Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взаимозависимые лица в 2021 году: кто они?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса. Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого. Например, компания А является учредителем компании Б. Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.
Критерии отнесения к аффилированным лицам
Чтобы признать физическое или юридическое лицо аффилированным, необходимо определить его способность оказывать влияние на других субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность или являющихся участниками сделок. Законодательство разделяет лица, которые являются аффилированными по отношению к юридическому лицу, и тех, кто оказывает влияние на «физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность», то есть на ИП.
К первым статья 4 Закона «О конкуренции…» относит тех, кто соответствует следующим признакам:
- представитель коллегиального исполнительного органа или органа управления (например, совета директоров или наблюдательного совета), а также лицо, «осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа». Этот пункт действует и в отношении юрлиц, являющихся участниками финансово-промышленных групп;
- лица из той же группы, что и юридическое лицо;
- те, кто имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, относящихся к голосующим акциям или приходящихся на долю участия в уставном капитале компании. К этому пункту относятся и юридические лица.
По отношению к ИП аффилированными являются:
- Организации, в которых его доля уставного капитала составляет больше 20%.
- Лица, относящиеся с ним к одной группе. Понятие группы лиц раскрывается в п. 7 ч.1 ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции» (перечисляются родственные связи, в т. ч. некровные).
Действия налогового органа в ходе контроля сделок
В ходе контроля сделок между взаимозависимыми лицами налоговый орган вправе осуществлять следующие действия (мероприятия налогового контроля):
- истребовать документы у налогоплательщика (п.п. 1, 2, 5 ст. 93 НК РФ);
- истребовать документы и сведения у контрагентов и иных лиц (ст. 93.1 НК РФ);
- назначать экспертизы (ст. 95 НК РФ);
- привлекать к участию переводчика (ст. 97 НК РФ);
- привлекать специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст. 96 НК РФ);
- осуществлять выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ).
Не все взаимозависимые лица подлежат усиленному контролю для целей налогообложения. Есть ограничения по суммам сделок и режимам налогообложения. Но если организация попала в перечень взаимозависимых лиц, необходимо сдавать отчётность по контролируемым сделкам по итогам года.
1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
Пример
Организация А владеет долей 35% в Организации Б.
Организации А и Б взаимозависимые лица.
2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
Пример
Петров владеет долей 45% в Организации А.
Петров и Организация А взаимозависимые лица.
3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
Пример
Петров владеет долей 30% в Организации А.
Петров владеет долей 30% в Организации Б.
У организаций А и Б нет доли участия друг в друге.
В этой ситуации Организации А и Б взаимозависимые лица.
4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);
6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;
7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
Пример
Петров является генеральным директором Организации А.
Петров и Организация А взаимозависимые лица.
8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
Пример
Петров является генеральным директором Организации А.
Петров является генеральным директором Организации Б.
Организации А и Б взаимозависимые лица.
9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;
10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
Долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи (прим. — близкие родственники), в указанной организации (п. 3 ст. 105.1. НК РФ).
Пример
Мать владеет долей 20% в ООО.
Сын владеет долей 10% в том же ООО.
Считается, что доля участия матери в ООО 30% (учитывается доля сына).
Так же считается, что доля участия сына в ООО 30% (учитывается доля матери).
Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения (п. 4 ст. 105.1. НК РФ).
Участие государства и муниципальных образований
Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми (п. 5 ст. 105.1. НК РФ).
Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.
Пример
Российская Федерация владеет 50% акций АО1.
Российская Федерация владеет 70% акций АО2.
АО1 и АО2 не признаются взаимозависимыми лицами (если нет иных признаков взаимозависимости, кроме владения акциями государством).
Налоговая обязанность: юридическая природа, основания возникновения, приостановления и прекращения
Налоговая обязанность в широком смысле включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определенных ст. 23 НК РФ.
Налоговая обязанность в узком смысле представляет собой реализацию конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений. Одновременно исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика: встать на учет в налоговом органе, вести налоговый учет, самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога, перечислить налог в соответствующий бюджет и т. д.
Общими основаниями возникновения налоговой обязанности являются наличие у налогоплательщика объекта налогообложения и истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен. В то же время по каждому налогу могут устанавливаться свои, особенные основания — самостоятельные юридические факты, формирующие сложный фактический состав. Например, в отношении окладных налогов, исчисление которых производят налоговые органы (транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц) таким основанием выступает обязательное уведомление налогоплательщика об уплате налога.
Налоговая обязанность прекращается в следующих случаях.
1) Уплата налога (сбора) налогоплательщиком.
2) Смерть налогоплательщика или признание его умершим. Исключение составляют поимущественные налоги умершего лица либо лица, признанного умершим, которые погашаются в пределах стоимости наследственного имущества.
3) Ликвидация организации-налогоплательщика. Обязанность налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора согласно подп. 4 п. 3 ст. 44 Кодекса прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика, только после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).
4) Возникновение иных обстоятельств, влекущих прекращение налоговой обязанности. К числу таких обстоятельств можно отнести:
А) принудительное взыскание налога за счет безналичных денежных средств либо иного имущества налогоплательщика (ст. ст. 46—48 НК);
Б)уплату налога реорганизованной организации ее правопреемником (ст. 50 НК);
В) уплату налога лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, за безвестно отсутствующего налогоплательщика (п. 1 ст. 51 НК);
Г) уплату налога опекуном за недееспособного налогоплательщика (п. 2 ст. 51 НК);
Д) списание безнадежных долгов по налогам (ст. 59 НК);
Е) уплату налога поручителем за налогоплательщика (ст. 74 НК) и др.
НК РФ предусматривает возможность приостановления исполнения налоговой обязанности. Согласно п. 3 ст. 51 НК РФ, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств налогоплательщиков. При принятии в дальнейшем решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение налоговой обязанности возобновляется со дня принятия указанного решения.
Налоговые последствия по сделкам между взаимозависимыми лицами
Каждая сделка, заключаемая между взаимозависимыми лицами подлежит тщательной проверке. Это вытекает из того, что заключая сделки на каких либо специальных условиях, взаимозависимые организации или физлица могут одной из целей преследовать сокрытие доходов, а в других ситуациях завышение расходов. Результатом этого может быть занижена налоговая база, что в первую очередь грозит потерями для госбюджета.
Чтобы такие ситуации не пропускать существуют некоторые правила, согласно которых:
- Любой доход, который должна получить одна сторона, но не был получен в результате особых условий заключенной сделки, к налоговому учету принимаются у данной стороны;
- Если цена сделки не соответствует рыночной, то взаимозависимые лица обязаны учесть при расчетах цену рыночную и сделать это сразу же, либо к окончанию того года, в который результат сделки был принят к налоговому учету.
Взаимозависимые лица в 2021 году: кто они?
Среди финансовых и юридических терминов часто используется понятие «взаимосвязанные лица». Данный термин в чем-то схож с понятием «взаимозависимые лица», но в налоговом праве он не используется.
Взаимосвязанные лица – субъекты, соответствующие хотя бы одной из перечисленных ниже характеристик:
- 1 лицо прямо (косвенно) контролирует другое;
- один или несколько сотрудников работают в нескольких организациях, например директором в 1-й и 2-й компании является один и тот же человек;
- несколько юрлиц связаны договорными правоотношениями и совместно работают с целью получения прибыли, включая расходы и убытки;
- работник и работодатель;
- 2 компании контролируются третьим лицом;
- 2 лица прямо или косвенно контролируют третье лицо;
- лица являются родственниками или членами одной семьи.
Понятие взаимосвязанности лиц приведено в ст. 37 приложения 1 к Таможенному кодексу Евразийского экономического союза. Один из критериев, предопределяющих возникновение соответствующих последствий, — контролируемость сделок с участием взаимозависимых лиц. Изучим данный аспект подробнее.
Взаимозависимость лиц может устанавливаться:
- в силу положений закона (на основании критериев, рассмотренных нами выше);
- в порядке самостоятельного признания лицами своей взаимной зависимости;
- по решению суда.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются не только субъекты бизнеса, но также и физлица. Изучим данный аспект подробнее.
Юрисдикция НК РФ в части регулирования сделок между взаимозависимыми лицами также распространяется на граждан, не зарегистрированных как ИП и не имеющих отношения к деятельности хозяйственных обществ. Так, в соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются близкие родственники — об этом мы сказали выше.
Присутствие в НК РФ указанной нормы означает, в частности, что взаимозависимые физлица не могут пользоваться налоговыми вычетами на основе сделок, заключаемых между собой (п. 5 ст. 220 НК РФ). Так, например, человек не вправе оформлять имущественный вычет, купив жилье у родственника (даже если сделка сопровождается реальными денежными расчетами и уплатой НДФЛ продавцом).
Взаимозависимыми лицами в налоговых правоотношениях могут быть как физлица, так и организации. Если речь идет о сделках только с участием физлиц (не имеющих статуса ИП), то их взаимная зависимость является препятствием для пользования установленными НК РФ налоговыми вычетами. Взаимозависимые юрлица (а также физлица, имеющие отношение к их деятельности и те, что находятся в служебной субординации) могут иметь ограничения в части определения финансовых условий заключения сделок, если соответствующие правоотношения будут признаны контролируемыми.
Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами. Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога. К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу применения отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Кодекса.
В целях Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 Кодекса.
Согласно положениям статьи 105.14 Кодекса сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, признаются контролируемыми в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в пункте 2 указанной статьи, при условии, что в этом случае сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей.
Таким образом, одним из условий признания сделок между взаимозависимыми лицами в соответствии с пунктом 2 статьи 105.14 Кодекса контролируемыми является соблюдение требования, согласно которому местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по таким сделкам является Российская Федерация.
При анализе соблюдения данного требования в ситуациях, когда в состав участников сделок между взаимозависимыми лицами входят исключительно российские организации и их иностранные филиалы, необходимо учитывать следующее.
Налоговыми резидентами Российской Федерации в целях Кодекса признаются организации, перечисленные в пункте 1 статьи 246.2 Кодекса, в том числе российские организации.
При этом согласно положениям пункта 1 статьи 311 Кодекса доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Учитывая изложенное, полагаем, что вышеуказанное требование в ситуациях, когда в состав участников сделок между взаимозависимыми лицами входят исключительно российские организации и их иностранные филиалы, возможно считать выполненным.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в этом письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Кто такие взаимозависимые лица и почему их не любит налоговая
Кредитные отношения между юридическими структурами, характеризуемыми как взаимозависимые, в некоторых случаях могут относиться к разряду контролируемых, но уведомить налоговую службу необходимо при любых договорах.
Не подлежат контролю беспроцентные соглашения между российскими предприятиями (ст. 105 НК РФ, Письма МФ РК №03-03-РЗ/16846 от 23.03.2017), зарегистрированными на территории РФ, при этом не принимается во внимание дата заключения самого договора или дополнительных соглашений к нему.
Соглашения организаций и/или граждан, между которыми выявлены особые отношения, находятся на особом контроле ФНС и тщательно проверяются.
Компания обязана направить сообщение в налоговую службу по месту регистрации о проведении сделки, относящейся к контролируемым. Предельный срок оповещения — до 20 мая года, следующего за тем, в котором договор был оформлен (ст. 105 НК РФ). При нарушении срока отправки сведений на предприятие может налагаться штраф в сумме 5000 руб. (ст. 129 НК РФ), а на руководящее должностное лицо – штраф от 300 руб. до 500 руб. (ст. 15 КоАП).
Сведения направляются в виде специального уведомления по утвержденной форме (Приказ ФНС РФ №ММВ-7-13/524, 27.07.2012) одним из способов: в бумажном виде или в электронном варианте.
НК РФ Статья 20. Взаимозависимые лица
Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки о проведении такой проверки. Справка составляется в последний день проверки (п. 8 ст. 105.17 НК РФ).
По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев. В исключительных случаях, по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС, срок может быть продлен. Основания, по которым срок проверки может быть продлен, и сроки продления приведены в таблице 4.
Таблица 4.
Основания и сроки продления проверки контролируемых сделок
№ п/п |
Основания продления срока проверки |
Срок, на который проверка может быть продлена, месяцы |
1 |
Проведение проверки в отношении организации, отнесенной в соответствии со статьей 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков |
максимально на 6 |
2 |
Возникновение на месте проведения проверки обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т. п.) |
максимально на 6 |
2 |
Непредставление налогоплательщиком в установленный срок* документов, необходимых для проведения проверки |
максимально на 6 |
4 |
Получение информации от иностранных государственных органов |
от 6 до 9 |
5 |
Проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке |
максимально на 6 |
* 30 дней со дня получения налогоплательщиком Требования ФНС (п. 6 ст. 105.17 НК РФ).
Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица (глава 14.3 НК РФ)
При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами) налоговый орган использует следующие методы:
- метод сопоставимых рыночных цен (приоритетный). Цена, примененная в анализируемой сделке, сопоставляется с интервалом рыночных цен;
- метод цены последующей реализации. Валовая рентабельность, полученная лицом, совершившим анализируемую сделку, при последующей реализации (перепродаже) им товара, приобретенного им в этой анализируемой сделке (группе однородных сделок), сопоставляется с рыночным интервалом валовой рентабельности;
- затратный метод. Валовая рентабельность затрат лица, являющегося стороной анализируемой сделки (группы анализируемых однородных сделок), сопоставляется с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках;
- метод сопоставимой рентабельности. Операционная рентабельность, сложившаяся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, сопоставляется с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках;
- метод распределения прибыли. Фактическое распределение между сторонами сделки совокупной прибыли, полученной всеми сторонами этой сделки, сопоставляется с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок.
Обязанность налогоплательщика представлять документацию по требованию налогового органа
Налогоплательщик по требованию налогового органа представляет документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанной в требовании:
- перечень контрагентов по сделке;
- описание сделки и ее условий, включая методику ценообразования, условия и сроки платежей;
- функции контрагентов;
- используемые контрагентами активы;
- принимаемые контрагентами экономические риски;
- сведения об использованных методах корректировки налоговой базы, предусмотренных гл. 14.3 НК РФ (причины выбора конкретного метода, источники информации, расчет интервала цен (рентабельности), сумма доходов и расходов, размер рентабельности, экономическая выгода, рыночная стратегия, прочие факторы, повлиявшие на цену и (или) рентабельность, корректировки налоговой базы и суммы налога).
Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее — взаимозависимые лица).
Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.
Сделки между аффилированными лицами: последствия
Взаимозависимость — понятие, очень близкое другому, аффилированности. При этом факт аффилированности (устанавливаемый исходя из критериев, которые определены ст. 4 закона РСФСР «О конкуренции» от 22.03.1991 № 948-1) сторон сделки в общем случае не предопределяет правовых последствий, аналогичных тем, что характеризуют контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами.
Вместе с тем в законодательстве можно выделить ряд следующих обязанностей:
- для всех юрлиц — по раскрытию информации об аффилированных субъектах в бухгалтерской отчетности (подп. «а» п. 4, пп. 6, 10–15 ПБУ 11/2008);
- для ООО — по обеспечению хранения данных об аффилированных субъектах (п. 1 ст. 50 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ);
- для АО — о публикации информации об аффилированных субъектах в интернете (п. 73.3 Положения ЦБ РФ от 30.12.2014 № 454-П).
Неисполнение указанных обязанностей может привести к крупным штрафам, которые, в принципе, сопоставимы с экономическими рисками при сделках между взаимозависимыми лицами. Например, если АО не опубликовало сведений об аффилированных субъектах в соответствии с Положением 454-П, то может быть оштрафовано на сумму до 1 млн рублей (должностное лицо — до 50 000 рублей) на основании п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Дополнительные негативные последствия взаимозависимости
Операции между взаимозависимыми лицами — это не только предмет пристального контроля со стороны налоговых органов. Взаимозависимость может очень сильно ограничить лицо в правах. Каким образом?
Например, физическое лицо может быть ограничено в праве на имущественный налоговый вычет, если операции осуществляются между близкими родственниками.
Для юридических лиц тоже есть аналогичная норма — право на льготу не действует для взаимозависимых организаций. Например, согласно п. 25 ст. 381 Налогового кодекса РФ нельзя применить освобождение от налога на имущество, если оно приобретено у взаимозависимой компании.
Другой пример — невозможность для налогоплательщика полностью учесть проценты по займам, выданным взаимозависимым иностранным кредитором на основании п.2 ст.269 НК РФ.
В некоторых случаях налоговые органы переквалифицируют отношения из заемных в инвестиционные.
Комментарий к статье 105.1 НК РФ
Комментируемая статья регламентирует порядок признания лиц, участвующих в сделке, взаимозависимыми.
Возникновение в части первой НК РФ раздела 5.1, а также взаимосвязанных с ним положений части второй НК РФ связано с принятием Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».
Как разъяснено в Письме Минфина России от 05.12.2012 N 03-01-18/9-187, критерии взаимозависимости лиц установлены статьей 105.1 НК РФ.
Пункт 1 данной статьи устанавливает общее условие, при выполнении которого может ставиться вопрос о признании лиц взаимозависимыми для целей налогообложения: особенности отношений между ними оказывают (могут оказывать) влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых ими, и (или) экономические результаты их деятельности.
В пункте 2 статьи 105.1 НК РФ перечислены обстоятельства, предусматривающие непосредственное отнесение лиц к разряду взаимозависимых, однако пункт 7 статьи 105.1 НК РФ оставляет право за судом признать лица взаимозависимыми по иным обстоятельствам, если выполняется условие, указанное в пункте 1 данной статьи.
Кроме того, пункт 6 статьи 105.1 НК РФ предоставляет право организациям и (или) физическим лицам, являющимся сторонами сделок, самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами.
В Письме ФНС России от 27.11.2015 N ЕД-4-13/20767 указано, что в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах предусматриваются следующие критерии контроля и управления одного лица другим лицом.
Общий критерий контроля и управления содержится в пункте 1 статьи 105.1 НК РФ: «для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей».
Формальные критерии контроля и управления перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Указанными критериями являются:
1) участие организации прямо и (или) косвенно в другой организации, и доля такого участия составляет более 25 процентов;
2) участие физического лица прямо и (или) косвенно в организации, и доля такого участия составляет более 25 процентов;
3) участие одно и того же лица прямо и (или) косвенно в организациях, и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
4) назначение (избрание) лицом (в том числе физическим лицом совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ) единоличного исполнительного органа этой организации или не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
5) назначение (избрание) по решению одного и того же лица (в том числе физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ) в организациях единоличного исполнительного органа либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета);
6) более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) в организациях составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ;
7) осуществление лицом полномочий единоличного исполнительного органа организации;
8) осуществление одним и тем же лицом полномочий единоличного исполнительного органа в организациях;
9) наличие доли в размере более 50 процентов прямого участия каждого предыдущего лица (организации и (или) физического лица) в каждой последующей организации;
10) подчинение одного физического лица другому физическому лицу по должностному положению;
11) наличие родственных отношений между физическим лицом и его супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечными.
Например, признание организации и ее сотрудников взаимозависимыми лицами прямо НК РФ не предусмотрено, однако могут быть применены положения пунктов 6 и 7 статьи 105.1 НК РФ.
Следовательно, в случае продажи организацией жилых помещений своим сотрудникам по цене ниже рыночной у сотрудников может возникать экономическая выгода (доход), определяемая как разница между рыночной ценой и стоимостью жилого помещения, приобретенного у организации. Указанный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Внесение изменений в указанный порядок налогообложения в настоящее время не планируется.
Аналогичная позиция изложена в Письмах Минфина России от 01.10.2012 N 03-01-18/7-134 и от 27.09.2012 N 03-04-06/6-293.
В Письме от 05.12.2012 N 03-01-18/9-187 Минфин России также указывает, что признание организации и ее работников взаимозависимыми лицами пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ не предусмотрено (за исключением ситуаций, когда сотрудник: прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов (подпункт 2 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ); имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации (подпункт 4 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ); осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа организации (подпункт 7 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ)).
При признании лиц взаимозависимыми следует исходить из совокупности положений, изложенных в статье 105.1 НК РФ. При этом указанные в статье 105.1 НК РФ лица признаются взаимозависимыми вне зависимости от конкретных условий совершаемых между ними сделок.
Такие разъяснения приведены ФНС России в Письме от 23.04.2012 N ЕД-4-3/6821@.
В случае наличия спора между организациями и (или) физическими лицами, являющимися сторонами сделки, по поводу признания себя взаимозависимыми лицами, такой спор может быть разрешен в судебном порядке.
При этом обратиться в суд с иском о признании лиц взаимозависимыми могут как лица, являющиеся сторонами сделки, так и налоговые органы.
Данный вывод содержится в Письме Минфина России от 17.08.2012 N 03-01-18/6-106.
Следует учитывать позицию КС РФ, выраженную в Определении от 04.12.2003 N 441-О. Суд, рассматривая норму пункта 2 статьи 20 НК РФ, аналогичную по своей сути норме, содержащейся сейчас в пункте 7 статьи 105.1 НК РФ, пришел к выводу, что право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах.
При передаче организацией в доверительное управление паевым инвестиционным фондом доли голосующих акций другой организации, составляющей более 25 процентов, учредитель управления паевым инвестиционным фондом сохраняет взаимную зависимость с такой организацией при наличии обстоятельств, предусмотренных положениями статьи 105.1 НК РФ.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 30.08.2012 N 03-01-18/6-120.
В соответствии с пунктом 5 статьи 105.1 НК РФ прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.
Указанные в данном пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным статьи 105.1 НК РФ.
Таким образом, как пояснил Минфин России в Письме от 17.08.2012 N 03-01-18/6-106, перечисленные в пункте 5 статьи 105.1 НК РФ лица могут быть признаны взаимозависимыми исключительно при наличии иных оснований, предусмотренных указанной статьей.