иностранных граждан – в размере не менее 167 000 руб. за календарный месяц.
Для отдельных категорий высококвалифицированных специалистов требования к размеру заработной платы не установлены (для участвующих в реализации проекта «Сколково», а также в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра).
Взносы на обязательное пенсионное страхование и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ):
-
если иностранец является временно пребывающим в РФ – не начисляются;
-
если иностранный работник временно или постоянно проживает в РФ – начисляются в общем порядке и по тарифам, установленным в отношении работников, являющихся гражданами РФ.
Взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются независимо от статуса иностранного работника (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ).
Взносы на страхование от несчастных случаев начисляются по общим правилам и тарифам независимо от статуса иностранца (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).
Чем отличается временно проживающий
Как уже говорилось, это иностранный гражданин с РВП, которое оформляется как отметка в паспорте. Иностранный гражданин с РВП не обязан получать дополнительных разрешений на работу, но трудиться вправе только в субъекте РФ, который выдал документ. Этот регион он не вправе покидать без согласования с органами ФМС.
Других ограничений по трудовой деятельности у обладателей РВП нет, никаких дополнительных разрешений ни работнику, ни работодателю получать не нужно, дополнительная отчетность не установлена. РВП выдается на 3 года без права продления.
Находящиеся в России только по миграционной карте вправе трудиться, но только после получения разрешения (с 2015 года — патента, гражданам ЕАЭС патент не нужен), это указано в п. 1 ст. 13.1 ФЗ-115. Работают такие иностранцы только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в патенте (п. 4.2 ст. 13 ФЗ-115). Работодателю нет необходимости получать специальное разрешение на допуск иностранцев с миграционной картой, но уведомить службу занятости, ФНС и ФМС придется.
Чтобы привлечь к трудовой деятельности иностранца с визой, следует:
Временно пребывающие или временно проживающие в чем отличие
Статья 2. Основные понятия
1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 24.02.2021 N 22-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 384-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам
Согласно положениям законов об обязательном страховании, проживающие (постоянно или временно) в РФ иностранцы оказываются подлежащими таким видам страхования, как:
То есть с доходов иностранцев, оформленных по трудовому или ГПХ договору, придется платить все взносы по тем же правилам, что и с доходов граждан РФ, если иностранцы не относятся к разряду специалистов высокой квалификации. В отношении специалиста высокой квалификации обязательными будут начисления на ОПС и ОСС.
О правилах уплаты взносов с выплат высококвалифицированных иностранных специалистов читайте в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.
ИП-иностранец окажется плательщиком взносов на ОПС и ОМС.
Общеустановленные тарифы для взносов в 2020–2021 годах с зарплаты работающих по трудовому или ГПХ договору иностранцев из ЕАЭС составят (ст. 426 НК РФ):
ВНИМАНИЕ! Временно пребывающим иностранным работникам взносы на ВНиМ рассчитывайте по ставке 1,8%, а ОМС не начисляйте. Беженцам все взносы начисляйте, как и россиянам (Письмо Минтруда от 19.12.2014 N 17-3/В-620). Но убедитесь, что у них действительно статус беженца.
Кроме того у плательщика взносов также может возникнуть:
Если работодатель включен в перечень МСП, то с дохода иностранного работника, превышающего МРОТ, он вправе уплачивать взносы по пониженным ставкам.
Подробнее о пониженных взносах читайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Тарифы страховых взносов с иностранцев в 2020–2021 годах на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.
Для иностранцев-ИП размер причитающихся к уплате взносов определится таким же образом, как и для ИП-граждан РФ (п. 1 ст. 430 НК РФ):
1. Годовой платеж на ОПС для дохода, не превышающего 300 000 руб. за год, будет равен 32 448 руб. в 2021 году. Если доход окажется больше 300 000 руб., дополнительно начисляется 1% с суммы, превысившей 300 000 руб. Общая сумма платежей не может быть больше 8-кратного фиксированного годового платежа 32 448 × 8 = 259 584 руб. в 2021 году.
Гражданство и международное право
Гражданство определяется как устойчивая правовая связь физического лица с государством. Более полно данный институт определен в законодательстве Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», действующему в редакции от 1 октября 2008 г., «гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей» (ст. 3). Гражданство возникает с момента рождения человека, сохраняется в течение всей его жизни и прекращается со смертью.
В гражданстве взаимными правами и обязанностями обладают как гражданин, так и государство. Гражданин независимо от того, где он находится (в пределах или вне пределов территории данного государства), пользуется правами и несет обязанности по отношению к своему государству. На основании ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства РФ. В соответствии со ст. 59 Конституции РФ 1993 г. защита Отечества является обязанностью гражданина РФ, и он несет военную службу, а по ст. 61 Конституции Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
В теории права институт гражданства характеризуется в двух аспектах. Во-первых, гражданство представляет собой субъективное право (включающее в себя ряд правомочий: право гражданина свободно покидать и возвращаться на территорию своего государства; право обладать всем объемом прав и свобод, предусмотренных законодательством государства; право занимать любую государственную должность и т.д.).
Во-вторых, гражданство – это правовой институт, образующий комплекс правовых норм, регулирующих отношения, которые возникают на основе правовой связи индивида и государства. Если осуществление государством юрисдикции традиционно ограничивалось в основном лицами, имуществом и действиями на его территории и только в исключительных случаях распространялось на граждан, выезжавших за границу, то на текущий момент реализация суверенного права или полномочия какого-либо государства за пределами его территории в отношении лиц становится все более распространенным явлением. Она обусловлена увеличением числа лиц, выезжающих за границу, глобализацией мировой экономики, ростом масштабов транснациональной преступности, нелегальной миграции и другими факторами.
Режим нелегальных мигрантов
Как указывалось ранее (см. § 1 данной главы), нелегальные мигранты не могут пользоваться правами и свободами на территории стран их незаконного пребывания. Эти страны высылают нелегальных мигрантов со своей территории, а также пытаются предотвратить попытки проникновения таких лиц на свою территорию. В договорной практике европейских государств имеют место соглашения о контроле над границами и обращении с незаконно прибывшими лицами, предусматривающие ответственность сторон за незаконный въезд или пребывание собственных граждан на территории другой договаривающейся стороны. Распространение подобных обязательств на граждан третьих стран и лиц без гражданства связано с 80-ми гг. прошлого столетия, которые были отмечены массовым незаконным притоком иностранцев в Европу. Первоначальные члены Шенгенских соглашений (шесть государств) подписали договор с Польшей. Европейский Союз заключил два соглашения об обратном приеме (реадмиссии) с Гонконгом и Шри-Ланкой. Российская Федерация заключила первое соглашение об обратном приеме с Литвой 12 мая 2003 г. (вступило в силу 20 августа 2003 г). В 2005 г. Россия была вынуждена вновь заключить такое соглашение с Европейским Союзом.
Основу такого рода соглашений составляют взаимные обязательства сторон принять обратно своих граждан, граждан третьих стран и лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию договаривающейся стороны или остающихся там без законных оснований, если данные лица прибыли с территории этой договаривающейся стороны.
Соглашение между Россией и Литвой о реадмиссии распространяется на две категории лиц: 1) граждан названных государств; 2) граждан третьих стран. Общим условием приема обратно для этих двух категорий лиц является въезд или пребывание на территории запрашивающей стороны с нарушением законодательства этой страны по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Первая категория лиц подлежит выдаче, если будет доказано, что они являются гражданами запрашиваемой о приеме стороны, либо утратили гражданство после въезда и не приобрели иного, либо в отношении данных лиц не принято решение о предоставлении гражданства.
Российские граждане подлежат обратному приему независимо от того, откуда они прибыли на территорию Литвы.
Для обратного приема лиц второй категории (граждане третьих государств) необходимо соблюдение иных условий. Должны быть доказаны: а) факт въезда непосредственно с территории запрашиваемого государства; б) законность оснований для пребывания в запрашиваемом государстве. Исключение составляют лица: 1) имевшие на момент въезда или приобретшие после действительный вид на жительство; 2) являющиеся гражданами государств, имеющих общую границу с запрашивающим государством (для Литвы это Белоруссия и Польша); 3) находившиеся в транзитной зоне международного аэропорта запрашиваемой стороны.
В соответствии с договорами об обратном приеме должны быть созданы технические возможности для управления процедурой и операциями по перемещению нелегальных мигрантов, а также установлены правила возмещения затрат, защиты данных и т.д.
Право убежища – это предоставленная государством каждому лицу юридическая возможность въезда и проживания на его территории в силу преследования данного лица по политическим и иным мотивам в государстве, гражданином которого оно является. В ст. 1 Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г. подтверждается, что убежище предоставляется государством в осуществление его суверенитета.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозглашает право лица искать убежище от преследования в других странах и пользоваться им (ст. 14).
Предоставление убежища имеет строго индивидуальный характер, оно рассматривается как гуманный акт и является правомерным по отношению к другим государствам. Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должны уважать все остальные государства. Предоставление убежища какому-либо лицу предполагает невыдачу его другому государству. Однако такие лица теряют право на дипломатическую защиту со стороны своего государства.
Право убежища преимущественно регулируется национальным законодательством государств. Данное право впервые в законодательном порядке было закреплено в Конституции Франции 1793 г., которая обеспечивала «убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы».
В настоящее время право убежища закреплено в конституциях многих стран. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».
В отсутствие всеобъемлющего международного договора право убежища регулируется преимущественно обычными нормами международного права. Указанные нормы исходят из того, что: 1) каждый человек имеет право искать убежище в других государствах в случае преследования по политическим и другим причинам; 2) каждое государство исходя из суверенитета на уровне своего законодательства определяет порядок предоставления убежища; 3) предоставление убежища не следует рассматривать в качестве недружественного акта по отношению к другому государству; 4) лицо, которому предоставлено убежище, не может подвергаться высылке в страну, в которой оно преследуется; 5) убежище не предоставляется лицам, совершившим международные преступления либо обвиняемым в общеуголовных преступлениях.
В международной практике получил признание такой вид убежища, как территориальное убежище, нашедший свое закрепление в Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г. В Декларации о территориальном убежище, принятой Комитетом министров Совета Европы в 1977 г., подтверждается право каждого государства предоставлять убежище любому лицу, которое имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенным политическим убеждениям.
Другой вид – дипломатическое убежище сложился в практике латиноамериканских государств и получил свое закрепление в Гаванской конвенции об убежище 1928 г. и в Конвенции о дипломатическом убежище 1954 г. На основании этих актов убежище предоставляется на территории дипломатического представительства и консульского учреждения в государстве пребывания, на борту военных кораблей и воздушных судов и на территории военных баз иностранных государств. К слову сказать, страны Латинской Америки могут практиковать дипломатическое убежище только в отношениях между собой.
Но международной практике известны случаи, когда они пытались расширить пространственные пределы предоставления этого вида убежища. Так, в частности, правительство Чили предоставило в помещении своего посольства в Берлине убежище Э. Хоннекеру, преследуемому по подозрению в совершении преступлений в его бытность руководителем Германской Демократической Республики. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., которая должна применяться в отношениях стран Америки с государствами других континентов вообще, в данном случае, в частности, не признает право убежища на территории дипломатического представительства в государстве пребывания.
Получившее убежище лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, предоставившего такое убежище.
В соответствии с международно-правовыми нормами на право искать убежище и пользоваться убежищем не может претендовать лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества. Однако это не мешает ряду государств предоставлять политическое убежище лицам, которые преследуются в своем государстве за указанные преступления. Так, в 2003 г.
Великобритания предоставила политическое убежище А. Закаеву, который обвиняется правоохранительными органами России в совершении тяжких преступлений, в том числе террористических актов.
Оценка оснований для предоставления убежища отнесена к усмотрению предоставляющего это убежище государства. Государства, предоставляющие убежище, не должны позволять лицам, получившим убежище, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.
В Российской Федерации предоставление политического убежища производится указом Президента РФ по представлению Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ. Порядок предоставления политического убежища определен Положением, утвержденным
Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ от 1 декабря 2003 г.). В России политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые ищут убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным международным сообществом, нормам международного права. Условием предоставления политического убежища является и то, что преследование должно быть направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении данного убежища. Лицо может быть лишено предоставленного ему политического убежища указом Президента РФ по соображениям национальной безопасности, а также в случае, если оно занимается деятельностью, противоречащей цели и принципам ООН, либо если лицо совершило преступление и в отношении его имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда.
Что такое постоянное проживание за границей
В целях организации эффективного консульского обслуживания российских граждан, защиты их прав и охраняемых законом интересов за пределами Российской Федерации российскими консульскими учреждениями ведётся учёт постоянно проживающих и временно пребывающих в соответствующих консульских округах граждан Российской Федерации. Данная процедура, основанная на прямом обращении граждан в консульское учреждение, не является обязательной, однако позволяет решать определённые вопросы, не выезжая в Россию (участие в выборах и референдумах, оформление паспортов, регистрация актов гражданского состояния и другие).
В этой связи Генеральное консульство России в Хьюстоне в рамках своего консульского округа осуществляет работу на следующих направлениях:
Граждане Российской Федерации считаются постоянно проживающими за границей, если они сняты с регистрационного учёта в органе внутренних дел по месту жительства в Российской Федерации и имеют разрешение властей государства пребывания на такое проживание.
Снятие с регистрационного учёта в России оформляется соответствующим органом внутренних дел путём проставления в паспорте, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации («внутренний паспорт»), отметки в виде штампа «Снят с регистрационного учёта». В некоторых случаях выдаётся «Адресный листок убытия» (Форма 7) к паспорту с пометкой о выезде за границу.
В паспорте, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации («загранпаспорт»), органами внутренних дел производится отметка «Для проживания за границей» (или «Выезд на постоянное жительство»), которая скрепляется подписью сотрудника паспортно-визовой службы и печатью.
Граждане Российской Федерации считаются временно пребывающими за границей, если они не сняты с регистрационного учёта в органе внутренних дел по месту жительства в Российской Федерации. К этой категории относятся граждане, находящиеся в служебной командировке, и граждане, временно находящиеся за границей в частной поездке (учёба, лечение, работа по контракту, туризм, предпринимательская деятельность, посещение родственников и знакомых и другие частные дела).
В течение какого времени нужно уведомить?
Закон о гражданстве предусматривает несколько вариантов развития ситуации при получении паспорта другого государства или ВНЖ. От произошедшего сценария зависит точка отсчета и количество времени, в течение которого нужно уведомить государство о наличии связи с иностранным государством.
Важно! В п. 3 отсчет срока для исполнения обязанности по уведомлению начинается с момента въезда. Потому, если вы посетите Россию хотя бы на 1 один день, вы должны будете подать уведомление в течение 30 дней. Этот срок не прерывается и не возобновляется при повторном посещении РФ через некоторое время.
Все эти сроки применяются и в случае пересечения границы недееспособными и ограниченно дееспособными лицами. Напоминаем, что подать уведомление за таких граждан РФ должен их законный представитель.
Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан
Итак, статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина предоставляет ему следующие права:
- право свободного въезда на территорию РФ и выезда с этой территории;
- право на получение медицинской помощи в рамках ОМС;
- право на назначение и на получение пенсии на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
- право на осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.
Разница между местом жительства и пребывания человека
Постоянное проживание не означает обязательно длительное проживание. Важно, чтобы в силу сложившихся условий гражданин обосновался в данном месте. Например, молодой специалист, приехавший по окончании вуза на работу в определенный населенный пункт, имеет со дня поселения местом жительства этот населенный пункт, а не город, где он учился или где живут его родители.
Таким образом, любой гражданин РФ может находиться на территории РФ без каких-либо разрешений на это. И регистрация по адресу жительства или пребывания тут вообще ни при чем. Может, я только вчера приехала. Или даже два месяца назад. Докажите, что это не так.
Каждому гражданину стоит знать, в чем заключается разница между регистрацией по месту жительства и по месту пребывания. Потому как данные процедуры имеют очевидные отличия и требуются в разных ситуациях.
У любого гражданина Российской Федерации должна быть постоянная регистрация, и она впервые осуществляется ещё в младенческом возрасте. При этом по месту пребывания люди встают на учёт уже при необходимости, то есть, когда им надолго приходится уезжать в другой город.
Оба варианта требуют обращения в миграционный орган и предоставления конкретных документов. Но прежде чем вставать на учёт, необходимо чётко понимать, чем временная прописка отличается от постоянной.
Режимы для иностранных граждан
На территориях государств, где пребывают граждане иностранных стран, должны пользоваться определенным режимом. Правовые статусы иностранных граждан, которые определяют объемы того, какие должны быть их права и обязанности, можно обозначить «режимом иностранцев». Для иностранных граждан могут устанавливать такие режимы:
- Национальные режимы – предполагают то, что права и обязанности будут выравниваться с местными гражданами (согласно 62 статье Конституции Российской Федерации). Абсолютные и полные национальные режимы для иностранцев не могут предоставляться в государства – согласно общим правилам иностранцы не имеют права избирательства и занятия государственных должностей. Данное правило общепринято и не имеет исключений. Национальные режимы установлены в национальных законодательствах, но также может предусматриваться в актах международного права.
- Специальные режимы – в них предполагается, что иностранные граждане будут наделены специальными правами и обязанностями, отличающихся от тех, которые имеют местные граждане. Иностранным гражданам предоставляется национальный режим относительно экономической, социальной, гражданско-процессуальной и гражданской сферы; специальный режим предоставляется также в политической, трудовой, административной и семейно-правовой сфере.
Специальные режимы закрепляются на уровне национального законодательства и в соглашениях международного характера.
Специальные режимы также могут носить негативный характер. В таких случаях они представляют собой сумму ограничений в области права, распространяющиеся только на иностранных граждан (к примеру, иностранные граждане и имеют права занимать должность капитанов судов и членов экипажа самолетов).
Специальные режимы помимо негативного, могут также быть позитивными. Иными словами, иностранцы или те, кто имеет гражданство других стран, имеют преимущества относительно какой-либо сфер деятельности (жители пограничной области могут въезжать на территории соседних государств в безвизовом режиме, совершать беспошлинную пограничную торговлю). Специальные правила применяют относительно имущества граждан таких стран, как Дания, Финляндия, Исландия и Норвегия, которые на постоянной основе проживают на территории Королевства до момента кончины. Также это относится к собственностии людей, которые умерли, но были датскими, финскими, исландскими или норвежскими гражданами, постоянно проживающими именно в этих странах. Это по большей части необходимо для того, чтобы контролировать их нераспределенное имущество (в соответствии с 4 статьей 3 главы Закона Швеции относительно коллизии законов в области наследования от 1937 года).
- Режимы наибольшего благоприятствования – люди, которые являются гражданами иностранного государства, уравниваются в правах и обязанностях между собой в некоторых областях в определенном государстве. Граждане одних стран пользуются правами и привилегиями на территории одного государства, которые могут в автоматическом порядке распространятся на всех иностранцев. Данный режим может быть установлен на основе международного соглашения и трансформироваться в национальные режимы.
Каждый и режимов, которые устанавливается, может быть основанием для того, чтобы ввести в связи с распоряжением власти соответствующих государства ограничения и изъятия, что чаще всего случается во время того, как применяются реторсии: «Физическое лицо, являющееся гражданином иностранного государства, или лицо без гражданства какой-либо страны могут быть также правоспособны и дееспособны, как и граждане Грузии. В качестве исключения можно допустить, что иностранное государство предполагает нормы, которые ограничивают различные права грузинских граждан. Для данных целей может понадобиться норма закона, которая четко определена» (в соответствии с 21 статьей Закона о международном частном праве Грузии).
Иностранные граждане могут находиться в «двойных подчинениях», то есть подчиняться одновременно двум началам – территориальным (юрисдикция тех государств, где иностранец находится в данный момент) и экстерриториальным (юрисдикция государства, гражданином которого он является).
На общем основании признается, что иностранцы имеют право на выполнение обязанностей и пользования правами, которые соответствуют его национальным правам в той мере, которая не может противоречить нормам суверенитета, безопасности и законодательства стран, в которых он пребывает на данный момент.
Современное международное право предполагает тенденцию того, что права иностранных граждан, которые проживают на территории отдельных государств, уравниваются с правами местного населения и их правовой статус иностранцев приближается к правовому статусу местного населения. В декларации Генеральной Ассамблеи ООН относительно прав человека по отношению к лицами, которые не являются гражданами стран, которые являются местом их проживания (от 1985 года): закрепляются такие правила:
- Всеми государствами устанавливается правовые режимы относительно иностранных граждан, которые учитывают определенные обстоятельства международного характера.
- Иностранцами должны соблюдаться все правила и законы, установленные государством, в котором они проживают, а если эти законы нарушаются, иностранцы несут ответственность так же, как и местные граждане.
- Иностранные граждане, которые проживают на территории иностранного государства, могут использоваться определенный объем гражданских прав и свобод, которые устанавливаются национальным законодательством и международными договорами.
- Нельзя допустить массовую высылку иностранных граждан, которые в законном порядке находятся в данном государстве; в индивидуальном порядке они могут быть высланы только в качестве исполнения соответствующих законов и официальных решений и на основании обстоятельств, которые предусмотрены в законах.
Кого называют временно проживающими
Временно проживающими считаются иностранные граждане, имеющие оформленное в законном порядке РВП, которое позволяет им проживать на российской территории. Срок, на который иностранец получает РВП, — 3 года. После этого ему необходимо получить ВНЖ, ведь такое разрешение продлить нельзя.
Это кардинально отличает данный статус иностранного гражданина от других, потому что срок действия миграционной карты может быть продлен многократно, а у ВНЖ нет такого срока (исключение — высококвалифицированные сотрудники, срок ВНЖ которых равен сроку действия разрешения на работу).
В целях идентификации иностранцам, временно проживающим на территории России, проставляют отметку в документе, удостоверяющем личность, о том, что им предоставлено это право. Если такого документа нет, РВП оформляют отдельно.
И еще один нюанс — такой сотрудник может осуществлять трудовые обязанности только на территории субъекта проживания, кроме тех работников, которые перечислены в Приказе Минздравсоцразвития от 28.07.2010 № 564н.
Отличие временно пребывающего иностранца от временно проживающего состоит в: документе, разрешающем его пребывание на территории РФ; перечне прав; сумме уплачиваемых за него страховых взносов.